Презентация Образ Петра Первого в литературе


Научно-исследовательская работа по литературе на тему:«Образ Петра I в произведениях XVIII- начала XIX веков»Выполнила ученица 7а класса МАОУ СШ №1Перевозкина ДаринаРуководитель: Пайкова Е.Ю. Актуальность темы Ведущей темой при изучении произведений художественной литературы в 7 классе является историческая тема. Одна из задач учащихся – научиться анализировать информацию, представленную авторами в текстах, оценивать степень её достоверности и собственное отношение автора к тому или иному событию и историческому персонажу. Образ первого российского императора Петра I занимает важное место в литературе XVIII- XIX веков, но мы видим его только в достаточно известных произведениях. Я решила посмотреть, как менялось восприятие данной личности в творчестве писателей и поэтов с течением времени. Введение.Цель: рассмотреть, как интерпретировали образ Петра I русские писатели и поэты Задачи: 1) изучить исторические сведения о личности Петра 1 и времени его правления, о развитии России в период XVIII- начала XIX веков;2) познакомиться с художественными произведениями авторов XVIII- начала XIX веков, где присутствует образ Петра 1;3) рассмотреть, какую оценку дают авторы личности Петра 1 и с помощью каких художественных средств это выражается.Объект исследования: художественные произведения А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. ПушкинаПредмет исследования: образ Петра I в произведениях середины XVIII- начала XIX вековМетоды исследования: - чтение и сравнительно-исторический анализ произведений художественной литературы;- наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях разных авторов;- обобщение и систематизация полученных данных. Подготовка к исследованиюПетр 1 как историческая личностьПётр I Великий (Пётр Алексеевич Романов) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).Величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь.Подбор художественных текстов1. Интерес к осмыслению деяний Петра I проявляется ещё при жизни самого императора, после ряда важнейших для государства военных побед. Но это большей частью чисто исторические или публицистические материалы, чем художественные.2. Следующий этап моей работы – это изучение литературного процесса середины XVIII века. Наиболее интересны произведения М.В.Ломоносова и А.П.Сумарокова, в первую очередь их оды.3.В конце века важными литературными авторами были Г.Державин, А.Радищев и Н Карамзин.4.Важная роль образа Петра I в произведениях А.С.Пушкина Образ Петра I в творчестве поэтов середины XVIII векаАлександр Петрович СумароковМихаил Васильевич Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, варварством попранну, С собой возвысил до небес. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)Поэма «Пётр Великий» Петр выступает как царь, укрепивший страну, победивший врагов, а главное, как просветитель.«К тебе я вопию, премудрость бесконечна,Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна И полон ревности спешит в восторге духПетра Великого гласит вселенной вслух И показать, как он превыше человекаПонёс труды для нас неслыханны от века…» «Слово похвальное о государе императоре Петре Великом...» (1759), в котором общность позиции со взглядами Ломоносова в оценке значения Петровских реформ явственно ощутима: «До времен Петра Великого Россия не была просвещена ни ясным о вещах понятием, ни полезнейшими знаниями, ни глубоким учением; разум наш утопал во мраке невежества, искры остроумия угасали и воспламениться не имели силы.»Стихотворение «Дифирамб», восторженный гимн России, пробужденной реформами Петра к славному будущему:Там науки процветают.Разверзается мне болеВысоты небесной вид.Петр Великий к нам оттолеПревеселым ликом зрит.Зри, исполненны утехиВ мире, Петр, твои успехи!Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Образ Петра I в творчестве поэтов и писателей второй половины XVIII векаДержавин Гавриил РомановичКарамзин Николай МихайловичРадищев Александр Николаевич Державин написал две «застольные песни» — «Петру Великому» и «Монумент Петра Великого». Содержание обеих «застольных песен» несет в себе продолжение ломоносовской традиции, связанной с воплощением в облике Петра «работника на троне», не жалеющего себя для подданных и отечества, и этим обеспечившего свое бессмертие. ‎‎О, Петр! любезна всем векам;‎Храни, храни всегда , Содетель,‎Его в преемниках ты нам ! В оде «Вельможа» величие монарха-реформатора определяется его человеческими качествами простого труженика, покидающего престол для блага отечества:Оставя скипетр, трон, чертог,Быв странником, в пыли и в поте,Великий Петр, как некий бог,Блистал величеством в работе.Державин Гавриил Романович(1743-1816) Восторженное отношение к Петру I в связи с памятником, воздвигнутым Екатериной II, выразил в «Письмах русского путешественника» Сравнивая далее заслуги двух монархов, Людовика 14 и Петра I, он отдает второму явное предпочтение:. Карамзин Николай Михайлович(1766-1826)«Подданные прославили Людовика: Петр прославил своих подданных — первый отчасти способствовал успехам просвещения: второй, как лучезарный бог света, явился на горизонте человечества и осветил глубокую тьму вокруг себя». Восприятие личности Петра I и того значения, какое этот монарх имел в истории России, у Радищева не было однозначным. Он выразил ее в публицистическом послании «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего»: «...тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпа народа, рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям, ожидали с нетерпением зрети образ того, которогопредки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали».Подлинная цена великих свершений монархов, по мнению Радищева, не всегда открыта современникам этих свершений. В конце «Письма...» Радищев останавливается на вопросе правомочности включения Петра I в число великих людей мировой истории. «Петр по общему признанию наречен великим, а Сенатом — Отцом отечества. Но за что он может великим назваться?»Радищев Александр Николаевич(1749-1802) Образ Петра I в произведениях А.С.Пушкина Стихотворение «Стансы» написано во время начала правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Пушкин воспринимает Петра 1 как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт восхваляет Петра:  Самодержавною рукой  Он смело сеял просвещенье,  Не презирал страны родной:  Он знал ее предназначенье. В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра:«За дело, с Богом!»Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837) Памятник Петру Первому «Медный всадник» в Санкт-ПетербургеСледующим этапом осмысления личности Петра 1 стала поэма «Медный всадник». «Медный всадник» - особенная поэма по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается по сути один и тот же взгляд на Петра как на идеального монарха. В этой же поэме проблемы представлена в несколько ином ракурсе. Основание Петербурга, по Пушкину, мотивировано необходимостью государственной: «отсель грозить мы будем шведу»Сюда, по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам» Прорубить «окно в Европу» нам «природой суждено». Но судьба Евгения, историческая безжалостность преобразовательской деятельности Петра I становится в «Медном Всаднике» страшным упреком всему делу преобразователя. Исторический периодсередина XVIII векаконец XVIII веканачало XIX векаЛитературное направлениеклассицизмсентиментализмромантизм, реализмЖанрыОда, поэма, басня, трагедия, комедияПовесть, ода, романс, послание, романСтихотворение, поэма, повестьАвторыКантемир А.Д., Ломоносов М.В., Сумароков А.П., Тредиаковский В.К., Херасков М.М. Державин Г.Р., Дмитриев И.И., Фонвизин Д.И. Радищев А.Н., Карамзин Н.М.Жуковский В.А., Пушкин А.С., Батюшков К.Н.Задачи литературыУтверждение культа науки, разума, просвещения; прославление Российского государства, развитие патриотизма; усовершенствование художественного языкаПоказать обычную жизнь человека; воспитание природной чувствительности и добродетели для построения идеального государстваОтражение реальной действительности; формирование понятия «национальный характер»Литературный геройПросвещенный монарх или идеальный гражданинГерой-дворянин, ищущий гармонии с природойОбразованный человек, ищущий свое место в этом неидеальном миреИнтерпретация образа Петра IОбожествление как царя-реформатораОценка Петра I как человекаРазноплановый взгляд на личность Петра IПримерыВ полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на Российский флаг. Оставя скипетр, трон, чертог,Быв странником, в пыли и в поте,Великий Петр, как некий бог,Блистал величеством в работе. …и того,Кто неподвижно возвышалсяВо мраке медною главой,Того, чьей волей роковойПод морем город основался...Ужасен он в окрестной мгле!Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!..…О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы? Таким образом, проанализировав выбранные произведения, связанные с осмыслением такой грандиозной, неоднозначной личности как Петр 1, я достигла поставленной мною цели - рассмотреть, как интерпретировали образ Петра I русские писатели и поэтыXVIII- начала XIX веков. Каждая поставленная задача была поэтапно решена. Я познакомилась с историческими сведениями о времени правления Петра 1, о развитии общества, культуры и науки в XVIII- начале XIX веков, что позволило мне понять причины разного взгляда на одну и ту же личность. Знакомство с художественными произведениями, анализ трактовки образа Петра Iи художественных средств, с помощью которых каждый автор выражает свое отношение к изображаемому, помогли выстроить картину, как же изменялось видение первого российского императора с течением времени. Можно сказать, что авторы по-разному трактовали личность царя-реформатора, что связано с задачами литературы в конкретный исторический период. Кто-то обращал большее внимание на черты императора-тирана, который реформами обратил Россию на «чужой», европейский курс развития, но всё же большинство мастеров пера восхищались его величием и его преобразовательской деятельностью, которая буквально «пробудила» Россию, и понимали, насколько важна была эта фигура в развитии и становлении нашей страны. Во многом Пётр и всё, что было с ним связано,стало красной нитью, сквозной темой литературы XVIII- XIX века. Полученные знания и умения я смогу использовать на уроках литературы и истории.Заключение Список литературы А. Н. Радищев о значении Петра I в истории России // Русская литература. 2000. № 1.А.С.Пушкин Избранные произведения, Горьковское областное государственное издательство, 1949Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 1999Лотман Ю.Г. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988 5. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы. Л., «Художественная литература»6. Русская поэзия XVIII века. Стихи. Нижне-Волжское книжное издательство, 1978