Ынтыма?тасты?та ж?мыс жасау ар?ылы о?у т?жірибесіне ?згеріс енгізу
Тема: Организация групповой работы
Цель: обучение участников коучинга эффективному использованию групповой работы в учебном процессе
Задачи:
-познакомить участников с методами организации групповой работы
-повысить мотивацию к эффективному использованию групповой работы
-создать условия для повышения профессиональной компетенции по работе в группах
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетентности педагогов
- эффективное применение учителями групповой работы на уроках
Ресурсы: компьютер, проектор, экран, маркер, постеры, раздаточный материал, слайд
Содержание коучингаЭтапы проведения занятия Время Деятельность коучаДеятельность участников
Организационный (приветствие, разминка, распределение по группам) 3-5 мин. 1.Приветствие
2.Деление на группы по цветам, на которых написаны слова.
3.Коуч предлагает участникам произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией.
1.Приветствуют
2.Участники берут цветы, на стеблях которых написаны слова: радость, задумчивость, удовольствие, гордость. По этим словам учителя делятся на группы.
3.Учителя произносят фразу в соответствии со своим словом на стебле.
Вызов (определение темы коучинга) 5-7 мин.
Коуч предлагает участникам изобразить рисунком на листе А4 понятие “Групповая работа”.
Группы не будут знать заранее о том, что у всех одно и то же словосочетание.
2.Коуч спрашивает у участников о теме и цели занятия. Участники рисуют понятие “Групповая работа”
2.Учителя называют тему и цель занятия.
Осмысление (различные виды задания подробно расписать) 10 мин.
10мин.
5-7 мин.
3-5 мин. Задание № 1.Выработать правила работы в группе на постере и презентуют.
Какие правила повторяются?
Повторяющиеся правила записываются на сводном постере.
Всего вырабатывается 6 пунктов.
Вывод коуча в виде презентации №1 Power Point.
Раздает памятки по групповой работе.
Задание№2: выработать путем обсуждения в группе алгоритм «Снятие заработной платы через карточку банкомата», затем вывесить его на доске и презентовать другим участникам коучинг- занятия.
Каждой группе раздаются вопросы: Учитывалось ли мнение каждого участника группы?
- Если нет, то почему?
- Как вы думаете, легче ли было вам ответить одному?(Нет)
- Почему?
-Соблюдались ли правила работы в группе?
-Кто из вас применяет такую форму работы на практике?
-В чем заключается значимость групповой работы?
-В чем заключается роль педагога во время деятельности групп?
-Насколько было сложно выработать единый алгоритм?
Задание№3.
Распределение ролей: тайм-кипер, лидер, спикер, секретарь. Одна группа наблюдателей, которая получила листы наблюдения.
Коуч предлагает участникам закончить и презентовать конец рассказа: «Жила-была пчелка. Полетела однажды пчелка на базар за продуктами. А денег взять забыла…..».
Предоставляется слово наблюдателям.
Задание№4
Трехминутное мини-эссе: ”Каково значение распределения ролей в учебном процессе?”
Тренер обобщает задание:
“Распределение ролей необходимо в целях вовлечения каждого ученика в учебную деятельность”.
Коуч делает выводы по групповой работе. 1.Участники вырабатывают правила работы в группе на постере, презентуют, вырабатывают общие правила.
Учителя смотрят, изучают памятку.
2.Сначала обсуждают в группе, вырабатывают алгоритм «Снятие заработной платы через карточку банкомата», вывешивают на доске, презентуют.
Участники обсуждают вопросы, делают вывод о соблюдений правил работы в группе и делают вывод.
Учителя распределяются по ролям.
Заканчивают рассказ, презентуют.
Наблюдатели по листам наблюдения отслеживают ход выполнения задания.
Представляют сводный анализ наблюдения.
Индивидуальное написание эссе. Внутри групп зачитывается эссе и выбирается лучшее для общей презентации.
Рефлексия 5-7 мин. 1.Демонстрация слайда.
2.Подготовить лепестки роз: красный(эмоциональное состояние), белый(содержание занятия), розовый(активность ).
Учителя дают обратную связь на лепестках роз.
Приложение №1.
Памятка
Общие правила организации групповой работы
Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
Обязателен разбор ошибок совместной работы.
Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина
Примерные правила работы в группе.
Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.
Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Недостатки группового обучения:
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Рефлексия.
Работая в группе мне:
было легко и все понятно
возникали трудности, которые мы преодолевали
работать трудно, много непонятного
работа в группе была эффективной
каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание