Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя информатики
Согласовано Утверждено
на заседании методического совета на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от _________ 2013г Протокол № ____ от ________ 2013 г.
Руководитель МО _________ Леньшина Н.П. И.о.директор МБОУ СОШ№4 г.Грязи
_______Е.С. Тимофеева.
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
учителя информатики МБОУ СОШ №4 г. Грязи
за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
Кононыхиной Любови Александровны
ФИО
учителя информатики МБОУ СОШ №4 г. Грязи
должность, предмет, наименование ОУ
1. Динамика образовательных достижений
1.1. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет
Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки
по результатам внешнего мониторинга
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
100%
100%
100%
1.2.Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет
Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
89%
93%
95%
1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет
Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки
по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
100%
100%
100%
1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
91%
93%
93%
1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки
по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
год 2010-2011 МБОУ СОШ №28
год 2012-2013 МБОУ СОШ №4 г.Грязи
информатика
100%
100%
1.6. Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
год 2010-2011 МБОУ СОШ №28
год 2012-2013 МБОУ СОШ №4 г.Грязи
информатика
100%
85%
1.7. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки
по итогам учебного года
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
100%
100%
100%
1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам
учебного года
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
информатика
98%
100%
100%
1.9. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.8
Таким образом, представленные в таблицах результаты свидетельствуют о 100% уровне обученности и стабильно высоком качестве знаний учащихся (более 89%), в том числе выпускников. Если рассмотреть не средний результат, а данные по отдельным классам, получится следующая картина:
Класс/Предмет
Уровень обученности
Качество знаний
Средний балл
2010-2011 МБОУ СОШ №28 г.Липецка
3А (информатика)
100%
100%
5,00
3Б (информатика)
100%
93%
4,5
3В (информатика)
100%
100%
4,6
4А (информатика)
100%
100%
4,7
4Б (информатика)
100%
100%
4,6
4В (информатика)
100%
100%
4,8
5А (информатика)
100%
100%
5,00
5Б (информатика)
100%
90%
4,4
6А (информатика)
100%
100%
5,0
6Б (информатика)
100%
90%
4,7
7А (информатика)
100%
100%
5,00
7Б (информатика)
100%
93%
4,3
7В (информатика)
100%
100%
4,8
9А (информатика)
100%
100%
5,0
9Б (информатика)
100%
100%
4,7
9В (информатика)
100%
93%
4,4
11А (информатика)
100%
100%
5,00
11Б (информатика)
100%
100%
5,00
2012-2013 МБОУ СОШ №4 г.Грязи
3А (информатика)
100%
100%
4,7%
9А (информатика)
100%
86%
4,4%
9В (информатика)
100%
100%
4,6%
11А (информатика)
100%
100%
5,00
11Б (информатика)
100%
100%
5,00
11В (информатика)
100%
100%
4,5%
9А (элективный курс информатика )
100%
89%
4,5%
2012-2013 МБОУ СОШ с.Синявка
5 (информатика)
100%
89%
4,5
6 (информатика)
100%
100%
4,6
7 (информатика)
100%
100%
4,6
8 (информатика)
100%
91%
4,5
9 (информатика)
100%
84%
4,4
10 (информатика)
100%
100%
4,8
11 (информатика)
100%
100%
4,8
Анализируя данные по качеству знаний, можно отметить, что результаты относительно стабильны на протяжении межаттестационного периода. Колебания в разнице среднего балла незначительные и не превышают допустимой нормы.
Обучающиеся Никита Андреев и Сергей Эли выпускники 2011 года по результатам экзамена информатика по выбору поступили на бюджет в Липецкий Педагогический Университет по специальности прикладная информатика в экономике. Попов Валерий выпускник 2013 года – в Воронежский Государственный Университет по специальности вычислительная математика и прикладные информационные технологии. Сертакова Оксана выпускница 2013 года – в Воронежский Государственный Университет по специальности вычислительная математика и прикладные информационные технологии.
