«Подготовка к ЕГЭ.Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.
Тема урока: «Подготовка к ЕГЭ.Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.
Тип урока: урок – практикум
Цели: 1)подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту
2)совершенствовать навыки анализа текста
3)создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно комментировать проблему исходного текста
4)воспитание уважительного отношения к чужому мнению,
формировать умение корректно о доказатеьно обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.Вступительное слово учителя. Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке и как мы их буднем достигать?
- Сегодня нам предстоит научиться комментировать основную проблему исходного текста.Для этого предлагаю открыть сборники сзаданиями ЕГЭ .Текст варианта 33.
Анализировать мы будем фрагмент из статьи Михайлова «Кто из родителей не мечтает..»2.Самостоятельное чтение текста Текст Н. Михайлова:
(1)Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос талантливым? (2)Не просто умным и добрым, что само по себе уже немало, а незаурядным и, может быть, даже выдающимся. (3)Но насколько это зависит от нас? (4)И зависит ли вообще? (5)Или всё определяется врождёнными задатками? (6)Вот, например, «дети индиго» (так их называют!), которые обладают совершенно необыкновенными, часто сверхъестественными способностями.
(7)Будто бы они стали появляться на Земле в конце XX века и настолько отличаются от своих сверстников, что впору говорить о «новой расе», о «детях нового сознания» и даже считать их рождёнными от брака с инопланетянами. (8)Как относиться ко всему этому, решать каждому из нас. (9)Но одна проблема представляется мне бесспорной. (10)Это проблема детской одарённости. (11)Ничего не слышавший об «индиго», но великолепно знавший детей К.И. Чуковский считал, что если бы в нас не иссякала детская любознательность, то к возрасту совершеннолетия каждый из нас мог бы стать гением. (12)Конечно, говоря о гении, Чуковский имел в виду блестящие способности, а не то чудо гениальности, которое наука до сих пор не может объяснить. (13)Непостижимо, почему вдруг среди «простых смертных» рождаются Моцарт, Пушкин, Эйнштейн... (14)Может быть, их появление — результат какого-то генетического сбоя, и следует поверить Гиппократу: «Гениальность — это болезнь, к сожалению, не заразная»? (15)Гипотез на этот счёт хватает, есть и серьёзные труды (например, работа В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»), но, в общем-то, за 2500 лет, со времён Гиппократа, мы так и не приблизились к разгадке. (16)Ну ладно, оставим в покое гениев и прислушаемся к тем педагогам, которые, как и Чуковский, убеждены: в каждом ребёнке заложено моцартовское начало. (17)Трагедия, однако, в том, что у громадного, подавляющего большинства детей это начало остаётся не увиденным, не поддержанным, а значит, не реализованным.
(18)Малограмотные и/или невнимательные родители, плохие и/или перегруженные рутиной воспитатели и учителя, убогие условия жизни — да мало ли несовершенств нашего социума, которые безжалостно «усредняют», нивелируют детскую «гениальность», в результате чего изначально талантливый ребёнок становится «как все»! (19)Но, к счастью, бывает и такое. (20)В Петербурге родилась и живёт восьмилетняя девочка. (21)Она замечательно рисует (есть уже две выставки её работ), учит несколько иностранных языков, мужественно справилась с грозящей инвалидностью... (22)Разве она не «ребёнок — индиго»? (23)Только мне кажется, что источник «чуда» здесь — родители, которые сделали всё возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери.(24)Да, наверное, гением надо родиться. (25)Но вот вопрос: стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее, где преподаватель словесности Николай Фёдорович: Кошанский заставлял воспитанников писать стихи?
(По Н. Михайлову)
III . Работа над текстом
Давайте проверим, что у вас получилось.
- О чём текст, какова его тема?Одаренные дети.Тема гениальности ,одаренности детей.
- Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
- Над какой проблемой автор рассуждает больше всего? (это основная проблема)
-Зачем Михайлов написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию)
- Определите стиль (публицистический), докажите; тип речи (рассуждение), докажите.
Как вы думаете, можно ли любого человека назвать гениальным ? Нет ,- Назовите основную проблему. Какими двумя способами можно ее сформулировать?
В виде вопроса Краткая формулировка
1.Может ли современная наука объяснить загадки детской одаренности?)2.Какова роль взрослых в «реализации» гениальности ребенка?
1.Проблема детской одаренности
2.Проблема роли взрослых,прежде всего родителей, в реализации гениальности ребенка
_ Есть в языке такое слово «Одаренные дети». Как вы думаете, что оно означает? ( Подготовленный ученик зачитывает: «Существует два типа одаренности. Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу: то, что они особо одаренные дети, буквально написано у них на лбу. Второй тип - это обыкновенные дети, которым очень повезло с самого рождения. Им попались хорошие родители, которые воспитывали ребенка, давая ему самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такой ребенок тоже будет одаренным, то есть его способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания. Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом Талант,гениальность?
УЧИТЕЛЬ: -Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания комментария. Нужную информацию записывайте в тетради.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА!
Прежде чем перейти к комментарию проблемы, выясним, что значит «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?
Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного.
Это пояснительные замечания: например, комментарий к роману «Евгений Онегин».
Это также может быть изъяснение смысла текста, в то время как пересказ – это изложение содержательной стороны прочитанного.
(Следует напомнить ученикам: если сочинение представляет собой пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то оно по всем критериям проверки оценивается нулем баллов)
- Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста?
Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, т.к. комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.
- Какие вопросы следует осветить в комментарии?
