Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Отчет В 2 _Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Пройдя первый этап Программы курсов повышения квалификации, я ехала на практику с массой заданий, одним из которых был процесс менторинга. Изучая «Руководство для учителя» я узнала, что «менторинг – длительный процесс создания доверительных, личностно-заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, в процессе которого ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере»(1, стр230). В связи с этим встал вопрос «Кто станет моим подопечным?». На этот вопрос я смогла ответить, когда провела встречу с коллегами в школе и ознакомила их с Программой второго уровня.
Несколько учителей заинтересовались процессом менторинга и я объяснила им, на что направлен процесс и какую цель он преследует. Моим менти решила стать Любовь Александровна, учитель начальных классов 1 категории, стаж работы 23 года, образование высшее.
Имея такой большой профессиональный опыт, менти понимает, что давно пора отходить от традиционного преподавания и хочет внести изменения в свою практику, применяя новые подходы и методы обучения. В преподавании менти, есть свои проблемы, о которых она говорит открыто: ее практика построена на традиционных методах преподавания, на своих уроках она дает мало самостоятельности детям, слишком много говорит сама. К тому же подопечная сама желает пройти курсы повышения квалификации и считает, что процесс менторинга ей очень поможет в дальнейшем. Зная менти не первый год, я могу сказать, что ее практика обучения построена на традиционных методах, у неё авторитарный стиль преподавания, она очень много на уроках говорит сама, дети практически всегда дают простые ответы, а задаваемые на уроках вопросы - низкого порядка. Я думаю, что наше сотрудничество принесет хорошие результаты и поможет моему менти достичь желаемых результатов.
На предварительной встрече с менти мы более подробно поговорили о Программе второго уровня, о том какие модули рассматриваются в рамках изучения данной программы. Я предложила менти ознакомиться с настольной книгой слушателей второго уровня «Руководством для учителя». Я объяснила менти цели моего вмешательства в ее практику, рассказала ей, на что буду обращать внимание, какие буду проводить наблюдения, какое содействие ей буду оказывать. Так же я объяснила подопечной, что ей будет необходимо делать в период и по окончанию процесса менторинга, мы обсудили вопрос о фото- и видеосъемке. Помимо видеосъемки, я вела дневник наблюдения за процессом менторинга, который в последствии помог мне проводить анализ урока с менти.
Менти решила проводить уроки в 4 классе, так как работает в этом классе и является классным руководителем, а из предметов выбрала ознакомление с окружающим миром.
Для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о новых подходах в обучении, в период моей практики, менти посещала мои уроки, внимательно следила за ходом урока, задавала вопросы, делала для себя заметки и это ей очень помогло при подготовке к своим урокам.
Моей ролью в данном процессе было не обучение, а подталкивание менти к изменениям, к использованию новых методов на уроках. Поэтому при подготовке к урокам, мы рассматривали модули Программы, для того, что бы моя подопечная смогла интегрировать их в практику преподавания. Мы обсуждали групповую работу учащихся и способы формирования групп, вопрос об оценивании и взаимооценивании, работу с одаренными и талантливыми детьми, применение ИКТ на уроках и т. д.
В процессе менторинга я посетила 4 урока моей подопечной. После каждого урока мы проводили беседу и просматривали проведенный менти урок для того, чтобы увидеть плюсы и минусы урока и корректировать дальнейшие действия.
Перед первым уроком, я объяснила менти, что хочу посмотреть простой, рабочий урок, чтобы определить зоны затруднения.
Посетив первый урок менти, я обратила внимание, на то, что урок начат традиционно, с опроса домашнего задания. В течение опроса дети отвечали на вопросы учителя, пересказывали текст. На опрос домашнего задания было потрачено 15 минут, а опрошено всего 4 ученика. После проверки домашнего задания, менти объясняла ученикам новую тему, задавала вопросы, в основном направленные на проверку полученных знаний. Я заметила, что менти комментирует ответы детей, сама объясняет ход выполнения задания. На уроке использована только индивидуальная работа, из ресурсов только учебник, ИКТ на уроке не используется. Всю работу дети выполняют под контролем учителя.
На что необходимо обратить внимание на уроках? Я думаю, что для серии последующих уроков необходимо проработать организацию групповой работы, применение ИКТ, оценивание и взаимооценивание, постановка вопросов высокого уровня, для ознакомления учителя с новыми подходами в обучении .