2. Познавательная активность обучающихся по предмету
2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, смотров
Наименование мероприятий
Уровень
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
I. Олимпиады по информатике: муниципальная олимпиада, всероссийская олимпиада «Инфознайка»
Международные
Всероссийские
2
2
5
1
15
3
Региональные
Муниципальные
2
1
2
1
На уровне ОУ
5
2
7
5
8
2
II. Всероссийский конкурс «Информашка», «Компьютошка»
Международные
Всероссийские
3
0
6
1
Региональные
Муниципальные
На уровне ОУ
10
4
2
15
6
2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассная работа
2.2.1. Участие обучающихся в конференциях:
Уровень
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
Кол-во участников
Кол-во призеров
(1-3 место)
Кол-во участников
Кол-во призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во призеров
(1-3 место)
Международные
Всероссийские
Региональные
Муниципальные
На уровне ОУ
2
1
1
1
2
2
2.2.2. Участие обучающихся в проектах:
Уровень
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Международные
Всероссийские
Региональные
Муниципальные
На уровне ОУ
2
1
1
1
4
2
2.3. Работа постоянно действующих факультативов; кружков; курсов по выбору, которыми руководит аттестуемый педагог (целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания).
Название факультатива, кружка, курса по выбору
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
Кол-во
участников
Сохранность контингента (%)
Кол-во
участников
Сохранность контингента (%)
Кол-во
участников
Сохранность контингента (%)
«Юный информатик»
12
88%
18
95%
«Информашки»
13
90%
Программирование на 1С
27
100%
2.4. Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.3 (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.).
Важное место в моей работе отводится организации занятий с предметно-успешными и одаренными обучающимися. Это стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора как учащихся, так и педагога, тренировки логического мышления. Работа с одаренными детьми по информатике начинается в среднем звене. Обучающиеся знакомятся с информационными терминами, учатся решать логические задачи, составлять блок-схемы и записывать алгоритмы для решения задач, также знакомятся с элементами языков программирования.
Знания по информатике нацелены на формирование личности обучающегося, его мировоззрения и мышления. Итогом данной работы считаю успешное участие обучающихся в школьном этапе олимпиад по информатике (2010-2011 гг. – Алина Сазонова и Барова Мария (4А) (Барова Мария, призер муниципального этапа олимпиады по информатике), в 2010-2011 учебном году 2 обучающихся 5А класса Адаменко Елизавета и Юлия Унчикова получили дипломы победителей во Всероссийской олимпиаде «Инфознайка». В 2012-2013 учебном году в этой же олимпиаде получили дипломы победителей 4 обучающихся: Зверев Егор (6 класс), Богомолов Дмитрий (3 класс), Куцыкобыльский Никита (3 класс), Сушкова Дарья (3 класс).
В 2010-2011 гг. Жданов Владимир (9В) стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике. В 2012-2013 гг. Попов Валерий стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике.
Вместе с тем налицо и некоторые проблемы. Таблицы п.2.2.1 и 2.2.2 показывают, что в исследовательской и проектной деятельности было задействовано небольшое количество уч-ся. Активизация исследовательской работы с уч-ся – одна из главных задач на следующий аттестационный период. Выход на муниципальный, региональный и всероссийский уровень – вторая задача работы в данных направлениях.
3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)
3.1. Результаты опросов, анкетирования, рейтинг предмета, жалобы со стороны детей и родителей, административные взыскания.
3.2. Наличие благодарностей, поощрений.
Уровень
год 2010-2011
МБОУ СОШ №28
год 2012-2013
МБОУ СОШ с.Синявка
2012-2013
МБОУ СОШ №4 г.Грязи
Международные
Всероссийские
Благодарность как координатору всероссийской игры-конкурса по информатике «Инфознайка 2011».
Благодарность как координатору всероссийской игры-конкурса по информатике «Инфознайка 2013».
Региональные
Муниципальные
На уровне ОУ
Премии; «Благодарность за проведения недели математики и информатики»
Премии; «Благодарность за проведения и участие обучающих в неделе естественных и математических наук»
Премии; грамоты: «За активное участие в организации недели математики и информатики», «За подготовку обучающихся к участию в НИОСШ»
3.3. Наличие наград.
Уровень
уч. год
уч. год
уч. год
уч. год
Отраслевые
Государственные
4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся
4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы. Создание условий для формирования их социальной компетентности.
В связи со структурой бытия отмечают природные общечеловеческие ценности и культурные. Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жизни, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), научные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), политические (мир, справедливость, демократия), правовые ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и правопорядок).
В качестве учителя предметника занимаюсь воспитанием позитивного отношения к общечеловеческим ценностям. Что является одной из приоритетных воспитательных задач в течение всего периода моей работы. В связи с этим воспитательная работа велась по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное, нравственное, эстетическое, профориентационное, трудовое, экологическое воспитание, формирование социальной компетентности уч-ся.
Для организации воспитательной деятельности использовались следующие формы:
- словесные (индивидуальные и групповые беседы, диспуты, мультимедиа лекции, видеолекции и т.д.);
- практические (участие обучающихся в турслетах, походах, участие в школьных акциях: «Поздравь любимого учителя», «День пожилых людей» и т.д.)
