Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Как правильно написать сочинение


1. Исходный текст разделите на микротемы (предложения, объединенные одной мыслью). Абзац2. Выделите основную мысль каждой микротемы3. Сформулируйте данную мысль4. Запишите её в виде пункта плана5. Используйте глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает, затрагивает и т.п. Автор обращает внимание на (что?)…, - заостряет (что?), - акцентирует внимание (на чём?)…, - подчёркивает, выделяет, отмечает (что?), - указывает (на что?)… и т.п. Автор считает,утверждает, что…убеждён в том, что…делает вывод, что… (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. Её я никогда не называла бабушкой – только мамой.Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего… Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства 1. Пересказать содержание исходного текста2. Описывать собственные впечатления от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного3. Использовать одну развернутую цитату из текста4. Переписать текст рецензии задания В85. Рассказать о средствах выразительности6. Выразить собственное отношение к проблеме Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». Я упорно твердила: «Зина». Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. Мне казалось, что это было бы предательством по отношении к Матери. Сейчас, когда прошло столько лет, я. Конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так и не назвала мамой родившую меня женщину. Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. Рассказчица с детства считала бабушку Матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета. Мать делала много полезного6 она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий. Мать свою жизнь подчинила интересам внучки (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась». Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым. (21)Мать любила читать. В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома. Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена (26)Я была домашним ребёнком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг в санаторий. (29)отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее». Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми (30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся. Мне ещё надо дорастить тебя».(По Т.Щегловой) Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью. Т.Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать» Проблема морально-этическаяАктуальная (почему?)потому что дает возможность понять:Что значит быть Матерью?Почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?Как овладеть искусством стать Матерью?потому что Заставляет задуматься об ответственности быть матерью;Позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;Понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязательств;Помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка и т.п. ТЕЗИСПочему это так?Потому что (так как)…Аргумент 1 Аргумент 2Что следует из вышесказанного?Вывод Настоящей матерью человек может считать только ту женщину, которая вырастила и воспитала его.ПОЧЕМУ? (Так как…) Материнство – это ответственность за судьбу ребёнка и умение его любить, независимо от того, родной он или приёмный. Так, в повести Л.Воронской «Девочка из города» рассказывается о маленькой ленинградке Вале, потерявшей мать во время блокады. Валентинка прижилась в деревенской семье и стала называть мамой приютившую её добрую женщину. (Так как…) Жизнь также даёт немало подобных примеров. Герои сериала «Семейный дом» – Дима и Женя Соколовы – организовывают детский дом семейного типа и берут на воспитание пятерых детишек, от которых уже несколько раз отказывались предыдущие приёмные родители. Сколько заботы о детях и терпения потребовалось Жене, чтобы ребята начали понимать – это их родной дом! (Что следует из вышесказанного?)Для ребёнка единственной настоящей матерью становится та, у которой он находит искреннюю любовь и постоянное внимание к его жизни.