Рабочая программа Обществознание. 5 класс ФГОС. Линия Боголюбов-Иванова


Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя школа №530 с углубленным изучением
предметов естественно-математического цикла
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Утверждена
Приказом от _________2016 №___
Директор____________/Прус Ж.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО обществознанию
Уровень: общеобразовательный, класс 5
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Автор-составитель программы:
Бочина Майя Александровна,
учитель истории и обществознания,
Кандидат исторических наук.
рассмотрена Согласовано
на заседании МО учителей
________________________________
Протокол № 1 от « » августа 2016г
Руководитель__________/ /
Заместитель директора по УВР
__________//
«___»____________2016г
2016
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 -342 с. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011-94 с.- (Стандарты второго поколения). Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной образовательной программы, с использованием авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
В пятом классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит учащегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном значении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Цель курса – установить роль деятельности в жизни человека и общества, дать учащимся достаточно полное представление о нынешнем этапе развития общества в контексте цивилизационного и культурологического подходов; стимулировать активность учащихся в познании общества; выработать жизненные цели и ценностное мировосприятие.
Задачи курса:
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности.
Нормативно-правовая база рабочей программы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании"
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
8. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
12. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
13. Базисный учебный план ГБОУ школа № 530 на 2015-2016 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы Вигасина А.А., Годера Г.И. и
Свеницкой И.С. «История Древнего мира», Рабочей программы по истории. ФГОС. 5 класс. (Новожилова М.Б. Изд. «Учитель», Волгоград, 2012).
Курс «История Древнего мира» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях на этапе первобытности и античности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
Универсальные учебные действия:
1.Познавательные УУД: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний; сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;2.Регулятивные УУД:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
 3. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
4. Личностные УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Требования к уровню освоения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
5. Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме практических работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся.
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Оценка индивидуального проекта1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в учебном процессе или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам выступления, презентации обучающегося.
5.Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в классном журнале. По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
 Портфолио обучающегося как метод оценки
Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой  областях.
В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества,   рефлексии.   
2)  систематизированные материалы текущей оценки:
• отдельные листы наблюдений;
• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3)    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема раздела Количество часов
1 Человек 4
2 Семья 7
3 Школа 7
4 Труд 5
5 Родина 9
6 Повторение 2
Итого 34
В т. ч. повторительно-обобщающих уроков 3
Используемые педагогические технологии.
Тема курса Технологии
Человек Классно-урочная.
Технология перспективно-опережающего обучения. Дискуссия.
Семья Классно-урочная.
Технология перспективно-опережающего обучения. Интерактивная
Школа Классно-урочная.
Использование ЭОР, ИКТ-технологии, методы активного обучения
Труд Классно-урочная.
Использование ЭОР, ИКТ-технологии, методы активного обучения
Родина Классно-урочная.
Использование ЭОР, ИКТ-технологии, методы активного обучения. Технология перспективно-опережающего обучения
Формы организации учебного процесса
Типы уроков Педагогические технологии Формы работы
- игра
- дискуссия
- практикум
- лабораторная работа
- беседа Интерактивные:
- игровые;
- ТРИЗ;
- технология дискуссии;
- проектная технология;
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления Индивидуальная
Групповая
Группы с переменным составом
Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе
УМК
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература для учащихся:
"Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htmlhttp://socio.rin.ru/http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Введение.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться. Практикум.
Тема 2. «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.
Тема 5. «Родина» (9 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум.
Особенности обучающихся.
Данная Рабочая программа рассчитана на базовый уровень, т. е. на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности, для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в форме сообщений, работа с дополнительной литературой
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2016-2017 учебный год
Дата № урока Название темы, тип урока Ожидаемый результат и характеристика УУД
Л – личностные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные Виды работ учащихся
(тест, практическая работа, самостоятельная работа, эксперимент и др.)
План Факт 5а 5б 5в 5а 5б 5в 1 Введение. ЛПКР. Осознавать какое значение и смысл имеет для ученика учеба Извлекать информацию из текста Составлять целое из частей, работая в группах. Составлять план своих действий
Работа с текстом, беседа
Тема 1. «Человек»
2-3
Загадка человека
ЛПКР. Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.
Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит со сверстниками. Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения.
Обсуждение. Решение проблемных вопросов
Беседа. Самостоятельные выступления. Работа с текстом.
4-5 Отрочество – особая пора жизни ЛПКР. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит со сверстниками. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Составление схем ы. Сообщения
Работа с таблицей, текстом. Обобщение материала
6 Практикум по теме «Человек» ЛПКР. Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Опрос. Письменные задания Накопительная система –
рабочего портфолио.
Тема 2. «Семья» 7-8
Семья и семейные отношения ЛПКР. Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Высказывать свое мнение. Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.
.
Творческое задание.
Накопительная система –
рабочего портфолио.
Работа с информацией. Исследование проблемы.
9-10 Семейное хозяйство ЛПКР. Формировать свою позицию. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. ЛПКР. Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями Тестовые задания, доклады,
рисунки
11-12 Свободное время ЛПКР. Высказывать свое мнение. Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах
Составлять на основе текста таблицу. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
Характеризовать значимость здорового образа жизни. Работа с текстом.
Составление таблицы. Беседа.
13 Практикум по теме «Семья» ЛПКР. Составлять вопросы к тексту, документу. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. Работа в группах. Просмотр и обсуждение мультфильма «Умный дом»
Тема 3. «Образование» 14-15
Образование в жизни человека
Профессия – ученик. ЛПКР. Высказывать свое мнение. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Высказывать свое мнение о своем состоянии чувствуешь после получения хорошего результата. Объяснять смысл пословиц о школе.Заполнять схему «Чему можно научиться» Исследование. Работа с текстом.
Заполнение схемы. Выступление. Самоанализ
16-17 Образование и самообразование ЛПКР. Высказывать свое мнение. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит..» Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании». Выступления, аргументация собственной позиции. Работа с текстом
Составление таблицы. Отбор и группировка материала. Выступления
18-19 Одноклассники, сверстники, друзья ЛПКР. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случаи из своей жизни, которые говорили бы о настоящем товариществе. Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Выступление с сообщениями, анализ ситуаций по теме
Составление ситуаций, выступление.
20 Практикум по теме «Школа» ЛПКР. Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Готовить рассказ на тему «Как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Работа в группах. Рассказ.
Тема 4 «Труд» 21-22 Труд – основа жизни ЛПКР. Высказывать свое мнение. Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Проверять и оценивать результаты работы Отбор и обобщение материала. Подготовка презентации.
Составление схемы, работа с текстом.
23-24
Труд и творчество
ЛПКР. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе. Готовить сообщение по группам на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности. Работа с таблицей, текстом учебника.
Работа в группах, обсуждение.
25 Практикум по теме «Труд». ЛПКР. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл труда. Извлекать информацию из текста. Осознавать значение и смысл труда. Работа с учебником, документами.
Тема 5. «Родина»
26-27 Наша Родина - Россия ЛПКР. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Обсуждение проблемных вопросов. Работа с текстом, картой РФ Работа в группах. Решение проблемных вопросов
.
28 Государственные символы России. ЛПКР. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. Предлагать варианты герба, флага и гимна класса Поиск информации. Отбор информации. Устные сообщения. Обсуждение проблемных вопросов. Выступление с с сообщениями, работа в группах.
29-30 Гражданин России ЛПКР. Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.
Высказывать свое мнение. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Заполнение таблицы. Обсуждение проблемных вопросов.
Игра «Мои права и обязанности». Работа в группах.
31-32 Многонациональная культура России ЛКПР. Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей. Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России» Выступление с сообщениями. Работа в минигруппах.
33 Практикум по теме «Родина» ЛКПР. Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Готовить плакаты на тему «С чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». Главные обязанности гражданина». Работа в группах.
Тестирование.
34 Резервный урок Приложение
Темы проектов.
Кто на кого похож.
Семейное древо.
Семейные обязанности.
С чего начинается Родина.
Мои права и обязанности.
Москва – столица России.
О нас и нашем классе.
Лист коррекции Рабочей программы
Тема урока Дата Коррекция Причина коррекции