1. Почему автор предпочел именно эту проблему?
2. Актуальна ли она?
3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?
7. К каким выводам приходит автор?
- Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?
1. нравственные;
2. экологические;
3. социальные;
4. психологические;
5. философские;
6. морально – этические и т.д.
- К какой категории можно отнести сформулированные проблемы?
(психолого-_педагогическая.социальная )
- Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
злободневной
актуальной
острой
важной
серьезной
спорной
назревшей
неразрешимой
наболевшей
мучительной
жгучей
сложной и т.д.
Выберите определение данной проблемы
- Как можно изложить в сочинении комментарий проблемы?
Два варианта : 1. от комментария к формулировке проблемы (индуктивное изложение);
2. от формулировки проблемы к ее комментарию (дедуктивное изложение)
К-2. Что такое комментарий? Как оформить комментарий?Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д. Н.Ушакова)
Можно выделить два типа комментария:
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. д.В любом случае Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.
ПЕРЕСКАЗЫВАЯ, мы говорим о том, что делают г е р о и , а
КОММЕНТИРУЯ, мы говорим о том, что делает а в т о р.
Как оформить комментарий?
Т и п и ч н ы е к о н с т р у к ц и и- Автор раскрывает проблему на примере …
- В центре внимания автора …
- Автор говорит о том, что…
- Автор обращает внимание на …
- Автор особо подчеркивает, что…
- Автор доказывает (убеждает и т. п.)
- Автора волнует …
- Автор негодует (восхищается)замечает.
От формулировки проблемы к ее комментарию. Кто такие одаренные дети ,в чем секрет их гениальности? Обсудить эти серьезные вопросы предлагает известный журналист Н.Михайлов,обращая наше внимание на мнение К.И.Чуковского о том ,что каждый ребенок талантлив от природы.Также он приводит в пример так называемых «детей индиго «,которые отличаются сверхестественными способностями.
Человечество на протяжении всей своей истории задумывается над своим будущим. Одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания.
Вас никогда не интересовал вопрос : почему среди нас рождаются великие люди,как Моцарт ,Пушкин ,Эйнштейн?В чем секрет их гениальности?Может ,все дело во врожденных задатках?Именно вопросы детской одаренности предлагает обсудить автор текста Н.Михайлов
.Он напоминает нам о детях –индиго ,обладающих удивительными способностями,отличающихся от свойх сверстников.Так ,как же объяснить феномен одаренности? На этот вопрос современная наука ,по мнению Н Михайлова,не может пока ответить.
Н.Михайлов ,затрагивая интересный для всех людей вопрос, замечает ,что известный писатель К.И.Чуковский ,объясняя чудо гениальности ,считал. что если бы мы не утратили детскую любознательность ,то каждый из нас стал бы гением.
Безусловно, как говорит российский философ Н.Михайлов,в каждом ребенке есть природные задатки, например,, «дети индиго» ,какие у них незаурядные способности ! Но автор, размышляя по этому поводу, пришёл к мнению, что важны не только врождённые способности, но и обстоятельства, в которых они могут раскрыться, люди, которые помогают ребёнку себя реализовать, и подтвердил свою мысль примером гениальности А.С. Пушкина.
Комментарий ко 2 проблеме Какова же роль взрослых людей в развитии необыкновенных способностей ребенка ? «Огромная «,-считает современный российский философ Н.Михайлов.Например,А.Пушкин вряд ли стал бы великим поэтом ,если бы не учился в лицее ,где преподавали талантливые учителя.Надо заметить ,что и восьмилетняя девочка из Петербурга, которой грозила инвалидность ,тем не менее отлично рисовала,выучила несколько языков,благодаря заботе прекрасных родителей.Но часто бывает ,-говорит Н.Михайлов,-что врожденные задатки из-за безразличия взрослых остаются незамеченными.и «талантливый ребенок становится «как все»
Известный журналист в своем тексте поднимает одну из важных проблем современного общества: научного обоснования истоков гениальности людей. Наследственность играет большую роль в жизни человека, но только сам человек по своей воле может достичь вершины таланта и мастерства, развить в себе то, чем его щедро одарила природа.
Врожденные задатки.,огромное трудолюбие,помощь окружающих людей играют немаловажную роль в деле реализации детской гениальности.
Наследственность играет большую роль в жизни человека, но только сам человек по своей воле может достичь вершины таланта и мастерства, развить в себе то, чем его щедро одарила природа.
Главное, что объединяет всех, одарённых или талантливых детей и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность. Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья ,т.е. стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.
- Обратите внимание! В комментарии не должно бытьПересказа исходного текста или любой его части.
Рассуждения по поводу всех проблем текста.
Комментария по неназванной проблеме ( называется одна проблема, а комментируется другая)
Излишнего цитирования.
Комментариев о действиях героев текста.
Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Авторская позиция по проблемам! 1.Авторская позиция .Наука чудо одаренности объяснить не может
2. Авторская позиция Действмительно ,гением нужно родиться ,однако гениальность ,не увиденная родителями ,учителями ,приводит к ее угасанию,превращению талантливого ребенка в человека «как все»
Литературные аргументы
УЧИТЕЛЬ: - Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.
Примеры из жизненного опыта.Домашнее задание.Написать сочинение по тексту варианта 33Работа На сайте «Прогулки по ЕГЭ»
Подведение итоговИтак, сегодня на уроке мы на примере текста Михайлова говорили об одном из самых важных вопросов. В чем состоит феномен гениальности.
Научились писать комментарий к проблеме Готовились к сдаче ЕГЭ.