Аналитический отчет о процессе менторинга
Аналитический отчет о процессе менторинга
Ахуновой Шахназы Улугбековны
Одним из приоритетных направлений Программе второго уровня является концентрация внимания на взаимосвязанных процессах совершенствования компетентности учителя и формирования его практики коучинга и менторинга для содействия в профессиональном развитии коллег. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе - стр 152)
Менторинг это - длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе- стр 227)
Перед проведением менторинга моя основная задача заключалась в выборе учителя из числа моих коллег, испытывающего затруднения в некоторых аспектах в своей педагогической деятельности и заинтересованного во внедрении идей семи модулей Программы Кембриджского университета.
В процессе проведения коучинг занятий на темы: «Как активизировать деятельность учащихся на уроке посредством применения заданий критического мышления?» и «Оценивание в учебном процессе» наибольшая заинтересованность в овладении новыми подходами, способствующих успешному усвоению знаний, была проявлена со стороны Мамытбаевой Айжан Мэлсовны, вновь прибывшего педагога нашей школы, учителя английского языка первой квалификационной категории со стажем работы более 11 лет. Она проявила не только заинтересованность, но и обратилась с просьбой о предоставлении поддержки и оказания содействия в развитии её профессиональной компетентности по организации учебного процесса. Так как она обеспокоена преобладающей низкой познавательной активностью большинства учащихся в ходе проведения уроков. И это подтвердилось мною при посещении её урока на тему «My school lunch box» в 6к «А» классе, основанного на традиционных методах преподавания. Наблюдая за ходом урока, я обратила внимание на то, что преобладала авторитарная форма преподавания - учитель-ученик. Учитель говорила в основном сама, задавая вопросы для выявления понимания учащимися в большинстве случаев, не дождавшись ответа со стороны учащихся, отвечала на них сама. Не предпринимала ни каких мер, чтобы заставить учащихся найти ответ на заданный им вопрос в иной форме, например с помощью наводящих вопросов или подсказки в виде примера. Активность проявлялась лишь третью учащимися из всей подгруппы, в лучшем случае, при ответах на вопросы учителя, при описании чего-либо, и то двумя тремя простыми предложениями и при работе с доской. Я не только вела наблюдение за ходом урока, но и собрала мнения детей о прошедшем уроке в виде анонимного анкетирования, включавшего такие вопросы как «Что тебе понравилось?» и «Что тебе не понравилось?». Ответы, которых, мне дали выявить причины не только причины низкой познавательной активности учащихся, но и увидеть степень их заинтересованности к данному предмету. Я тактично упомянула о результатах анкетирования при беседе с подопечной, когда обсуждали проведенный ее урок. Моя подопечная отметила, что цели урока были достигнуты, был проявлен интерес учащимися при изучении данной темы, но, тем не менее, большинство учащихся были в роле наблюдателей, а не участников.
Просмотрев вместе с ней видеоролик «Меняется мир, меняемся мы», рассказывающего об основных направлениях Программы Кембриджского университета, я ознакомила её с идеями семи модулей данной программы. Я рассказала о преимуществах коллаборативного обучения - групповой формы работы. Акцентировала внимание подопечной на возможности активизации познавательной деятельности учащихся в ходе урока через применение групповой работы. Которая способствует повышению активности за счёт двух составляющих: во-первых, это соперничество, направленное на проявление желания выделиться, вырваться вперёд, показать свои способности, а во-вторых, это возможность посоветоваться, при котором рождается чувство уверенности, когда есть поддержка единомышленников, и это сказывается на желании узнать и сделать больше, познать глубже. При беседе я также акцентировала свое внимание на том, что все полученные мною знания об идеях семи модулей Программы второго уровня я узнала при групповой работе, то есть, все это пропустила через себя, взаимодействуя с коллегами из других городов и областей на первом этапе «Лицом к лицу». И могла с уверенностью сказать об эффективности применения групповой работы на повышение познавательной активности учащихся, но и на результативность учебного процесса. Но моя подопечная проявила обеспокоенность и неуверенность в применении данного подхода, так как данный подход очень редко используется ею на практике. Тогда, я предложила ей посетить мои уроки с применением групповой работы с интеграцией идей семи модулей Программы второго уровня. Посетив мои уроки в трех разных классах с разной успеваемостью по английскому языку и познавательной активностью к данному предмету, где главным образом я фокусировала свое внимание на применении групповой работы как наиболее эффективного способа активизации деятельности учащихся с применением различных видов заданий. Она убедилась, в том, что применение групповой формы работы может ей помочь повысить познавательную активность учащихся на уроке. Тогда я предложила ей прочитать не только ресурсный материал L1D1W1, где рассказывается о преимуществах групповой работы, но и руководство для учителя второго (среднего) уровня, где она могла бы найти информацию о том, что собою представляют семь модулей Программы второго уровня.
