Аналитический отчет о педагогической деятельности учителя технологии
Аналитический отчет
о педагогической деятельности
МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
учитель технологии Е.П. Ермоленко
Система собственной педагогической деятельности разработана с учетом основного требования нового Федерального государственного образовательного стандарта (научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, освоить навыки делового общения, работать с информацией, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль), в которой выделяется ведущая идея опыта – это развитие творческих способностей обучающихся.
На сегодняшний день перед школой стоит задача воспитать творческую, образованную, культурную и активную личность. Поэтому актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей обучающихся, для решения которой имеет место наш предмет. Именно на технологии мы воспитываем творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможен творческий процесс.
Развитие творческих способностей обучающихся «средствами предмета» является актуальным еще и потому, что в любое время необходимы люди, способные активно и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Практика показывает, что в педагогической деятельности встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия я ориентирую содержание учебных программ на творческий подход и расширяю его на занятиях внеурочной деятельности.
В своей работе я стараюсь достичь поставленной цели педагогической деятельности – создание условий для повышения уровня учебной мотивации обучающихся на уроках технологии и творческих занятиях во внеурочное время. Поэтому для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
Развитие логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики, которые обеспечивают обучающимся умение учиться и способность к саморазвитию;
Совершенствуются педагогические технологии и методы, обеспечивающие процессы формирования технологических понятий;
Используются нестандартные формы внеурочной деятельности с целью развития познавательной активности обучающихся.
Планируя педагогическую деятельность, я опираюсь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.
В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала обучающихся средствами предмета: достаточная материально-техническая база кабинета, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств и творчество учителя.
Для получения положительного результата и качественного продукта своей работы, я наибольшее внимание уделяю методу проектов. Данный метод направлен на развитие творческих способностей обучающихся, выявление одаренности детей, формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края.
В своей работе я использую учебные, социальные (реже – исследовательские) индивидуальные и коллективные проекты. Они основаны на традиционной структуре работы над проектом, включающую в себя пять «П»: проблему, планирование, поиск информации, продукт и презентацию.
Методика руководства проектной деятельностью обучающихся с учетом ФГОС в моей практике начинается с определения сложностей преподавания и решения возникших проблем, индивидуального подхода к ученикам, учета возрастных особенностей. Более подробное описание деятельности рассмотрено в моей статье (см. реквизиты публикации в Приложение 1), где доказано, что проектная деятельность обучающихся является эффективным методом формирования личностных и метапредметных результатов, позволяет в урочной и во внеурочной деятельности достичь результата сразу третьего уровня.
Применяя лично-ориентированные технологии в учебно-воспитательном процессе, я раскрываю в детях новые таланты, у них появляется вера в себя и повышается самооценка. Для этого я акцентирую свое внимание на индивидуальность и психолого-педагогический аспект личности. Так как обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации учения. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, устремления, интересы, профессиональная направленность). А так же большинство обучающихся даже не подозревает, что в каждом из них находится творческая ниточка способностей, которая при раскрытии может превратиться в клубок жизненного успеха.
Конечно, современный урок не обходится без информационно-коммуникационных технологий. Я предоставляю детям ссылки на интересные интернет-ресурсы, делимся найденными мастер-классами и оригинальными идеями. С помощью информационных технологий мы готовимся к уроку и защите своих работ.
Я использую в своей работе дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Помимо основных учебных программ, разработан для 8 классов учебный курс «Декоративно-прикладное творчество» (пошив текстильной куклы в народном костюме). Главными задачами которого, являются расширение и углубление знаний обучающихся в области истории и особенностей народного костюма разных областей; формирование эмоционально-ценностного отношения к заявленной теме.
Мною разработаны авторские программы внеурочной деятельности студии «Мир праздников» для 5, 6, 7 классов, включающие в себя разделы кулинарии, декоративно-прикладного творчества и создание изделий из текстильных материалов. Темы программ направлены на изготовление подарков своими руками, что актуально на сегодняшний день. Программы разработаны с учетом интересов обучающихся. Так же их можно применять для обучения разновозрастных групп. То есть в соответствии с возрастными особенностями общая тема усложняется выполнением продукта работы. Благодаря этому, увеличивается посещаемость занятий. Необходимо это потому, что назначенное время внеурочной деятельности может не соответствовать со свободным временем обучающихся. В результате обучения, у детей развиваются эстетические чувства, художественная инициатива, самостоятельность; осуществляется воспитание трудолюбия, культуры поведения, развивается чувство коллективизма и сплоченности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; прививается любовь к народным традициям, праздникам.