Под методами воспитания я понимаю способы взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Выбор методов воспитания зависит от многих факторов: от содержания воспитательной деятельности и её направленности, от возраста учащихся, их жизненного опыта, от развития детского коллектива. Если говорить о содержании воспитательной деятельности, то в процессе нравственного воспитания на первое место выдвигались методы убеждения и внушения, в трудовом воспитании – упражнение и приучение, в воспитании дисциплинированности и ответственности – поощрение и наказание, требование.
4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.
Для воспитания разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности. Индивидуализация – это деятельность педагога и самого обучающегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. В своей работе опираюсь на мнение известного педагога О.С. Газмана. По его словам, индивидуализация предполагает: индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; создание условий для максимальной реализации природных физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; поддержку человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.
Необходимость индивидуализации воспитания, на мой взгляд, обусловлена тем, что
- у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,
- создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,
- обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Цель моей работы в этом направлении: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает признание права ребёнка «быть самим собой».
4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету.
Говоря о воспитании содержанием предмета, мы предполагаем формирование определенных ценностных ориентаций личности – определенного отношения к каким-то очень значимым основополагающим ценностям, которые чрезвычайно актуальны как для современного российского общества, так и для всей современной цивилизации. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по твоей вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир». Эти слова – своего рода мой девиз, мое педагогическое кредо. Учитель за все в ответе: и за знания, умения и навыки, и за личность, которая выходит из школы в большую жизнь.
Проблема воспитания любви к Родине неразрывно связана с проблемой изучения информационных технологий, на основе которых сейчас работает вся наша страна. Кроме этого очевидна и значимость изучения различных языков программирования, составления блок-схем, алгоритмов решения, моделирование различных ситуаций, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни, например расчет количества обоев для определенной комнаты, моделирование биологических процессов или среднесуточных температур за определенный календарный период.
4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.
Форма
Уровень
Тематика с указанием года
Методические разработки, пособия, рекомендации по организации и проведению воспитательной работы
Международный
Всероссийский
Региональный
Муниципальный
Уровень ОУ
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Информашка» в рамках недели математики и информатики (6 классы, 2011 г)
Методическая разработка внеклассного мероприятия игра «Инфобой» в рамках недели математики и информатики (3 классы, 2012 г)
Методическая разработка внеклассного мероприятия игра «Брей Ринг» в рамках недели математики и информатики (5-6 классы, 2013 г)
Выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы
Международный
Всероссийский
Региональный
Муниципальный
Уровень ОУ
Доклад на собрание методического объединения учителей информатики района «Гендерный подход в обучении информатики» (2013 г.)
5. Условия, обеспечивающие результат
5.1. Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
5.1.1. Учебно-методический комплекс (УМК) и обоснование его выбора педагогом.
В своей работе применяю УМК, в зависимости от класса, предмета и профилизации обучения.
Информатика 9 Класс
Программа по информатике и ИКТ. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие. Информатика в схемах.
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта информатики и ИКТ, примерной программы и базисного учебного плана.
Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ. На уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Учебник: Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. 6-е изд. - М.: 2012. 295 с.
Информатика 10 Класс
Программа по информатике и ИКТ. Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, автор Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ : практикум Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать, передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры. Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах. Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта информатики и ИКТ, примерной программы и базисного учебного плана.
Учебник: Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. 9-е изд. - М.: 2012. 213 с.
5.1.2. Наличие рабочей программы, ее обоснованность.
Информатика 9 класс
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающегося системы базовых знаний по информатике;
освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Основная цель базового изучения основ информатики обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Информатика 10 Класс
Изучение информатики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
5.1.3. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:
Наименование образовательной программы
ФИО эксперта, наименование организации, осуществившей экспертизу
5.1.4. Участие педагога в разработке Программы развития образовательного учреждения.
5.1.5. Соответствие дидактических и методических материалов используемому УМК, их систематизация.
Помимо готовых сборников материалов по информатике (3-11 классы) накоплено достаточное количество дополнительного материала для эффективной организации работы по предмету. Это помогает осуществлять дифференцированный подход к обучению, реализовывать идею разно уровневого обучения; способствует созданию условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников; развитию способностей школьников, их творческого потенциала, аналитического и творческого мышления, желания и умения учиться, в том числе учиться самостоятельно.
Дидактические материалы по информатике разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержат те темы, которые изучаются, расширяются, углубляются и систематизируются в данных классах.
