Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги.
На первом этапе курсов повышения квалификации наряду со знакомством с семи модулями программы разработанной центром педагогического мастерства совместно с экспертами факультета образования Кембриджского университета познакомились и с процессом менторинга. «Менторинг –длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действии, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога». (Руководство для учителя второго уровня стр-232).
В период проведения коучингов большую заинтересованность в овладении модулями «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и «Новые подходы в обучении» проявила учитель казахского языка. Увидев ее заинтересованность, я предложила ей стать моей менти. Не раздумывая, она согласилась, объясняя мне что, ее заинтересовала групповая форма работы и этап оценивания, который проводился на коучинге.
Таким образом моя подопечная учитель казахского языка, имеет высшее педагогическое образование, вторую квалификационную категорию и пятилетний стаж работы. Еще в период работы в одном методическом объединении классных руководителей, я заметила, что к своей работе, во-первых, она подходила ответственно, во-вторых, творчески. В выступлениях ее класса была какая-то изюминка, оригинальность. И самое главное она любит новизну, постоянно находиться в состоянии поиска. Отношения между нами в период работы в МО классных руководителей сложились доброжелательные.
В первой беседе я ознакомила ее с планом работы, который включал следующие пункты: углубленное знакомство с модулями Программы (теория), наблюдение за процессом преподавания, составление среднесрочного планирования, приглашение на свои уроки, совместное планирование ее уроков, рефлексивный отчет о проведенном менторинге. Я предупредила, что она может использовать любые стратегии, разрабатывать план урока так, как ей удобно, и самое главное - анализ урока будет проходить только с позитивной стороны. А для себя заранее определила фокус исследования при совместной работе. Пояснила учителю, что уроки и беседу буду снимать на видео, и спросила ее отношение к этому. Отношение учителя к видеосъемке было спокойной. Попросила ее договорится с родителями о проведении видеосъемки, чтобы не иметь никаких проблем в будущем. Затем совместно обсудили дату и время проведения уроков.
Для того чтобы знать методы и приемы проведения уроков моей подопечной, попросилась к ней на урок для того, что мы могли вместе решить, что можно улучшить. Урок менти решила провести в 4-ом классе. В классе шестеро учащихся: две девочки и четверо мальчиков. Качество знаний: 50%. Одна ученица учится на «отлично» и двое на «хорошо». Атмосфера в классе доброжелательная. Урок проходил в традиционной форме. Тема урока: «Орыс тiлi сабагында». Целью урока было: пополнить знания учащихся казахского языка, формирование навыков разговорной речи, уметь использовать казахскую речь в дальнейшем. Первым этапом урока было проверка домашнего задания. Учитель провела фронтальный опрос. Отвечали только хорошисты. На дополнительные вопросы ответила только отличница, остальные не смогли ответить. На этапе изучения нового материала читали и разбирали текст. Слабые учащиеся читали по слогам. На уроке не было никакой наглядности, не была показана работа с одаренными и талантливыми и не учитывались возрастные особенности учащихся. Таким образом посетив урок, я сделала вывод,что учителю надо отходить от традиционных подходов к уроку.
Для проведения анализа урока, я решила провести беседу с подопечной. В ходе беседы просмотрели видео посещенного урока, обсудили неудачные моменты. Затем я познакомила менти с идеями Программы, разъяснила подробнее групповую форму работы и систему формативного оценивания. Почему я остановилась именно на этих двух модулях Программы, потому что « ...учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Ученики работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания»(Руководство для учителя второго уровня стр-230).
Чтобы мотивировать подопечную для использования новых форм работы, я пригласила ее на свой урок.На примере своего урока показала каким образом можно организовать групповую работу на уроке, на стадии вызова показала технологию « Ромашка Блума» в ходе которой учащиеся составляли вопросы по уровню мыслительной деятельности.Новый урок менти разработала с применением идей Программы. Урок, который провела моя подопечная, был намного лучше предыдущего.Для того чтобы создать эмоционально-положительный настрой на уроке учитель провела «Круг радости». На данном уроке учитель попыталась использовать групповую форму работы, ученики сделали постеры, проводилась рефлексия в конце урока. Но именно эта форма работы на уроке не получилась.Так как учитель не смогла научить ребят распределять роли в группе, на уроке не получилось самое главное - взаймодействие и сотрудничество между учениками.