После прочтения, она высказала свою заинтересованность не только в применении «коллаборативного обучения» как одного из новых подходов в преподавании и обучении; но и «критического мышления», способствовавшего активизации мыслительных и коммуникативных навыков, «оценивания обучения и оценивания для обучения» из-за своей необъективности при выставлении оценок учащимся, а также «о работе с одаренными и талантливыми детьми», так как она не имела представления, о том, как это можно осуществить на уроке, а не вне урока. И совместно с нею разработали план урока по английскому языку на тему «The things I like». При планировании урока мы старались учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и создание благоприятного психологического климата в классе на уроке английского языка. Мною было предложено проведение небольшого приема «Покажем свое настроение» в начале урока для создания благоприятного климата и разминочное упражнение под видеоклип «Cute Froggy Dance», который помог бы ей снять усталость и умственную нагрузку учащихся. Продумали, как осуществить деление на группы, например при помощи стикеров разных цветов, прикрепленных на парты или пазлов. Кроме того использовать стратегий критического мышления такие как ассоциативный ряд, кластер, критическое мышление на основе визуальных средств, само и взаимооценивание учащимися, проведение формативного оценивания в виде похвалы и поддержки при выполнении заданий учащимися, рефлексии для подведения итогов урока.
При наблюдении данного урока я обратила внимание на то, как изменился психологический климат в классе, и что дети стали более раскрепощенными и естественными. Повысился познавательный интерес учащихся к данному предмету благодаря групповой работе, на которой я фокусировала свое внимание при посещении данного урока. Об этом также свидетельствует проведенное интервьюирование с учащимися по окончании урока, на котором им задавались такие вопросы:
-Понравилось ли тебе на уроке?
-Отличался ли этот урок от предыдущих?
-Каким образом?
При ответе, на которые учащиеся отметили, что им понравилось на уроке, было интересно работать в группе, что они были, не только активны, но и получили за это хорошие оценки. Это было отмечено и моей подопечной в ходе беседы о проведенном ею уроке. При беседе я задала вопрос:
-Как Вы считаете, были ли Вы объективны при выставлении оценок учащимся?
Так как, наблюдая за ходом урока я заметила, что не все учащиеся остались довольны своими оценками. Моя подопечная также обратила на это внимание и подтвердила мое предположение и обратилась за советом, что необходимо сделать, чтобы предотвратить данную ситуацию при проведении последующих уроков. И я предложила ей проводить уроки в форме мини соревнования между группами, оценивания их после каждого вида деятельности, которое даст ей возможность не только повысить успешность проведенного ею урока, но и объективность при выставлении оценок учащимся. Она, как и я была очень рада, что ей удалось осуществить работу с одаренными детьми на уроке, организовав их работу отдельно от остальных не только усложнив задание, но и дать им возможность поделиться со своей работой и продемонстрировать её другим учащимся. Но при планировании следующего урока совместно с подопечной для успешного проведения урока я предложила ей начать урок с приема «Круг радости», где учащиеся могли бы пожелать друг другу комплименты. Ведь это поспособствует доброжелательности, взаимоуважению и сплоченности учащихся, присущих при работе в группе. При выборе заданий и приемов технологии критического мышления я ненавязчиво пыталась обратить внимание моей подопечной не только на раздаточный материал, но и сложность выполнения, то есть где они могли бы при выполнении задания находить решения не только лишь одним или двумя словами, а целыми предложениями или составлением небольшого текста. Ведь ими изучается иностранный язык, который можно успешно овладеть только при общении друг с другом. Также я ей посоветовала кроме интерактивной доски применение сотовых телефонов учащимися при выполнении заданий, которое также поспособствует повышению познавательной активности учащихся на её уроке, так как, наконец -то учащиеся обретут возможность воспользоваться «запрещенным» для них средством для применения на уроке «сотовым телефоном». Хотя это и не вызывало бурного восторга со стороны моей подопечной. Я была рада при посещении очередного совместно запланированного урока, что моя подопечная при планировании урока учла все мои советы и предложения, которые я ей дала в целях улучшения ее практики преподавания. Она также испытывала радость. Ведь она наконец-то смогла увидеть блеск в глазах учащихся после проведенного ею урока, чего не наблюдалось ранее. И фокусируя свое внимание во время наблюдения за ходом урока на деятельность учащихся при групповой работе, я заметила насколько возросла познавательная активность учащихся. Также доверие со стороны моей подопечной при выборе подходов и методов в целях улучшения её практики преподавания и повышения познавательной активности учащихся на уроке.
