Преподавание физической культуры в школе: взгляд через призму реализации ФГОС


Галеева Ольга Николаевна –
учитель высшей категории
МБОУ «Гимназия» г.Абакана
Преподавание физической культуры в школе: взгляд через призму реализации ФГОС
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития системы школьного образования.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе должен строиться так, чтобы были решены задачи, являющиеся, на наш взгляд, доминантными:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта.
В условиях введения ФГОС основной задачей становится формирование гармонично развитой личности через системно - деятельностный подход. А это, в свою очередь, означает индивидуальный подход в решении любых поставленных проблем. В нашей МБОУ «Гимназия» необходимо было решить задачи:Реализация ФГОС.
Применение третьего часа физической культуры в условиях ограниченного пространства.
Формирование гармонично развитой личности.
Исходя из возможностей, на предоставленной площади нами был организован тренажерный зал с различным спортивным оборудованием: гантели, набивные мячи, “Жим - флектор”, ролики гимнастические, эспандеры, беговая дорожка, велотренажер, скакалки, гимнастические маты. Также разработаны комплексы упражнений для различных групп мышц. Для решения задач по развитию силовых способностей школьников разного возраста применяется метод круговой тренировки. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняются в определенной последовательности «по станциям», со строгим соблюдениям величины нагрузки и продолжительности отдыха. Комплексы подобраны таким образом, чтобы каждое последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц.
Введение ФГОС способствовало постановке следующих задач.
Первая задача – обеспечение гармоничного развития мышечных групп опорно- двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп.
Вторая задача – разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Третья задача – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально- прикладной физической подготовки.
На базе МБОУ «Гимназия» одновременно работают большой спортивный зал и тренажерный зал. Уроки проводятся в двух классах одной параллели по гендерному принципу: один учитель работает с мальчиками, другой – с девочками (в различных залах). В большом зале урок строится по учебной программе, в тренажерном – по специально разработанному комплексу упражнений, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. За счет использования двух спортивных залов повышается моторная плотность урока, это способствует формированию двигательных умений и навыков детей на высоком уровне.
Результатами данной работы являются многочисленные победы гимназистов на республиканских и городских соревнованиях: Президентские состязания (2013) – 2 место, Республиканская олимпиада (2012) – 2 призера, городские соревнования по баскетболу (2012) – 2 место, Спартакиада допризывной молодежи (2012) -2 место и мн. др. Кроме того, данная система работы обеспечивает высокое качество обучения учащихся (98 – 100 %).
Занятия физкультурой полезны всем и всегда.
Тренажеры развивают не только тело, но и дух.
Физическая культура – одно из важнейших составляющих гармоничного развития личности. Физические упражнения дают очень многое, нужно только научиться брать у них энергию, ловкость, пластику, красоту. Они помогают не только развивать определенные группы мышц, но и улучшают самочувствие каждого гимназиста в целом.
Скажем физической культуре: «Да!» - и перед нами откроются новые горизонты и возможности.
Список используемых источников:
1)Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.5-9 классы. - М.:Просвещение,2010. -64с. - ( Стандарты второго поколения).-978-5-09-020555-9.
2)Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 200 с.