На занятиях в урочной и внеурочной деятельности я особое внимание уделяю межпредметным связям и понятиям, что активизирует и упрощает учебный процесс, а знания по другим предметам закрепляются.
Выступление на региональном семинаре («Преподавание технологии в условиях реализации ФГОС 17.11.2016), публикации на сайтах и книжных изданиях (см. Приложение 1), а также проведение круглого стола среди учителей художественно-эстетического цикла своей школы («Концепция технологического образования» 14.12.2016) является обобщением и распространением моего педагогического опыта.
Мои обучающиеся имеют стабильные положительные результаты освоения образовательных программ: качество знаний и успеваемость составляют 100 %.
Обучающиеся активно участвуют в школьных, районных и региональных конкурсах, олимпиадах, выставках; имеют награды и занимают призовые места (см. Приложение 2).
В 2014 году принимала участие в профессиональном муниципальном конкурсе «Учитель года – 2014», стала лауреатом и была награждена почетной грамотой руководителя МКУ «Управление по образованию и молодежной политике» Богучарского района.
Приложение 1
Трансляция педагогического опыта
Наличие персональной страницы на сайте infourok.ru, где размещены публикации своих статей и методических разработок (https://infourok.ru/user/ermolenko-ekaterina-petrovna)
Публикация в сборнике: Практика реализации здоровьесберегающих технологий с учетом требований ФГОС и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы – II Всероссийской научно-практической конференции (ВИРО, 24 ноября 2016 г.) – Воронеж: ВИРО, 2016. – 293 с.
Приложение 2
Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках
Название мероприятия Результат
2012-2013 уч.год
Выставка творческих работ ко Дню города Богучара участие
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (школьный уровень) участие
1 место
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (муниципальный уровень) 2 место
Районная выставка творческих работ «Зимние узоры» участие
Региональный конкурс «Мир заповедной природы – 2013» участие
спец.приз
Региональный конкурс «Зеленая планета» участие
Районная выставка творческих работ «Город мастеров» 2 место
Школьная выставка творческих работ ко Дню открытых дверей участие
2013-2014 уч.год (до 03.03.2014)
Выставка творческих работ ко Дню города Богучара участие
Региональный конкурс «Символы России и Воронежской области» участие
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (школьный уровень) участие
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (муниципальный уровень) 1 место
Региональный фестиваль юниатского движения. Номинация: Поделки из природного материала, из вторичного сырья» участие
Районный конкурс-фестиваль по противопожарной тематике «Безопасный Новый год». Номинация «Самая безопасная Новогодняя игрушка XXI века 2 место
Школьная выставка творческих работ к Юбилею школы участие
2015-2016 уч.год (с 18.02.2016)
Районная выставка декоративно-прикладного творчества «Красота руками детей» участие
Школьный конкурс «Старая, старая сказка». Пошив традиционной народной куклы Воронежской губернии участие,
1 место
Районный конкурс «Старая, старая сказка». Пошив традиционной народной куклы Воронежской губернии 1 место
Региональный конкурс «Старая, старая сказка». Пошив традиционной народной куклы Воронежской губернии участие
Школьная выставка поделок «Новинки из мусорной корзинки» участие
Школьная акция «Подарок ветерану» участие
2016-2017 уч.год
Районная выставка поделок из природного материала ко Дню города участие
Районная конференция исследовательских работ «Край родной» участие
Районная акция «Журавлик» участие
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (школьный уровень) 1 место (8 кл.)
1 место (10 кл.)
Всероссийская олимпиада школьников по технологии (муниципальный уровень) 1 место (8 кл.)
1 место (10 кл.)
Районный фестиваль «Дружба народов». Кулинарная выставка блюд русской кухни участие