Аналитический отчёт о процессе менторинга одного коллеги


Аналитический отчёт о процессе менторинга одного коллеги
В нашей школе в начальных классах предметное обучение. Я работаю в школе учителем начальных классов и преподаю математику и познание мира во втором и четвертом классах в этом учебном году. Мой подопечный учитель начальных классов первой категории Бондаренко Т.А. (стаж 17 лет, образование высшее) преподает такие же предметы, только в первом и третьем классах. Почему именно она? Татьяна Анатольевна очень активный, творческий учитель, который постоянно стремится к развитию и самосовершенствованию. Она работает в первом классе и решила, что если она ознакомится с новыми подходами, то возможно ей это пригодится на практике.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 1. Бондаренко Т.А.
Цель: ознакомить с идеями Программы для корректировки практики.
Татьяна обратилась ко мне с просьбой провести с ней консультирование. Для начала я провела анкетирование коллеги. Выяснила, что учитель хочет изменить в практике, что ожидает от менторинга. Объяснила, что «менторинг – длительный процесс создания … взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего динамики в совершенствовании знаний, …, эффективности практических действий,…» (Руководство для учителя, с. 286). Далее ознакомила подопечного с идеями Программы, пользуясь «Руководством для учителя». Также я предоставила презентацию «Конструктор урока». Предложила приемы критического мышления, эффективно применяемые на уроках в начальной школе.
Татьяна посетила все мои уроки, участвовала в анализе уроков.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 2. Татьяна на первом уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 3. Менти на втором уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 4. Менти заполняет карту посещенного урока Также приняла активное участие в двух коучингах по темам: «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 5. Менти защищает работу группы

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 6. Менти участвует в сценке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 7. Обсуждение

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 8. Обсуждение

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 9. Обсуждение

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 10. Менти записывает пожелания
Поэтому, когда мы с ней стали разрабатывать среднесрочное планирование, мы определились с классом.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 11. Среднесрочное планирование
Это был первый класс, в котором Татьяна была классным руководителем. Определились с темами по познанию мира: «Государственные символы республики Казахстан», «Астана», «Алматы», «Космонавты».
При планировании первого урока Татьяна обращалась ко мне за консультацией. Мы продумали задания, презентацию, составили краткосрочное планирование. После проведения урока мы проанализировали урок , отметили положительные стороны, трудности, причины. Я запланировала интервью с целью выполнения коррекции тех моментов, которые не получились, а также разработки стратегий к совершенствованию процесса обучения.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 12. Анализ урока менти и консультирование
Ментор Менти- Спасибо за то, что показали мне ваш урок. Что по вашему мнению прошло хорошо? Почему?
-Я думаю, что все перечисленное выше вами несомненно прошло интересно. - Мне понравилось, как ребята вышли на тему урока. Им помог фильм в начале урока.
Также, как они работали с текстом в группах. Мы использовали технику «Жигсо». Как дети представляли свои кластеры и рисунки. Им помогли собственный опыт и творчество.
… …
- Как вы считаете, урок цели достиг? -Да, я считаю, что урок цели достиг.
-Дети узнали много интересного о символах, просмотрели фильм, работали с текстом, рисовали, презентовали кластер.
- Насколько вам помог план?
-Что пошло не по плану? Почему?
-Как, по вашему мнению, можно исправить ситуацию? - Безусловно, план мне помог. Практически все прошло по плану, но из – за нехватки времени я не провела работу с ромашкой Блума.
На следующих уроках я запланирую работу с вопросами.
-Знакомясь с планом и наблюдая за уроком, я заметила, что урок насыщен формами и приемами. -Как я уже говорила, на уроке использовали технику критического мышления (Жигсо, работа в группах при изучении текста), групповое оценивание, ИКТ, лидерство в обучении.
-Работа в группах мне показалась эффективной. Но наблюдая за работой каждого участника группы я заметила, что не все дети были активны.
- Как часто вы используете такую форму, меняете ли состав групп, как оцениваете каждого участника? - Да, я с вами соглашусь. Возможно, детям было не комфортно в новом кабинете или не все задания были им интересны.
-Состав группы меняю не так часто, так как детям удобно работать в таком составе.
На данном уроке мы использовали групповое оценивание. В этом я вижу проблему.
-При распределении ролей позволяете оценить работу каждого, используя оценочный лист и критерии? -На последующих уроках я планирую использование оценочных листов. Думаю , это мне поможет при оценивании каждого.
-Я бы хотела порекомендовать вам ненавязчиво участвовать в работе каждой группы: наблюдать, корректировать с целью ограждения от неверного хода выполнения задания, что позволит объективно оценивать каждого ученика. Предоставить индивидуальные задания для медлительных детей, а также интересные задания для быстрых с целью вовлечения их в работу. - Я согласна с вами.
- Если бы вы могли вновь провести этот урок, что бы вы сделали по – другому? - Я бы обязательно провела работу с вопросами, старалась вовлечь каждого ученика в работу, предоставив им индивидуальную работу. Также каждому предоставила возможность работать с оценочным листом при самооценивании и взаимооценивании.
… …

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 13. Интервью с менти Второй урок мы планировали вместе. Запланировали прием ЗХУ, «Зигзаг», работу с пословицами, кроссвордом, работу с мозаикой, а также работу с листом оценивания.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 14. Анализ урока менти и консультирование
На следующем уроке по теме: «Астана» все дети были включены в работу.
Я наблюдала за тремя детьми, которые по диагностике подходили к уровням АБВ. «Медлительная» Ясмин собирала мозаику с изображением Резиденции Президента, рассказать про здание ей помогли одноклассники, которые бывали в Астане. «Быстрые» объясняли значение пословиц о Родине, предварительно их собрав из частей. У каждого ребенка был лист оценивания, где ребята указывали настроение при выполнении задания, а также оценку на задание на данном этапе урока. Последнее влияло на уровень учебной мотивации. После анализа второго урока были определены цели на следующий урок: продолжить работу по вовлечению всех, работу по формативному и суммативному оцениванию.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 15. Ясмин на первом уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 16. Ясмин на втором уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 17. Ясмин на третьем уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 18. Ясмин на третьем уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 19. Ясмин на четвертом уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 20. Ясмин на четвертом уроке

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 21. Оценивание сигнальными карточками
Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 22. Оценочный лист
На уроке по теме «Алматы» мы запланировали игру «Жокей и лошадь» с целью проверки домашнего задания. Также для работы с текстом прием «Зигзаг», работу с диаграммой Венна, создание паспорта Алматы. «Медлительные» были вовлечены в игру «Жокей и лошадь», работу с текстом. «Быстрые» и «средние» создавали паспорт Алматы, диаграмму Венна. Получилось все, что запланировали. Трудностей уже не возникало.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 23. Анализ и консультирование
На четвертом уроке по теме «Космонавты» мы запланировали задания на отбор и сортировку, ЗХУ, «Зигзаг», решение кроссворда, создание паспорта. Очень понравились задания ребятам по отбору и сортировке слов в соответствии с заданием, задание по созданию паспорта не составило и труда для «средних» учеников. Дети были активны, все увлечены работой. Ребята оценивали друг друга, группы формативно и суммативно.
Устная обратная связь осуществлялась между уроками в рамках консультаций. Также я осуществляла помощь по созданию презентаций к урокам. Письменную обратную связь мы провели после проведения всех уроков с целью выявления изменений в практике менти.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 24. Анализ и консультирование
Из письменной обратной связи.
Татьяна пишет: …На следующих уроках я давала задания для «медлительных», «средних» и «быстрых», что очень понравилось ученикам и вовлекло их в работу еще больше. Каждый ребенок на уроке работал с оценочным листом. Работая в группе, дети были активны, каждый знал свою роль и старался с ней справиться. Дети научились работать с сигнальными карточками с целью формативного оценивания. Темп работы увеличился, мы стали успевать выполнять план урока. Из урока в урок ребята были активными, отвечали уверенно на вопросы, работали с интересом, творчески, плодотворно.
Я считаю, что работа с наставником внесла свои коррективы как в учебный процесс при работе с учениками, так и обогатила мой профессиональный опыт. Я стала думать по – новому. Групповая работа способствует диалогическому обучению, критическое мышление – развитию умений анализировать, синтезировать, мыслить, рефлектировать. Старалась внедрить все эти модули, и мне очень понравилось сотрудничество. Думаю, что продолжу работу, внедряя семь модулей. Больше внимания буду уделять тем модулям, где были трудности.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 25. Менти пишет отчёт
Я работаю в данной школе восемь лет. За это время у нас с Татьяной Анатольевной сложились теплые, дружеские отношения. Подопечный взял для своей практики организацию групповой работы, оценивание, новые подходы. Лучше всего получалось диалоговое обучение, потому что дети активно общались, обменивались мнениями, рассуждали. На мой взгляд, наименее успешным был модуль по оцениванию в самом начале. Потому что в первом классе детям сложно объективно оценивать другу друга и работу групп.
Практика моего подопечного поменялась в результате менторинга. Он научился внедрять в урок семь модулей Программы. Лучше всего прослеживались на ее уроках модули «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении», «Использование ИКТ», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Если бы мне представилась возможность повторить данный опыт, я бы уделила внимание рефлексии менти с целью понять его проблемы и помочь ему с ними справиться.
Данному учителю я планирую оказывать поддержку в изучении тех модулей Программы, которые ему интересны и значимы.
Из данного опыта я поняла, что ментор передает свои знания подопечному для его дальнейшего развития и понимания процесса. Также что менторинг проводится по мере необходимости для менти. Констультации, поддержка и рекомендации - это длительный процесс, требующий переосмысления. Ментор должен способствовать профессиональному росту подопечного.
Как происходило обучение?
Во время просмотра видеозаписи урока и обсуждения с подопечным, я осознала, что не понимала, почему учитель применяет оценивание работы групп на уроке, забывая оценивать каждого ученика. На то у нее были причины. Учитель иногда применял работу с оценочным листом, на этом уроке не посчитал нужным работу каждого ученика с оценочными листами. В ходе анализа урока мы выявили эту проблему. Посовещавшись, решили, что существует необходимость использования оценочных листов с целью повышения мотивации и познавательной активности. На последующих уроках каждый ученик имел оценочный лист.
Какие трудности возникли?
Из – за нехватки времени редко удавалось брать письменную обратную связь.
Планы на будущее.
Продолжить работу по изучению семи модулей Программы.
Продолжить совместную работу по разработке уроков, внедряя модули Программы: консультирование, посещение уроков, анализ, выявление успехов и недочётов, разработка стратегий по ликвидации проблем.
Способствовать личностному развитию подопечного, профессиональному росту.
Формирование навыков ментора через работу с подопечным.
Литература
1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012