Взгляд через призму 7 модулей Программы
Взгляд через призму 7 модулей Программы
XXI век. Глобализация. Мир меняется очень быстро. Нескончаемый поток информации и новые технологии. И именно учитель должен подготовить подрастающее поколение к предстоящей жизни, то есть должен научить ученика самостоятельно извлекать необходимые знания, критически оценивать источник, интегрировать их в уже имеющиеся, а в дальнейшем уметь их использовать, то есть применять в жизни. Учитель не должен быть единственным носителем знаний, а должен стать проводником в мире информации.
Интуитивно я давно поняла это, но собственные попытки что-то изменить не всегда давали положительный результат, и вот я стала посещать курсы «Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего (базового) уровня. Именно взгляд через призму 7 модулей Программы позволил привести в систему мои мысли насчет преподавания и обучения, а также обогатил практическим материалом для внедрения в свою практику.
Я поняла, что перемены учитель должен начать с себя, то есть стать современным в образовании, идущим в ногу со временем. И после первого этапа обучения «Лицом к лицу» я начала перестраиваться.
Какие именно изменения я внесла и хочу внести в свою педагогическую практику?
Я пересмотрела планирование, и в серию последовательных уроков я включила идеи всех 7 модулей программы.
1 модуль - «Новые подходы в обучении. Обучение тому, как учиться».
Сначала я постаралась разобраться с теорией этого модуля, с тем, как развивать саморегуляцию и метапознание через воздействие на ЗБР ученика, с помощью построения «метокогнитивных лесов».
Затем постаралась осмыслить все то, чему обучали на курсах, перечитала «Руководство для учителя» и приступила к составлению заданий к урокам, то есть к применению на практике.
Раньше структура моего урока состояла из таких компонентов: оргмомент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала (причем всегда только мной), его закрепление и домашнее задание. И вдруг - «вызов – осмысление – рефлексия». И насколько интереснее и продуктивнее уроки!
Раньше, во время оргмомента, я выслушивала доклад дежурного об отсутствующих, проверяла наличие мела, тряпки, определяла санитарное состояние класса. Сейчас этому тоже уделяю внимание, но поняла, что с первой минуты моего появления в классе основной задачей должно стать создание благоприятного психологического климата для лучшего усвоения учебного материала. Поэтому сейчас урок начинаю с создания коллаборативной среды: «Пожелай другу», «Подари другу», «Аллея комплиментов», «Передай настроение», «Первая скрипка» и других разминок.
Во время деления на пары или группы иногда учитываю предпочтения : «Атомы, молекулы», «Лидер набирает команду», но иногда, для плодотворной работы, создаю пары, группы из учеников разного уровня, или же создаю случайные пары при делении, например, прием «Собери пословицу» из разрезанных частей. Также, для психологической разгрузки между уроками, стала проводить физразминки или, если на это нет времени, игровые моменты по целям урока. Детям это нравится и помогает наладить обстановку сотрудничества.
На этом психологическом фоне уже легче создать образовательную среду, «благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию»(стр.127).
Например, идею взаимообучения на педпрактике я постаралась реализовать при усвоении учащимися понятия «святочный рассказ». Детям были розданы рабочие листки со списком основных принципов этого жанра и поставлена задача: добиться понимания этого термина у одноклассника, составляющим с ним пару. И с этой задачей большинство детей справилось, что подтверждает дальнейшая их работа на уроке.
Еще я открыла для себя эффективность диалога как одной из идей этого модуля. « Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их уровню образования. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию» (стр.134).
Формирование умения задавать вопросы помогают приемы «Толстые и тонкие вопросы». Так учащиеся отрабатывали умение сформулировать вопрос, что немаловажно для диалога, по стратегии «Толстый и тонкий вопрос», когда на основе информации из видеоролика «Празднование Нового года в разных странах» составляли вопрос-задание для класса. Все были увлечены, и только у одного вопрос не получился.
Во время игрового момента «Снежки» я провела и словарную работу, когда записала слова этой темы на листочках, превратившихся в «снежки», и проверила умение формулировать вопрос, то есть дала задание составить с данными словами «толстые» вопросы. Выполнение этого задания тоже всем понравилось, так как происходило в веселой, непринужденной обстановке.
Кумулятивная диалогическая беседа у нас произошла, когда мы говорили о милосердии. Дети на стикерах – елочных игрушках – записали поступки милосердного человека, потом озвучили их и украсили игрушками елку. Не у всех получилось грамматически правильно, но общий портрет получился.
Элементы исследовательской диалогической беседы, я считаю, у нас были во время прогнозирования текста, по приему «Корзина идей», так как ребята должны были обосновать свой прогноз.
