Мастер-класс Работа с папкой исследователя


Мастер-класс по теме:
«Организация работы с папкой исследователя
при проведении коллективных и самостоятельных исследований»
(1 мин.) 1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
кратко характеризуются основные идеи технологии;
описываются достижения в работе;
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Основная идея проектно-исследовательской технологии – организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе технологии лежит развитие познавательных универсальных учебных действий, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Те формы работы, которые я хочу продемонстрировать, являются универсальными и высокоэффективными при организации исследовательской деятельности младших школьников. Автором методики исследовательского обучения является А.И.Савенков. Все принципы и основные положения, используемые мною при проведении исследований, полностью соответствуют именной этой авторской методике.
В качестве доказательства результативности используемых форм работ можно привести неоднократные победы в очных и дистанционных конкурсах коллективных и самостоятельных исследовательских работ, проведенных на высоком научном уровне, полностью соответствующих структуре проведения исследований по методике А.И.Савенкова. Наиболее высокие оценки получены при представлении долгосрочных исследовательских работ «Детская косметика: за и против», «Да здравствует мыло душистое», с которыми предлагаю вам ознакомиться.
(1 мин.) 2. Представление системы учебных занятий:
описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Следуя алгоритму организации работы, возможны различные виды применения технологии. Это могут быть целые уроки различных циклов, посвященные проведению исследований различных тематик, возможны элементы, фрагменты лишь в части урока. Большие возможности предлагают внеклассные формы проведения работы: внеурочные, факультативные курсы «Я-исследователь». Мной разработана целая система занятий с конкретными заданиями для отработки навыков, необходимых для успешной и эффективной организации исследовательской деятельности.
А.И.Савенков выделяет этапы работы, одним из основных является – сбор информации по теме исследования, используя конкретные методы исследования. Также он предлагает для сбора, хранения и систематизации материала использовать папку исследователя. Именно формы работы данной папкой при организации коллективных и самостоятельных исследований я предлагаю вашему вниманию.
Прошу заметить, что формы работы настолько универсальны, что постоянно имея на обратной стороне доски закрепленную «папку исследователя», набор книг и энциклопедий, подключение к сети Интернет (по возможности), организовать краткосрочное исследование можно практически на любом уроке, «зацепившись» за любое непонятное и вызывающее всеобщий интерес слово.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы.
Выработка гипотез.
Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов). Именно про этот этап мы поговорим побробнее.
Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на этапы работы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
3. Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
В данном варианте развития событий мы находимся на уроке окружающего мира и речь зашла о том, как сложно выжить животным в дикой природе. Кто-то из ребят заметил, что животные могут менять внешний вид, маскироваться, чтобы не стать добычей своих врагов. Дети стали наперебой высказывать предположения, приводить примеры. Сразу открываем доску, обращаем внимание на папку исследователя и предлагаем провести исследование.
- Давайте определим тему исследования, например: Маскировка животных. Какой метод сможем применить сразу?
Подумаем самостоятельно.
Важно выяснить первоначальные знания детей, на листочках создаем пиктограммы или пишем. Раздать листочки разных цветов, фломастеры
Вкладываем в кармашек «Подумаем самостоятельно».
- Далее возможен вариант деления на группы для работы с разными методами, возможен вольный выбор ребят. Какие еще методы возможны при проведения исследования по данной теме?
Спросить у других
- Здесь возможны варианты: узнать у родителей, затем зафиксировать, вложить в кармашек, посетить старшеклассников, поинтересоваться у них (формы: интервью, анкетирование, опрос и д.р.) Попробуйте узнать у наших слушателей, что они знают про животных, умеющих маскироваться, зафиксируйте полученные сведения с помощью пиктограмм
Посмотреть в книгах
-Лучше, если это будет самая многочисленная группа. Выдаем книги, энциклопедии (если подготовлено заранее) или заполняем кармашки по мере изучения книг и энциклопедий. В книге возможно информации много, стоит научить детей делить материал. Изучите материал, зафиксируйте знания.
Узнать в компьютере
- Группа из нескольких человек формулирует опрос, задает в поисковике, просматривают картинки, изучают информацию, фиксируют, заполняют кармашки. Возможен вариант работы с мультимедийными приложениями.
Понаблюдать
- Сможем ли мы в данное время понаблюдать за такими животными? Какие варианты возможны? Можем посетить «Трогательный зоопарк»? Давайте спланируем свои дальнейшие действия по работе над темой исследования.
Позвонить специалисту
- Здесь возможны варианты: позвонить на бесплатную горячую линию по конкретному вопросу, учителю-предметнику (зависит от конкретной области знаний)
Написать письмо
- Все чаще мы пишем электронные письма в разного рода инстанции по конкретному вопросу.
Провести эксперимент
- Нашу тему исследования не назовешь экспериметальной, возможно эксперимент можно будет провести в момент наблюдения за эживотным.
По количеству использованных методов и в зависимости от наличия технической базы краткосрочное исследование может стать долгосрочным.
Обобщение и подготовка сообщения
Затем от каждой группы выходит представитель и сообщает о новых сведения по теме, полученных с использованием конкретных методов.
Проведение самостоятельных исследований
В 3-4 классе систематическое проведение коллективных исследований способствует формированию исследовательского типа поведения у младших школьников и коллективные исследования уступают место групповым, а затем и самостоятельным. В таком случае у каждого ребенка должна быть собственная «папка исследователя», которую он заполняет постепенно, хранит и систематизируем материал, а затем активно использует при подготовке сообщения или презентации итоговых результатов.
4. Моделирование:
учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
- Уважаемые слушатели и участники мастер-класса, предлагаю вам закрепить полученные сведения и заполнить таблицу. Определите любую тему исследования, подберите методы, возможные при ее изучении, укажите конкретные действия: где возможно наблюдение, уместно ли проведение эксперимента и т.д.
Тема исследования Методы исследования Конкретные действия
при использовании метода
подумать самостоятельно узнать у других позвонить специалисту узнать из Интернета, компьютера узнать из книг провести эксперимент понаблюдать написать письмо (1 мин) 5. Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Уважаемые слушатели! Мне очень важно знать, полезна ли была информация, считаете ли вы данные формы работы эффективными. Давайте подведем итоги
3 утверждения, наклеить стикеры:
Я постоянно использую данные формы работы, ничего конкретно нового не узнала.
Считаю формы работы эффективными, возможно буду использовать, для меня это ново.
Использую другие формы работы по сбору материала по теме исследования, менять не буду.