Мое внимание на этом уроке, было направлено на одаренных и талантливых учеников. В ходе урока они должны были стать лидерами в своей группе и вовлечь других учащихся в процесс обучения. Но в одной группе этого не произошло, ученик А взяла всю инициативу на себя, сама нарисовала постер, может быть и сама его защитила бы, если бы учитель не вмешалась. В следующей группе ситуация оказалась получше: двое учеников, успевающих на «хорошо», смогли сработаться.На этом уроке, фокус моего наблюдения был направлен на применение модуля «Оценивание обучения и Оценивание для обучения», Оказалось что наши мысли совпали, но цель у каждого была своя. Менти хотела провести оценивание для того чтобы знать уровень на котором находятся ученики. Моя цель была такова: каким образом применяет учитель на уроке формативное оценивание и обеспечивает эффективную обратную связь с учащимися?
Положительным моментом урока можно назвать рефлексию в конце урока с использованием «Дерева пожеланий». В ходе беседы мы с менти просмотрели и проанализировали урок. Менти сама смогла назвать неудачные моменты урока, после анализа урока я дала ей «Раздаточные материалы» 1-2неделя,чтобы она смогла подробнее прочитать об этой форме работы. Следующий урок менти использовала не только модуль «Новые подходы в обучении», но и модуль «Критическое мышление». В начале урока моя подопечная провела тренинг «Солнце светит на того» чтобы нацелить детей на групповую работу. В ходе урока фокус моего наблюдения был направлен на учеников А, В и С, также я решила посмотреть на уроке применение других модулей. На уроке была организована не только групповая, но и индивидуальная и парная работа. На стадии вызова, учитель дала классу задание составить рассказ предложение по ключевым словам. С этим заданием быстрее всех справилась ученица А. Она составила очень грамотно и осмысленно. Хороший рассказ был составлен и учеником В. А вот ученик С данным заданием не справился. Почему это произошло? По моему мнению это задание было слишком тяжелым для слабого ученика. Джером Брунер, американский психолог и педагог утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится».
На стадии осмысления при проведении групповой работы ученик А(одаренная ученица) взяла лидерство в свои руки и вовлекла двух слабых учеников, в их числе и ( ученика С) в учебный процесс.Ученики, не работавшие на предыдущих уроках, вместе стали делать постер и вышли защищать его в конце урока. В другой группе работали двое хорошистов(один из них ученик В) тоже справились с заданием.
Для закрепления материала учитель использовала прием «Жокей и лошади». Учащимся были даны карточки, где на одной из них были записаны вопросы, а на другой зафиксированы ответы им нужно было найти ответы на вопросы. Этот этап прошел очень активно, ученики довольно быстро нашли ответы на вопросы и записали на карточки. Но, конечно, были и недочеты урока, например, учитель не до конца продумала систему оценивания на уроке надо было выработать критерии оценивания, а затем плакаты с критериями повесить на видном месте и применять на уроке. Во время состоявшейся беседы акцент делался на следующие вопросы: « 1.Удовлетворены ли вы своим уроком? Почувствовали ли отдачу от урока?
2.Были ли достигнуты цели и задачи урока?
3.На какую категорию учащихся направлены методы и приемы на вашем уроке?
4.Что вы считаете наиболее удачным? А что нет?
5. Какие бы вы хотели опробовать стратегии, которые вам подходят?» (Основы наставничества.Каримов.Г.Э,Шустова Н.Ф,Мусина.Р.Г)
Менти смогла подробно остановиться на каждом из заданных вопросов. В конце беседы я дала рекомендации над чем можно поработать, и мы выбрали новые стратегии для их реализации на уроке.
Четвертый урок был самый удачный из всех проведенных уроков. По моей рекомендации менти очень хорошо продумала этап оценивания. Во время наблюдения обратила внимание на следующие моменты урока: постановку целей урока, физминутку в середине урока, групповую работу, построение урока с учетом моих рекомендации. Цель урока была сформулировано совместно с детьми. Так как урок проходил четвертым в расписании уроков, удачным я считаю, то что учитель провела физминутку на уроке. На стадии закрепления группам были предложены листы взаимооценивания, где учащиеся оценили вклад каждого участника группы. Почему я рекомендовала взаимооценивание на уроке? Взаимооценивание является одним из важнейших приемов оценивания. Кроме того, благодаря взаимооцениванию ученики могут закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. В конце урока была проведена рефлексия с использованием «Лестницы успеха».