Система УМК по предметам как единый комплекс учебных материалов отражает принцип комплексности. Учебно-методические материалы направлены на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекса дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов отражены в комплексе: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение видео объектов на DVD. Комплекс этих материалов отражает все потребности учащегося и учителя в предмете.
На основе образовательных стандартов и учебных программ разработала пакет цифровых ресурсов для обучения информатике:
опорные конспекты, компьютерные презентации, инструкции для учащихся по изучению нового материала;
материалы для проведения компьютерных практикумов и лабораторных работ;
подборки ссылок на образовательные ресурсы Интернет для организации самостоятельной учебной, проектировочной и научно-исследовательской деятельности учащихся;
зачетные задания, задачи по программированию и моделированию, кроссворды, тесты для проверки степени обученности учащихся.
Карточки для индивидуальных заданий.
Они используются при проверке домашнего задания, при закреплении учебного материала на уроке, выполнении домашних заданий, проведении самодиагностики знаний учащимися в ходе подготовки к проверочным работам на повторительно-обобщающих уроках, при дополнительной работе отдельных учащихся на уроках.
Обобщающие схемы и таблицы.
Предназначены для учащихся отдельных классов. Содержат обобщающие теоретические сведения, основные свойства и определения по отдельным разделам математики (все обучающиеся работают с тетрадью для свойств и определений), разделам информатики (обобщение теории баз данных, составление алгоритмов, оформление блок-схем, моделирование ситуаций в среде табличного процессора).
Памятки.
Содержат инструкции по выполнению тех или иных видов работ, например работа с языком программирования, системами счисления в 9 классах по информатике, с логическими операциями в 8 классах, оценивание устного или письменного ответа одноклассника. Поэтапно, шаг за шагом, прослеживается ход работы, даются всевозможные типовые конструкции (клише), рассматриваются типичные ошибки, даются примечания, на что необходимо обратить особое внимание.
Тесты (Тренировочные задания)
Тестовые задания предназначены как для закрепления знаний по отдельным темам курса информатики и математики, подготовки к различным всероссийским олимпиадам и конкурсам (инфознайка, кит и др.).
Проверочные (контрольные работы)
Содержат задания для оценивания всей пройденной темы (контрольные работы), отдельных элементов той или иной темы в процессе изучения (самостоятельные работы, математические диктанты).
5.1.6. Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.
Кабинет оформлен в соответствии с современными требованиями, оснащен учебно – наглядными пособиями, учебным оборудованием, оргтехникой, мебелью. Учебно – методический комплекс соответствует стандартам образования, образовательной программе и УМК по информатике.
Все учебное оборудование и программное обеспечение (только лицензионное или СПО) соответствует выбранному УМК по информатике.
5.1.7. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: лицензионных, созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте ОУ, блога и др.
Регулярно использую различные электронные ресурсы и размещаю на них свои разработки уроков и внеклассных мероприятий (учительский портал (15 уроков), сеть творческих учителей.
5.1.8. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования УМК и программ).
Динамика образовательных достижений служит подтверждением эффективного использования программ по информатике. Помимо этого в МБОУ СОШ №4 г.Грязи оценка качества обучения рассматривается не по конечному результату, а по реализации учеником своих интеллектуальных возможностей и с учетом его возраста.
5.2. Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, встречаются понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».
Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей, это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
Эффективность такой работы, на мой взгляд, зависит от моего педагогического профессионализма и мастерства, умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, стараюсь определять методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии.
В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
уважение самооценки личности ученика;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
Изучение научно-методических основ личностно-ориентированного воспитания, организация совместной коллективной деятельности, диагностирование личности каждого ребенка (использование данных психологической службы школы).
Наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Эти наблюдения дают основание выделять группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудовых подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также совей системы методов педагогического воздействия. Мне довелось работать с учащимися с высоким интеллектом, которые отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей требует особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики, для саморазвития им требуется известная свобода действий в учебной и внеучебной работе. Для развития одаренных детей создаю максимально комфортные: атмосферу сотрудничества, творческую обстановку, разностороннюю познавательную и внеучебную деятельность. Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными» подростками, применяю различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание.
Проектирование развития ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ученика. Оно осуществляется в процессе составления индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.
Дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях.
Корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Стараюсь применять эти методы по мере возможности в своей повседневной деятельности
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает постоянное варьирование методов и форм учебно-воспитательной работы с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя.
5.2.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.
С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Именно это направление положено в основу моей работы.
