Презентация на тему Как написать сжатое изложение и сочинение на лингвистическую тему
Как написать сжатое изложение Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Чтобы написать сжатое изложение, понадобятся следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. Приемы сжатия текста 1) Сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения: На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. На лугу росли цветы.Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Приемы сжатия текста 2) Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками. Приемы сжатия текста 3) Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части: Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова… Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном. Приемы сжатия текста 4) Разбивка сложного предложения на сокращенные простые: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин) У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью. Приемы сжатия текста 5) Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты:Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.(По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Приемы сжатия текста 6) Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями: Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин)Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов. Основные средства связи между предложениями в тексте 1.Слова-заместители местоимения наречия синонимы различные оценочные обозначения родовидовые слова имя собственное – имя нарицательное девушка – она в лесу – там быстро, стремительно храбрец – богатырь деревья – березы офицер – Соболевский 2. Лексические повторы Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю. Олеша) 3. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) 4. Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер) Основные средства связи между предложениями в тексте 5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. 6. Параллелизм …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). 7. Противопоставление Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) 8. Вопросительные предложения. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9. Союзы 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин) Основные средства связи между предложениями в тексте 10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев) 11. Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал 12. Слова-организаторы логических связей вот, почему, из этого следует и др. 13. Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. ТЕКСТ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нем обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а способности – востребованными другими людьми, обществом.Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров. При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружающим. Абзац 1 Выбор жизненного пути имеет первостепенное значение для судьбы человека. Об этом выборе человек задумывается тогда, кода начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность. Абзац 2 Человек живет ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит истинным смыслом его существование, будет полезно обществу. Абзац 3 Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Абзац 4 Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью. Выбор жизненного пути имеет первостепенное значение для судьбы человека. Об этом выборе человек задумывается тогда, кода начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность. Человек живет ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит истинным смыслом его существование, будет полезно обществу.Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человекаПоиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью. 2013 ГОД В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата умного человека (писателя, философа, учёного-языковеда).Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский) «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Борис Николаевич Головин) «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов) «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр) 23 31 33 17 5 10 6 21 22 35 26 29 1 25 2 30 13 24 18 3 11 7 12 Язык как средство познания действительности и выражения мыслей Богатство и образность речи, точность слова Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика) 27 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1. Вступление. Тезис Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать). 2. Основная часть. Доказательства Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами. 3. Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки. Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 примера Определяем основную мысль высказывания.О каких свойствах языка, о каких языковых явлениях может идти речь в высказывании:о богатстве, выразительности, точности русской речи;о средствах выражения мыслей;о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;о взаимосвязи лексики и грамматики;о роли синтаксиса в человеческом общении;о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)». Начало предложения может быть таким:Я (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с …Я разделяю точку зрения …Я поддерживаю мнение … Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас вводные конструкции: По мнению…, По словам… Вступление может быть написано в виде Пример 1) Фразы, принадлежащей герою дискуссии и ее комментария2) Согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора3) Вопроса4) Вопроса и ответа 1) «Диалог и прямая речь – одно и то же», - утверждает Сережа. Не могу с ним согласиться,ведь это… 2) Я не согласен с мнением Сережи в том, что диалог и прямая речь играют в языке одну и ту же роль.3) Диалог и прямая речь…Какова же их роль в языке? Можно ли утверждать, что это одно и то же?4) Существует ли различие между прямой речью и диалогом? Конечно же, да! Вступление может быть написано в виде Пример 5) Собственного высказывания6) Предложения, констатирующего актуальность темы 5) Прямая речь и диалог – это совершенно разные языковые понятия…6) Сегодня особенно важны знания о… Проблема … особенно актуальна в наши дни… Ш действительноШ на самом делеШ не могу не согласиться с автором высказыванияШ я полностью согласен с ...Ш вынужден согласиться с ...Ш я разделяю точку зрения автора высказыванияШ я поддерживаю мнение автораШ бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д. К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов.Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание?Попробуем объяснить данное утверждение.Это высказывание я понимаю так.Что имел в виду писатель (учёный)? В основной части нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитатыпривести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления необходимо привести 2 примера; примеры должны быть из указанного текста;примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;необходимо указать роль примеров в тексте Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении ... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств, мы убеждаемся в том, что ..., обобщая сказанное, из этого следует, что ... и т.д. лексические, местоименные и синонимические повторы: автор – он, Виктор Некрасов, писатель и т.д.порядок слов (наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения)Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ! Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». 1. Находим ключевые слова 2. Определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.Словосочетания сочинительные и подчинительные.Способы выражения связи между словами: в подчинительных: окончания и предлоги в сочинительных: союзы и интонация 4. Находим примеры в тексте Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в». Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами». (1) Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2) В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удаётся достичь в реальной жизни. (3) В средствах массовой информации сегодня нередко прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятка часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4) В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров —игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5) Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.(6) Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени. (7) С чем это может быть связано? (8) Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характеристик, возможно, обусловили многие факторы. (9) Во-первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии. (10) Во-вторых, они близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. (11) Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса – напряжения, возникающего под влиянием внешних обстоятельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.(12) Опасный момент возникает, когда человек чересчур увлекается этими играми. (13) Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестаёт осознавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализует себя в действительности. (14) И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15) Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах. (16) И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлёкся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатизму общество выразило весьма хлёсткой фразой: «От компьютерной любви дети не родятся». (17) Да, в киберпространстве обычный человек может стать супергероем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным учёным или миллиардером, но эти достижения эфемерны. (По Ж. Идрисовой) Тема сочинения: «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?»Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ж. Идрисовой. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Вступление Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, источник сообщения, способ выражения мысли, последовательность мыслей, призыв к собеседнику, экспрессивный характер сообщения. Вводные слова и предложения очень уместно использовать в тексте – рассуждении, так как они помогают автору последовательно изложить материал, установить связи между его частями, подвести итог сказанному. Например, в предложениях 9, 10 Ж.Идрисова использует слова «во-первых» и «во-вторых» для нумерации приводимых ею причин популярности компьютерных игр. А в предложении 15 вводное словосочетание помогает подвести итог сказанному. Таким образом, правильное употребление в сочинении – рассуждении вводных слов и предложений сделает его более логичным, организованным, а значит, и более понятным читателю. Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, источник сообщения, способ выражения мысли, последовательность мыслей, призыв к собеседнику, экспрессивный характер сообщения.Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, источник сообщения, способ выражения мысли, последовательность мыслей, призыв к собеседнику, экспрессивный характер сообщения.Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, источник сообщения, способ выражения мысли, последовательность мыслей, призыв к собеседнику, экспрессивный характер сообщения.Таким образом, правильное употребление в сочинении – рассуждении вводных слов и предложений сделает его более логичным, организованным, а значит, и более понятным читателю.