А, замечания, фиксированные мною не только в ходе наблюдения за уроком, но и при совместном просмотре видео корректно были отмечены в ходе проведенных с нею бесед. Кроме того мною была предоставлена устная обратная связь в виде двух интервью, на которых обсуждалась успешность проведенного занятия до и после применения идей семи модулей Программы второго уровня, вносились предложения на случай возникновения проблемных моментов при подготовке к урокам. Кроме того проводились беседы неформального характера, если у подопечной возникали какие либо вопросы относительно идей семи модулей Программы второго уровня. Также была осуществлена письменная обратная связь с моей подопечной при написании ею отзыва о проведенном процессе менторинга в целях оказания содействия в целях улучшении её практики преподавания и повышения познавательной активности учащихся посредством применения групповой работы.
Исходя из этого, я считаю, что процесс менторинга по отношению к моей подопечной был успешен. С самого начала между мною и моей подопечной сложились взаимоотношения на основе сотрудничества, доброжелательности, честности, искренности, доверия и соучастия. И это было отражено в стремлении моей подопечной отойти от традиционных подходов преподавания и внести изменения в свою практическую деятельность, в частности идей семи модулей Программы второго уровня, которые она старалась интегрировать при проведении уроков. Ведь её уроки стали интересными и познавательными не только для неё, но и для её учащихся. Кроме того, я отметила, что выбранные совместно с подопечной задания были удачны, так как они не только соответствовали их возрастным особенностям, но и интересам учащихся, например при составлении ассоциативного ряда на тему «The things I like». И все это поспособствовало улучшению практики преподавания моей подопечной. При планировании уроков и выборе задании она стала больше концентрировать свое внимание на интересах и потребностях её учащихся.
И если мне была предоставлена возможность осуществления процесса менторинга ещё раз с данным учителем, то я больше внимания уделила бы применению новых подходов преподавания и обучения, например как диалоговое обучение, которое бы способствовало развитию коммуникативных навыков учащихся. Так как выбранные мною модули Программы второго уровня, такие как групповая работа, критическое мышление, работа с одаренными и талантливыми детьми, использование ИКТ в обучении в основном развивали познавательный интерес и мыслительную деятельность учащихся. Ведь при выполнении заданий они общались между собой на родном языке, а не на английском, находили ответы и решения в виде слов, фраз и предложении и использовали его только при их озвучивании. А диалоговое обучение это – практика новых способов использования языка в качестве инструмента для построения знаний и вовлеченность в процесс «обмена мыслями». (Руководство для учителя, издание второе – стр 143). И так как менторинг сконцентрирован на профессиональном развитий подопечного (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе - стр 165) я в дальнейшем продолжу оказывать содействие своей подопечной в обеспечении идей и подходов в повышении не только её профессионального потенциала, но и в улучшении её практической деятельности. Ведь это мне поможет самой развиться, как ментор, передающий знания, опыт и «открыть двери» возможностям, недоступным ранее для подопечного. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе - стр 165). И кроме того создание учительского сообщества учителей наставников в школе, которое окажет мне помощь, как ментору, во внедрении идей семи модулей Программы второго уровня в процесс обучения менее квалифицированными учителями в данном аспекте преподавания.
15