В процессе организации и проведения учебного занятия я стремлюсь не давать обучающимся информацию в готовом виде, прекрасно понимая, что хорошие знания вовсе не то единственное, что должны получить дети на уроке, а поэтому использую все возможности для развития и воспитания их личности.
При непрерывном и качественном обучении информатики появляется возможность целенаправленного развития системного мышления каждого школьника. Средством в таком процессе выступают уровневые задания. При их выполнении использую как дифференцированную, так и индивидуализированную групповую деятельность учащихся. В последнем случае учащиеся распределяют свои обязанности так, чтобы слабые ученики выполняли посильные для них задания.
С помощью компьютера легко реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание школьного курса информатики и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения.
Как один из методов развития использую метод создания интеллектуальной и креативной среды. Никогда не упрощаю язык изложения материала, а пытаюсь все новые термины объяснить в их контексте. К урокам готовлю памятки определений (Тезаурус).
Формируя и развивая креативную (творческую) среду, часто даю ученикам творческие задания.
Пример: Проект: «Оформление поздравительной открытки к празднику День учителя» (участие в школьной акции «Поздравь любимого учителя», лучшие открытки оформляются в презентацию, которая на протяжении всего Дня учителя сопровождает работу школы)
Межпредметные связи: литература, русский язык. Тип проекта: творческий.
Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все пожелания учителям.
Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизировать знания.
Приём взаимных заданий, способствующий активному развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные другими одноклассниками. Задания могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания.
Пример: На уроке в 9-м классе по теме «Организация циклов в языке Паскаль» группам было предложено составить для других групп блок-схемы какой-либо задачи, по которой «соперникам» предстояло восстановить алгоритм.
Этот приём помогает достичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность; в-третьих, при даче такого задания на дом, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко возрастает. Дальнейшим развитием этого приёма выступает приём обсуждения взаимных заданий. Целью обсуждения является нахождение лучших вариантов выполнения.
В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний.
Практическое освоение учащимися информационных технологий – одна из задач современного курса информатики. Для решения этой задачи мною формируется учебно-методический комплекс.
В его состав входят тезаурусы, комплект уровневых взаимосвязанных и взаимодополняющих заданий, комплект задач, имеющих несколько способов, проверка промежуточного и итогового контроля знаний при помощи компьютерных программ.
Например, для решения задач освоения предметной терминологии использую работу с ребусами и кроссвордами. Такая работа состоит из двух частей: решения и составления. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Ребусы можно использовать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия. Ребусы могут быть и частью домашнего задания. Для учащихся – это возможность самовыражения, независимо от уровня успеваемости.
Кроссворд можно использовать при повторении. Учащиеся сначала работают самостоятельно. Если возникают вопросы, то советуются друг с другом. Это активизирует процесс общения. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой. Использование кроссвордов возможно и как контроль знаний.
При разработке дидактического материала по математике учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.
В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно: 1) в виде правил, 2) алгоритмов действий, или путем организации самостоятельного поиска (для более сильного ученика): 4) реши разными способами, 5) найди рациональный способ, 6) сравни и оцени два подхода.
Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия.
На уроке математики я сообщаю формулу, которую надо запомнить. Замечаю, что каждый ученик использует свой способ запоминания. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ явления, фиксируемого формулой, четвертый пытается объединить понятия по общему признаку.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).
Подготовка домашней работы для учащихся – это не только повторение и закрепление пройденного на занятии материала. По большей части – это творческая самостоятельная работа над учебным материалом с использованием учебника, дополнительной научно-популярной литературы. Результат может быть представлен в виде опорного конспекта, схемы (набора схем), решения задачи, реферата и т.д. Для домашних заданий сохраняется многоуровневость и разновариантность заданий. Такая работа предполагает обязательную презентацию (представление) и обсуждение результатов на уроке.
Вся работа, описанная выше, организованная в системе даёт положительные результаты.
5.2.2. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. Я, работая над этой проблемой, поставила перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В своей работе с детьми, я стремлюсь научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. В большинстве случаев у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию этих качеств.
Я стремлюсь научить детей:
ориентироваться в задании (анализ и условия работы);
планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);
контролировать свою работу (правильность действий, анализ);
уметь оформить и защитить свои результаты.
Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом:
структурирую содержание программы, выделяю узловые моменты;
определяю базовый уровень образования, базовый уровень информационной культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирую информационную культуру;
совместно с учениками определяем тему проекта, над которым будем работать, (обучаю технике совместной деятельности);
в процессе подготовки проекта, расширяю базовый уровень знаний и информационной культуры учащихся.