В ходе менторинга мною были проведены четыре наблюдения с использованием видеосъемки. В фокусе моего наблюдения были использование модулей Программы с подопечным на практике. Наблюдение с применением видеосъемки принесло огромный положительный эффект, так как в процессе просмотра видео мы заметили положительные и отрицательные стороны урока. Замечания, сделанные во время менторинга, фиксировала в карту наблюдения. После проведенных уроков я спросила мнение детей этого класса об уроке на что ребята ответили что: урок понравился. Мне было приятно, что мои рекомендации в свете новых подходов помогли учителю в некоторой степени овладеть ключевыми идеями Программы. После всех проведенных уроков мною проводилась беседа с подопечным в ходе которого просматривали и видео с урока и анализировали его. Анализируя уроки при помощи видео, мы смогли увидеть полную картину о снятых уроках. Менти со стороны могла наблюдать за своей работой и работой учеников, и эта практика была очень полезной для нее.
Просматривая видео, мы наблюдали за работой детей в группах. Если на видеосъемке первых уроков ученики учились работать в группах, то в последующем они охотно сотрудничали и взаимодействовали друг с другом. И самое главное, что атмосфера в группах сложилась хорошая. Такая же картина наблюдалась и с претворением модуля «Оценивание обучения и оценивание для обучения», на последних уроках, мы увидели, что с самооценкой и взаимооценкой дети справились хорошо. Во время уроков, учитель сама оценивала работу учащихся похвалой: «молодец», «хорошо», но к сожалению, похвала звучала редко. Мне кажется, что моя подопечная поняла, что в процессе урока, надо детей хвалить и подбадривать тогда она сможет добиться активности на уроке, повышения их самооценки.
В ходе проведения бесед менти сама находила проблемы, которые я хотела от неё услышать. В основном это дальнейшее усовершенствование групповой работы. Во время обратной связи менти отметила положительные стороны работы в группах: « Я считаю что групповая форма работы является наиболее приемлемой формой работы на уроке. При групповой форме работы учащиеся лучше усваивают информацию, вырабатывают и защищают свою точку зрения. Учатся сотрудничать и взаймодействовать. Эта форма работы сплачивает коллектив. Раскрывает потенциал закомплексованных детей». Она также заметила, что в будущем будет стараться применять групповую работу. Анализируя работу с одаренными детьми, менти пришла к выводу, что эту работу продолжит и в будущем.Кроме этого менти отметила модуль «Оценивание обучения и оценивания для обучения». По ее мнению «применение этого модуля способствует тому,что узнал ученик на данный момент». Я и моя подопечная были довольны процессом менторинга. С подопечной было комфортно работать: ее прекрасные человеческие качества, профессионализм, желание научиться новому, помогали мне в работе. Если бы мне представилась возможность заново пройти менторинг, я бы повторила для более глубокого понимания "Руководство для учителя", посетила бы и другие уроки менти, чтобы оказать ей существенную поддержку. На всем протяжении менторинга, присутствовала доброжелательная атмосфера, благодаря которой мы с менти смогли успешнее продвигаться в вперед. Взаимоотношения были построены на доверии, соучастии, искрен-ности и честности. Но конечно были и барьеры, такие как отсутствие опыта при организации групповой работы, работе с талантливыми и одаренными детьми и само-и-взаимооценивании. Мы с менти решили и дальше работать вместе. Но при этом усовершенствовать некоторые моменты нашей с ней работы: привлекать одаренных учеников к участию в исследовательской и творческой работе, также большое внимание уделять и к применению модуля «Новые подходы к преподаванию и обучению» например, как диалоговое обучение и модуль «Использование информационно-коммуникационых технологий в преподавании и в обучении». И так как «менторинг сконцентрирован на профессиональном развитий подопечных». (Руководство для учителя второго уровня стр-165) я и дальше продолжу оказывать содействие своей подопечной в повышении не только ее профессионального потенциала, но и в улучшении практической деятельности.
Приложение
Фото№1 Парная работа. Фото№2 Составление рассказа.
Фото№3 Составление постера. Фото№4 Ученица А взяла инициативу
в свои руки.
Фото№5 Постеры групп и Фото№6 Рефлексия учеников.
«Дерево пожеланий».