Посмотрев видеозапись первого урока и обсудив его с менти, я посоветовала ей применить на уроке работу в парах или в группах для того, чтобы дети смогли самостоятельно изучить новую тему, меньше говорить самой и не дублировать ответы детей, использовать на уроке ИКТ, что бы сделать урок более наглядным. Предложила свою помощь в подготовке ресурс для рефлексии урока. Фокусом наблюдения на урок будет применение ИКТ, а также групповая или парная работа по изучению новой темы.
При посещении второго урока (приложение 2) менти, я обратила внимание, что менти прислушалась к моим советам. В процессе урока моя подопечная использовала ИКТ для демонстрации презентаций по новой теме и для организации физкультминутки. Также менти применила на уроке работу в парах, но допустила ошибку, не воспользовавшись подготовленными ресурсами, менти рассадила детей по парам, сама указав, кому с кем сесть. У детей это вызвало немое недовольство, что в последствие сказалось на работе в парах. В парах предполагалось самостоятельное изучение нового материала, после чего дети должны были ознакомить всех со своей частью задания, но этот этап урока не получился, так как каждый работал сам по себе, дети не сотрудничали друг с другом, не обсуждали возникшие вопросы.
Я обратила внимание на то, что сильные ученики, быстро справившись с заданием, сидят без дела, а менти на них не обращает внимания. В течение урока менти задавала ученикам вопросы, которые в основном были направлены на проверку знаний детей.
Подведением итогов урока стала рефлексия по таблице «Знаю – Хочу знать – Узнал». На своем уроке, менти применила формативное оценивание, выдавая фишки за правильные ответы и выполненное задание. Такая форма оценивания по душе пришлась ученикам, так как в конце урока, подсчитав фишки, каждый получил свою оценку.
После урока мы с менти просмотрели видеозапись и обсудили все плюсы и минусы. Я обратила внимание менти на то, что на данном уроке она старалась себя сдерживать, не повторяла ответы детей, поощряла работу детей похвалой, формативным оцениванием. Я не стала заострять внимание менти на ее недочетах, а предоставила ей сделать анализ своих действий. Менти обратила внимание на то, что дети не сотрудничали в парах, а каждый работал сам. А также она заметила на видеозаписи, что сильные учащиеся большую часть урока сидят без дела и им не интересно.
Подводя итоги проведенного урока, видя все недочеты, я считаю, что в какой-то мере здесь есть и моя ошибка, значит, я не смогла донести до менти всех тонкостей каждого приема. А значит, есть над чем подумать, над чем поработать.
Встретившись с менти перед очередным уроком и обсудив план ее действий, я предложила менти воспользоваться ресурсами для деления детей на группы или пары, а также обратить внимание на одаренных детей, ведь на предыдущем уроке, эти дети быстро справились с заданиями и много времени сидели без дела. Так как на предыдущих уроках, вопросы задаваемые менти, были всегда направлены на проверку знаний, то я посоветовала менти использовать таксономию Блума для постановки вопросов высокого порядка.
На очередном (третьем) уроке (приложение 2) моя подопечная учла мои советы и пожелания, и применила для деления детей игру «Найди себе пару», разделившись таким образом, дети намного плодотворнее и быстрее работали на уроке.
Нельзя сказать, что активность детей была на 100%, иногда отмалчивались даже сильные ученики, но все же менти старалась всех вовлечь в процесс урока. Для этого она применяла на уроке ИКТ, с помощью презентации PowerPoint она демонстрировала задания, политико-административную карту Казахстана, а также для организации физкультминутку.
Наблюдая за процессом урока, я обратила внимание, что менти прислушалась к моим рекомендациям и внесла коррективы в ход урока. В течение урока дети самостоятельно в парах изучали новую тему урока, записывали самое важное на стикерах, а потом прикрепляли их на карту. Работая в парах дети сами распределили части задания между собой, в ходе выполнения работы ребята советывались друг с другом если что-то было непонятно.
Одаренному ученику было дополнительное задание, после изучения параграфа, он подготовил вопросы для каждой пары. На уроке менти использовала формативное оценивание, каждый ребенок за работу в течение урока получал фишки. Задаваемые на уроках вопросы, были в основном высокого порядка, на них уже было невозможно детям ответить односложно, необходимо было вспомнить свои опыт, проанализировать создавшуюся ситуацию.
На уроках мне понравилось, как менти использовала стратегии критического мышления для формирования темы и постановки целей урока самими детьми: она использовала загадки и стихотворения, задавала вопросы, после чего дети с легкостью смогли определить тему.
Я с каждым уроком уверяюсь все больше и больше, что не ошиблась с выбором менти и результат менторинга будет положительным.
Проведя беседу и просматривая видеозапись урока, я обратила внимание менти на то, что она потратила много времени на опрос домашнего задания, поэтому ей не хватило времени на некоторые запланированные на урок задания. Я посоветовала ей при планировании устанавливать четкие временные рамки для каждого задания. При проведении следующего урока я предложила ей использовать на уроке взаимооценивание и стратегии критического мышления.
Посещая четвертый урок (приложение 2) менти, я увидела, что моя подопечная потихоньку начинает меняться, она уже не дублирует ответы своих учеников, дает детям больше самостоятельности на уроках, и, что немаловажно, в процессе урока больше стали говорить дети, а не учитель.
На данном уроке дети работали как в парах, так и самостоятельно, но на всех этапах урока менти напоминала детям о времени, отведенном на задание. Так же в течение урока один ученик выступал в роли эксперта, который оценивал работу одноклассников и задавал им вопросы по изученному материалу. При проверке домашнего задания менти использовала прием «Лови вопрос», давая мяч каждому ученику, она разрешала при затруднении передавать мяч другому ребенку.
На следующем этапе урока дети составляли кластер по новой теме, которую изучали самостоятельно. В качестве закрепления материала менти предложила учащимся решить кроссворд. Работа с кроссвордом закончилась взаимопроверкой, пары менялись работами и оценили правильность выполнения задания. После чего выступил эксперт, он объявил результаты своей работы и выставленные за урок оценки. Результаты были немного не объективны, так как эксперт, не желая обидеть ребят, завышал им оценки.
Этот урок у менти получился лучше остальных: времени хватило на все задания, дети активно работали на всех этапах урока, учились оценивать друг друга. И пусть с первого раза у детей не очень хорошо получалось, с опытом и помощью учителя все встанет на свои места.
Пошел ли процесс менторинга на пользу моей подопечной? Я считаю, что да. Наблюдая за процессом урока, я обратила внимание на то, что учитель в ходе менторинга изменяет свою технику ведения урока, на ее уроках уже не царит «железная» дисциплина, она дает возможность детям общаться друг с другом на уроке, предоставляет больше самостоятельности и пробует применять новые методы оценивания. А значит, мое вмешательство в практику менти было не напрасно и принесло свои плоды.
На первом этапе обучения я поняла, что процесс менторинга направлен на развитие самостоятельной деятельности подопечного. В ходе данного процесса идет подталкивание менти к принятию решения, к изменениям в практике, к личностному росту.
В ходе менторинга моя подопечная, внедряя в свои уроки модули Программы, использовала стратегии критического мышления для формирования темы и постановки целей урока самими детьми, при постановке вопросов, менти опиралась на таксономию Блума и старалась задавать вопросы высокого порядка. Она применяла на уроках формативное и суммативное оценивание, а так же уделяла внимание работе с одаренными и талантливыми детьми. Большое изменение в практику уроков менти внесло ИКТ, которое не только разнообразило урок, но и облегчило работу учителю и восприятие материала учащимися.
Не одно вмешательство не проходит бесследно, в нем есть и плюсы и минусы. К положительным сторонам менторинга можно отнести изменения в практике менти, обогащение менти новыми знаниями, произошли изменения в детях. Минусами я считаю то, что у менти не всегда рационально использовала время, она не всегда чувствовала себя достаточно уверенно.
На мой взгляд, данное сотрудничество для учителя было очень эффективным, менти меняется, меняется ее подход к формам и методам обучения и оценивания, меняется ее взгляд на работу детей на уроке, она больше не преподносит готовые знания детям, дети самостоятельно добывают их.
Подводя итоги менторинга, я могу сказать, что этот процесс был полезен не только для менти, но и мне. Этот процесс я назвала бы полезным взаимообучением, я делилась с менти всей информацией, которую получила во время первого этапа курсов, а передавая менти информацию, я и сама стала лучше разбираться в некоторых вопросах. Наблюдая за уроками менти, я видела со стороны применение определенных модулей, видела, на что необходимо обратить больше внимания, какие этапы четче продумывать в своей практике.
Я считаю, что процесс менторинга помог моей подопечной отказаться от традиционных методов преподавания, внес большие перемены в ее уроки и теперь она сможет самостоятельно продолжить вносить изменения в свою практику.
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. (Стивен Кинг)
Используемая литература:
Руководство для учителя: второй (основной) уровень/Бакиров К.А., Насымова Г.А., Аушева И.У., Шаримова А.Г.,Габдолакызы Б., Байкенва Б.А.-3-е издание Астана: издательство Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014
Приложение 1
Белошапкина Татьяна Юрьевна Портфолио учителя Отчёт В 2
21 группа 2 уровень
г. Алматы РИПК СО 24.05.2014г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15