Свои основные направления работы я вижу в:
формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением – текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии;
освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.
По мере развития и практического достижения базового уровня информационной культуры и культуры операционных действий начинается работа над проектом, включающая в себя следующие этапы:
Этап 1. Уточнение предметной области. На данном этапе выбирается конкретная область знания (география, биология, литература, и т. п.).
Этап 2. Извлечение знаний. Происходит поиск и отбор материала по выбранной тематике. Источниками знаний являются учебники, справочная литература, информационные ресурсы баз данных, ресурсы Интернет.
Этап 3. Структурирование знаний. Определяются терминология, список основных понятий и атрибутов, понятия классифицируются по содержанию, устанавливаются логические связи между ними.
Этап 4. Представление материала. Определяется и реализуется форма представления материала. Это может быть реферат, альбом, рекламный буклет, информационный проспект, выпуск газеты, создание сайта и т. п.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт).
Но главное, метод проектов позволяет интегрировать в себя методы воспитания и развития.
При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция. Например, при защите проекта “Этапы развития информационных технологий в современном мире” использовалась форма пресс-конференции.
Надо признать, что не всегда деятельность по проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это приводит к использованию индивидуально-обобщённой формы деятельности учащихся: самостоятельных индивидуальных занятий, лабораторного практикума. Именно в такой работе происходит практическое применение знаний на практике. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Используя дифференцированный подход в обучении, применяю приём подготовки заданий, допускающих несколько способов решения. Ученик решает задачу на своём уровне сложности. Использование данного приёма влечёт рост числа нестандартных решений.
Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, использовании активизирующих вопросов. Эти приёмы ведут к повышению уровня осмысления учебного материала.
В целях личностно-ориентированного воспитания развиваю познавательный интерес обучающихся, формирую логическое и системное мышление, развиваю рефлексии.
Для достижения поставленных целей:
повышаю информативную ёмкость и наглядность изучаемого материала;
улучшаю освоение знаний за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
формирую умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
развиваю навыки самостоятельной работы;
раскрываю потенциал и значимость изучаемого материала в будущей деятельности.
5.2.3. Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).
Образование, ориентированное на личность, включает в себя:
отказ от ориентировки на среднее;
применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
прогнозирование развития личности;
конструирование индивидуальных программ развития.
Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Я использую в своей работе технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).
Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают:
организацию совместной деятельности;
взаимопонимание, общение;
рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.
На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.
При организации работы применяется метод формирования социального опыта детей через вовлечения их в социальные ролевые функции, а также используется ситуация свободы выбора. В комплексе с последующим анализом – это воспитывает и развивает учеников, целенаправленно формирует их социальный опыт.
Придерживаясь принципа целенаправленного обучения навыкам групповой работы, использовать метод обучения в сотрудничестве мне помогают следующие приёмы:
Временная работа в группах. Этот приём представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий, например:
обмен идеями, собственным опытом;
обмен информацией, полученной из разных источников и её обсуждение;
постановка вопросов для предстоящего обсуждения;
проведение “мозгового штурма”;
выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.
Создание ситуаций совместных переживаний. Этот приём способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания.
Наиболее сильные переживания можно наблюдать при защите проектов. Внесение своей частицы труда, эмоций, радости, ощущение будущего успеха объединяет учащихся.
Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учеником.
Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
При организации личностно-ориентированного урока моя позиция как учителя состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Я продумываю не только, какой материал буду сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
5.2.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.
Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряженных и утомительных. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз.
Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, а также при проведении занятий по информатике, вообще.
Опыт моей работы выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения)
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Рациональная организация труда учителя и учеников.
Создание комфортного психологического климата.
Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
Чередование различных видов деятельности на уроке.
Использование аудиовизуальных средств обучения.
Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Кабинеты информатики расположены на втором и третьем этажах, оборудованы жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены окрашены в светло-голубых и бежевых тонах. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться.
Поэтапная смена деятельности, разных методов и форм работы не дает ребенку утомить свой организм, помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации.
Физкультминутки - это неотъемлемая часть уроков и внеклассных занятий. В системе использую физические упражнения, которые в разное время находила в литературе или в сети Интернет.
При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
5.3. Наличие системы внеклассной работы по предмету
5.3.1. Направленность программы (плана) внеклассной работы по предмету.
Во время практических занятий с компьютером преимущество отдается в основном фронтальной работе с учащимися, так как дети еще не обладают необходимыми общими знаниями и умениями, позволяющими в большом объеме использовать самостоятельную работу. В результате не всегда осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере проявить себя на уроке.