Совершенно новой формой работы для меня была групповая работа. Но какой плодотворной и интересной она оказалась на деле! Неисчислимое количество плюсов: задействование всех детей, совершенствование навыка работы в команде, взаимообучение, распределение заданий по различным параметрам и еще много чего, но самое главное – заинтересованность ребят в выполнении и в качественном результате. Но сразу признаюсь, групповая работа - это тот пункт, над которым мне придется еще много поработать. По какому принципу создавать группы, обязательно ли лидером должен быть сильный ученик, может быть стоит вначале, когда только вводится эта форма работы, сделать группы постоянного состава, чтобы дети притерлись друг к другу, раскрылись, и еще много разных вопросов для обдумывания. Пока не все удается мне по стратегии «Джигсо», хотя идея очень нравится.
И тем, что действительно стало для меня «прорывом», стимулировало на переработку планов, была рефлексия по каждому уроку. Например, когда учащиеся продолжали фразы: «Мне было интересно…, Сегодня я узнал (а)…, и т.п.», то мне становилось понятно, какие этапы урока у меня получились, а какие нет, какие моменты были трудными для восприятия, к чему желательно опять вернуться.
Или рефлексия «Лестница успеха», когда каждый отмечает себя на какой-либо ступеньке. И это сопоставление их видения и моих наблюдений дает богатый материал для размышлений над уроком.
2 модуль - «Обучение критическому мышлению» стал большим открытием для меня.
Например, стадия вызова. Теперь я понимаю, что данный этап урока необходимо построить таким образом, чтобы вызвать активный интерес к теме, активизировать учеников, актуализировать их знания, создать условия для самостоятельного определения личных целей при изучении данной темы. Для этих целей я буду применять приемы «Нестандартный вход в урок», «Мозговой штурм», «Ассоциативный ряд», «Отсроченная отгадка», «Необъявленная тема» и многие другие, о которых я узнала на курсах, и некоторые из которых уже внедрила в свою педагогическую практику.
Еще я поняла, что намного интереснее работать с текстом, применяя приемы «Ключи мудреца», «Своя опора», «Джигсо», «6 шляп мышления» и другие, которые относятся к приемам критического мышления.
Так, например, при анализе рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» я задала проблемный вопрос и применила прием «Отложенный вопрос». Проблемным был вопрос: : Можно ли назвать смерть мальчика чудом? То есть дети должны были сопоставить принципы святочного рассказа с авторской позицией. Но к аргументированному ответу они могли прийти только после вдумчивого анализа текста, что они и делали с интересом, стараясь найти ответ на вопрос.
Или на уроке «Празднование Нового года в разных странах» я дала задание: заполнить таблицу «ЗХУ». Вначале, заполнить колонку «знаю», то есть ученик должен определить уровень собственных знаний, затем - «хочу узнать» – когда он формирует собственный запрос на получение информации, а в конце урока – «узнал», когда происходит анализ познавательной деятельности. Эта работа заставляет детей задуматься: какую же информацию им необходимо извлечь, а затем наглядно показывает, насколько они продвинулись в познании данного материала.
Раньше, при усвоении текста, перед учеником я ставила задачу - прочти и перескажи. Теперь же я поняла, что необходимо развивать такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации. Совершенствуя эти умения, то есть оттачивая мыслительную деятельность учащихся, я тем самым готовлю базу для успешного применения языковых навыков во многих школьных дисциплинах. Кроме того я стала различать, какой вид чтения эффективнее применить для данного этапа работы: просмотровое, выборочное или изучающее.
Например, при изучении рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» я использовала прием «Чтение с остановками», так как хотела достичь понимания всех авторских приемов построения текста. Во время остановок дети проводили в рабочем листке работу по тестам («Я молодец») на понимание текста. Затем прогнозировали («Корзина идей»), как будут развиваться события. Такое вдумчивое чтение дало свои результаты, когда мы приступили к детальному анализу текста, разбившись на пары, по стратегии «Своя опора».
На уроках мы отрабатываем умение выражать свое понимание вопроса сплошными и несплошными текстами. Очень много дает применение схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации. Так, сейчас, после первого этапа курсов, на уроках я стала применять приемы составления ментальных карт, составления постеров, кластеров. Я поняла, что работа с информацией в схемах, таблицах, графиках позволяет лучше понимать изучаемое, так как помогает обобщить, структуировать материал, как бы расположить мысли в определенном порядке. Вот и по стратегии «Своя опора» оформление на флипчартах произвольное: ментальная карта, таблица, диаграмма и т.д. Каждая группа получила свое задание.Затем произошла защита проектов, выступления групп. И, можно сказать, удачно. Конечно, не без замечаний, есть ошибки, но они больше касаются литературоведческих понятий, что же касается формы групповой работы, то она детям понравилась, и я буду практиковать ее в дальнейшем.
Но что дети восприняли на «Ура», так это «6 шляп мышления» Эдварда де Бано, прием, который позволяет рассмотреть содержание рассказа под разными углами, с разных точек зрения. В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Представляя свое видение рассказа, многие ученики раскрылись , исчезла стеснительность, замкнутость, они сумели подобрать аргументы именно к своему заданию.
3 модуль – «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Когда я познакомилась с формативным и суммативным видами оценивания, то поняла несовершенство пятибальной системы.
«Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию в понимании процесса формативного оценивания и возможности его использования для оказания содействия учителям в преподавании и учении» (стр.109).
Важным, на мой взгляд, является и то, что учащиеся участвуют в разработке критериев оценивания, то есть они сами контролируют процесс своего обучения и видят направление, в котором им следует развиваться. Сначала не все правильно восприняли оценивание со стороны одноклассников, были даже обиды, но, разьяснение того, что это подсказка, помощь, возымело свое действие. Кроме того, формы оценивания, например, «Две звезды, одно пожелание», направлены на доброжелательную оценку- сначала отмечаются два положительных момента в ответе, затем делается замечание в форме пожелания. Или, например, взаимооценивание по критериям «5 П»: Полный ответ, Правильный, Последовательное изложение, Примеры приводятся, Пояснения даются, которое мы применили при оценивании ответов по методу «6 шляп», дает более ценные замечания для рефлексии своего выступления, чем , допустим, просто оценка в баллах. Вариативность критериев успеха дает возможность каждому ученику испытать «ситуацию успеха», то есть оценить свое продвижение. Важным для учителя является то, чтобы с меньшим или большим количеством «подмостков», но все пришли к цели, что должна показать суммативная работа.
«Для учителей и учеников важно четкое осознание цели, к которой они стремятся, что в свою очередь требует понимания критериев ее достижения» (стр.109)
Это высказывание я понимаю так: при оценивании конечным результатом должно быть понимание ученика, на каком уровне он находится, какого уровня ему еще необходимо достичь и как лучше это сделать.
4 модуль- «Использование ИКТ в преподавании и учении».
Безусловно, сопровождение рассказа учителя мультимедийными презентациями при объяснении нового материала, доклады учеников с иллюстрациями из Интернета - все это было в моей работе. Но посещение курсов подняло в разы мое представление об использовании возможностей информационных технологий на уроках русского языка. Так, я научилась применять анализ видео и аудио текстов, создавать подкасты и многое другое, что очень поможет в создании современных уроков. Сейчас я посещаю ВШК курсы по развитию компьютерной грамотности.
5 модуль – «Обучение талантливых и одаренных учеников».
«Учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования» (стр.165).
Этот вопрос требует доработки с моей стороны. Так, если раньше, ограничиваясь грамматикой, я давала одаренному ученику карточку с заданием повышенной сложности, тогда как остальные занимались , например, выполнением упражнения, то теперь, при организации парной и групповой работы не хотелось бы оставлять способных учащихся в стороне. Так, организуя работу в паре, поручаю одаренному ученику роль учителя-консультанта, а при групповой работе даю задание повышенной сложности. Так, при анализе произведения по стратегии «Своя опора», группа№4 получила задание: «Виды художественных описаний», а группа№5: - «Средства художественной выразительности». Во время проведения аналитической беседы по методу «6 шляп мышления» учащиеся уровня А получили зеленые и синие шляпы, то есть те, где уровень мышления по таксономии Блума – синтез и интерпритация (Зеленая шляпа: изобретательский, новые идеи, ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. Синяя шляпа: аналитический, поисковый, предполагает сделать размышления, прогноз)В дальнейшем постараюсь разнообразить работу с одаренными детьми и сделать ее более продуктивной.
6 модуль - «Преподавание и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Так как для работы в период педпрактики я выбрала 7 класс, то подбор изучаемого материала, и его объем, и формы работы были ориентированы на этот возраст. Так, при прохождении темы «Традиции и обычаи» провела ролевую игру «Дед Мороз и Снегурочка», где дети демонстрировали навыки говорения. Старалась больше включить игровых моментов. Например, использовала игровой прием «Да Нет-ка» при освоении понятия «святочный рассказ». Сейчас использую «Бегающий диктант», «Горячий стул», «Телестудия», « Диалог персонажей» и разные другие игровые формы работ, которые буду пополнять.
7 модуль-«Управление и лидерство в обучении».
«Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель». ( Стронг, Вард, 2011)
Очень вдохновляющие слова, которые вместе со знаниями, полученными на курсах, дают мне убеждение в необходимости собственных изменений, апробировании новых технологий, вовлечении коллег в этот процесс.
Обучение на курсах приоткрыло мне дверь в мир интересного, нужного, современного. Курсы показали, каким должно быть преподавание, какими должны быть участники этого процесса, какие формы работы и оценивания нужно применять, чтобы получать плодотворные результаты. Включение идей 7 модулей в практику уроков, понравилось и детям и мне. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, тем более , когда вижу такую манящую перспективу.
Литература:
1.Программа. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2015)