Решением данной проблемы я вижу использование внеклассной работы по информатике.
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Внеклассная работа по информатике в школе проходит по четырем направлениям:
1. Кружковая работа.
2. Индивидуальные занятия (обычно они проходят после уроков).
3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (подготовка и участие учащихся в школьном, районном турах олимпиады по предметам, подготовка проектов, рефератов, презентаций, рисунков, участие в дистанционных и заочных конкурсах, акциях школы).
4. Неделя математики и информатики (традиционные мероприятиями недели - КВН, «Своя игра», конкурс графики, в 2010-2011 году: игра-конкурс «Информашка» для параллели 6-х классов, в 2012-2013 году: игра «Инфобой» для параллели 3-х классов, игра «Брей Ринг» для параллели 8-9-х классов).
Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
5.3.2. Интеграция с другими предметами.
Уроки информатики это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины.
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, я строю интегрированный урок, создаю интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста.
Одним из часто используемых методов интеграции является метод проектов. Например, на своих уроках при изучении темы «Мультимедийные технологии » в 11 классах дети осваивали программу Power Point, а при изучении темы «Публикации» в 11 классах осваивали программу Publisher, создавая проекты по различным темам из других школьных дисциплин: «Популярная музыка» (музыка), «Зуб-живой организм» (биология), «Великая Отечественная Война» (история), «Анна Ахматова» (литература), «Третьяковская галерея», «Таблица Менделеева» (химия), «Ворьба с компьютерными вирусами», «Магия чисел» (математика), «Кубик Рубика», «Знаменитости Англии XX века» (иностранный язык). Таким же образом проходит итоговая работа с презентациями в 7 классах.
Деятельность в данном направлении проводится в рамках программы изучения того или иного программного продукта или нескольких тем. Тему проекта задаем вместе с учениками, выстраиваем сценарий, по которому будет развиваться действие. Подведение итогов работы над проектами организуется на уроке в виде представления и защиты.
5.3.3. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
5.3.4. Использование возможностей культурных, научных и др. учреждений района, города и т.д. в организации внеклассной работы.
5.3.5. Дополнительная аналитическая информация (анализ эффективности внеклассной работы по предмету).
Основной задачей учителя является работа по повышению качества образования учащихся. С этой целью максимальный упор сделан на интеграцию учебной и внеучебной деятельности с опорой на интересы и возможности учащихся, на повышение эффективности внеклассной работы.
Неделя математики и информатики, как и любая предметная неделя в нашей школе, длится 5 дней, с понедельника по пятницу. в течение Недели ученики сдают свои творческие работы по теме «Информатика»: рисунки, кроссворды, прикладные работы, шарады, ребусы, загадки, доклады и т.д
В конце каждого дня мной подводились итоги, и списки учеников с количеством баллов вывешивались на стенде в кабинете информатики. Это вызывало дух соперничества и очень стимулировало участие школьников в Неделе. Даже самые пассивные ученики принимали участие в Неделе, чтобы не подвести класс.
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
5.4. Профессиональный рост педагога
5.4.1. Непрерывность повышения квалификации:
– Самообразование.
Тема самообразования «Гендерный подход в обучении информатики» на 2010 – 2014 годы. Данная тема выбрана для реализации целей:
обеспечение индивидуальности образования;
учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;
обеспечение адаптивности обучения;
организация новых, нетрадиционных видов учебной деятельности учащихся.
– Прохождение курсов повышения квалификации:
Наименование
учреждения
Название образовательной программы
Количество часов
Дата прохождения курсов
№ удостоверения
(свидетельства)
– Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др.
Форма участия
Тема выступления
Дата
Обучающий семинар по заполнению форм в информационной системе «БАРС. Образование - Электронная школа»
слушатель
Обучение работе в «БАРС. Образование - Электронная школа»
22.05.2013
Обучающий семинар по заполнению информационной системы «БАРС. Образование – электронная школа»
слушатель
Администрирование «БАРС. Образование - Электронная школа»
18.06.2013
Семинар: «Интерактивные средства обучения. Функциональные возможности SMART Technologies»
слушатель
Функциональные возможности SMART Technologies
23.10.2013
– Участие в работе МО:
Год
Вид деятельности
Результаты работы
2010-2011
подготовка в проведении методической недели
выработка рекомендаций.
2012-2013
подготовка в проведении методической недели, выступление на заседании МО школы, района
выработка рекомендаций.
– Работа над методической темой:
Год
Наименование темы
Результаты работы
2010-2011
Технологии уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении
Разработка уроков по информатике для 3,4,5, 6,7, 9, 11 классов . Публикации методических разработок уроков на электронных образовательных порталах.
2012-2013
Технологии уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении
Разработка уроков по информатике, для 5, 6, 7,8, 9, 10, 11 классов . Публикации методических разработок уроков на электронных образовательных порталах.
5.4.2. Участие в профессиональных конкурсах, в т.ч. в конкурсе ПНПО:
Уровень
Наименование
конкурса
Итого (с указанием года)
Участник
Лауреат
Победитель
Всероссийский
Региональный
Муниципальный
На уровне ОУ
5.5. Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров:
Уровень
Тема
Год
Всероссийский
Региональный
Муниципальный
На уровне ОУ
5.6. Дополнительная аналитическая информация.
6. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Наименование технологии
Использование (необходимо оценить по 3-х балльной системе)
0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует
1 балл – использование элементов технологии
2 балла – использование технологии в полном объеме
Развивающее обучение
2
Проблемное обучение
2
Разноуровневое обучение
2
Коллективная система обучения (КСО)
2
Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)
1
Исследовательские методы обучения
2
Проектные методы обучения
2
ИКТ
2
Модульное и блочно-модульное обучение
2
Здоровьесберегающие технологии
2
Система инновационной оценки «Портфолио»
1
Технология дистанционного обучения
1
6.1. Дополнительная аналитическая информации (эффективность использования технологий).
Использование в обучении современных педагогических технологий дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования
7. Обобщение и распространение опыта
7.1. Презентация опыта на различных уровнях:
Форма
Уровень
Тематика с указанием года
Проведение мастер-классов
для педагогов, руководителей
Всероссийский
Региональный
Межмуниципальный
Муниципальный
На уровне ОУ
Серия открытых уроков в рамках работы педагогической мастерской «Технология и методика проведения современного урока» на уровне ОУ («Логические элементы и логические схемы» 2010г., «Информашка» 2011г., «Инфобой» 2012 г., «Брей Ринг» 2013г.)
Выступления на методических объединениях,
конференциях
Всероссийский
Региональный
Межмуниципальный
Муниципальный
На уровне ОУ
Выступление с использованием мультимедийной презентации «Периферийные устройства компьютера», МО учителей информатики района.
7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций
Уровень
Название публикации
Выходные данные
Место издания, гриф
Название издательства
Год
издания
Международный
Всего:
Всероссийский
Всего:
Конспект и презентация к уроку информатики: «Логические элементы и логические схемы» для 8 класса, конспект и презентация к уроку информатики:«Моделирование биологических процессов» для 9 класса, презентация к уроку информатики: «Модели объектов» для 7 класса, конспект для элективного курса по 1С программированию: «Создание справочников» для 9 класса. Рабочая программа элективный курс «1С программирование» 9 класс. КТП по информатике 5 класс ФГОС
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал
Видеоуроки в Интернет для учителей и школьников
Социальная сеть работников образования
2011, 2012, 2013
Региональный
Всего:
Муниципальный
Всего:
На уровне ОУ
Всего:
Более 20
7.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат).
Публикации уроков на электронных порталах пользуются стабильной популярностью, число загрузок ряда разработок более 2 и 3 тыс.
8. Взаимодействие с родителями и представителями социума
8.1. Участие родителей и общественности в родительских собраниях.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей. Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Как учитель-предметник я регулярно посещаю собрания, указываю на трудности и успехи в изучении предмета.
8.2. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.
В школе родительская общественность вовлекается и в управление образовательным процессом. Существуют общественно-государственные формы управления: Управляющий совет школы, Попечительский совет.
8.3. Использование возможностей социума в реализации образовательных задач.
Социально-педагогический подход предполагает реализацию процесса обучения и воспитания при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности.
Цель своей работы с детьми вижу в обеспечении заботы о правах ребенка, в развитии его интересов и возможностей, защите духовности, считаю необходимым педагогически компетентное вмешательство в различные ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность – это целенаправленная, педагогически организованная система построения отношений ученика с окружающей социальной средой, следовательно, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих «личность в среде», «личность в социуме», «личность в системе социальных отношений», «личность в структуре социальной деятельности».
10. Администрация МБОУ СОШ №4 г.Грязи рекомендует аттестовать Кононыхину Любовь Александровну на первую квалификационную категорию по должности учителя информатики.
«____» ________________ 20___ г. __________________________
подпись руководителя ОУ
М.П.
С аналитическим отчетом ознакомлен (а) ______________________________________
подпись аттестуемого
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715