Урок по информатике Файлы, папки, ярлыки. Действия с файлами и папками.
Информатика
7 класс
Файлы, папки, ярлыки. Действия с файлами и папками.
Средняя школа- гимназия №14 город Талдыкорган
Ф.И.О.: Мурзабаева Айгуль Маратовна
Предмет: учитель информатики и математики
Предмет: информатика
Класс: 7
Тема урока: Файлы, папки, ярлыки. Действия с файлами и папками.
Тип урока: комбинированный урок с элементами практикума.
Вид урока: урок- тренинг.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические, поисковые.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Компьютерный класс, интерактивная доска, электронный учебник. Презентация, выполненная с помощью компьютерной программы PowerPoint; флипчарт созданный в программе Activctudio.
Дидактические материалы к учебному занятию:
раздаточный материал с заданиями практической и творческой работы, рабочие листы, кроссворд для проверки знаний, дневник урока.
Цели урока: знакомство с понятиями файл, папка, ярлык, устройством папок и правилами создания объектов; освоить основные действия с файлами и папками в операционной системе Windows; расширить представление учащихся о дружбе как ценности; воспитывать доброжелательные, дружеские отношения среди одноклассников.
Задачи урока:
Образовательная:
повторить и закрепить знания основных устройств компьютера.
повторить знания учащихся об операционных системах и программном обеспечении;
познакомить с понятиями файл, папка, ярлык.
закрепить умение создания файлов, папок, ярлыков.
Развивающая:
Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу.
Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
Формировать интерес к предмету информатики.
Воспитательная:
Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
Воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: Что такое файлы, папки. Устройство папок. Правила создания папок .Что такое ярлык.
Назначение ярлыков .Правила создания ярлыков.
Учащиеся должны уметь: Создавать файлы, папки. Создавать ярлыки.
Ход урока:
Организационный момент урока:
Круг радости:
Учащиеся вместе с учителем повторяют следующие слова:
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой будем дорожить.
– Посмотрите друг на друга добрым взглядом.
– Улыбнитесь друг другу.
– Скажите друг другу добрые слова.
Мотивационный этап / постановка целей и задач урока/:
Сегодня на уроке вместе постараемся вспомнить основные устройства компьютера, повторить операционные системы. Познакомитесь с такими понятиями, как файл, папка, ярлык, научитесь выполнять действия с файлами, папками, ярлыками.
Сегодняшний урок поможет вам повысить свою информационную культуру и компьютерную грамотность.
Урок пройдет в форме тренинга. На уроке вы будете выполнять различные практические и творческие задания.
Актуализация знаний /повторение пройденного/:
1-задание: «Вспомним все о компьютере»:
Чтение сказки- загадки:
Однажды Злючка заколдовал компьютер. Он превратил его в кактус «Компьюктус» и поставил на прилавок в своем магазине, где продавались «жесткие и мягкие товары».
Быть в облике кактуса компьютеру не очень нравилось, потому, что он в таком непривычном виде не мог быть основным инструментом реализации информационных процессов. Перспектива быть проданным какой- нибудь старушке, которая поставит его пылиться на подоконник, тоже радовало мало. В своих снах он видел, как стоит на письменном столе у юного программиста и «блещет» всем комплексом аппаратных и программных средств, предназначенных для автоматической обработке информации.
Компьюктус радовался даже тому, что внешне немного смахивал на себя прежнего. У него было два основных отростка, символизирующих две его неразрывные, взаимосвязанные части. А на каждом из больших отростков было по нескольку маленьких.
На счастье в этом магазине работала добрая фея, которая очень хотела помочь Компьюктусу вернуться в нормальный цивилизованный мир. Она знала, что если правильно подписать и развесить этикетки на колючках кактуса, то ему можно вернуть первоначальный облик. Но к сожалению, в школе волшебников не изучают информатику, и Фея не знает, из чего состоит компьютер.
Быть может, вам удастся вместе победить Злючку, подписав правильно этикетки?
- учащиеся должны назвать аппаратные и программные средства, входящие в состав компьютера.
/помощью при выполнении задания является кроссворд терминов/.
Работа над разгадыванием загадки:
- заполнить кроссворд терминов: /работа с карточками/;
Кроссворд терминов:
Группа взаимосвязанных устройств для приема, преобразования и выдачи информации:
1
Устройства, предназначенные для кодирования и передачи данных и программы в память компьютера:
А
Устройства, предназначенные для хранения данных, программ, результатов:
В
Основное устройство по обработке данных и управления процессом обработки:
С
Устройства, предназначенные для декодирования результатов обработки и вывода их в удобном для человека виде:
D
Группа проводов, служащих для передачи информации между устройствами:
Е
Набор программ различного предназначения:
2
Группа программ, управляющих работой всех устройств компьютера:
F
Программы для обработки данных:
G
Программы, служащие для создания и обработки других программ:
J
/результатом работы должна быть построенная учащимися схема/
- заполнить опорную схему: /работа на интерактивной доске/.
Операционно-познавательный этап /изучение нового материала/:
Теоретическая часть урока /Демонстрация слайдов по данному материалу+флипчарт/
Файлы, папки, ярлыки. Файл – это основная структурная единица информации, с которой оперирует система Windows. Файл записывается на какое либо запоминающее устройство и имеет конкретное имя, по которому его можно отличить от множества других файлов. Основные типы файлов – документы, рисунки, программы. Файлы имеют имена и расширения (расширения указывают на содержание и может быть самым различным) с типами расширения можно познакомиться на стенде.
Имя файла может состоять из 255 символов как русского так и латинского алфавита, цифры символы на карточках у учащихся Все файлы имеют характеристики (атрибуты) Размер (объем информации) Тип (расшифровка того, как система Windows понимает расширение данного файла) Время изменения (когда создан файл, или когда сделано последнее изменение)
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Тип файла
Расширение
Исполняемые программы
exe, com
Текстовые файлы
txt, rtf, doc
Графические файлы
bmp, gif, jpg, png, pds и др.
Web-страницы
htm, html
Звуковые файлы
wav, mp3, midi, kar, ogg
Видеофайлы
avi, mpeg
Код (текст) программы на языках программирования
bas, pas, cpp и др.
Папка – это объединение объектов. Папки расположены в определенной последовательности которую называют иерархией. Материнской папкой для всех остальных является папка Рабочий стол в конечной папке могут находиться только файлы или ярлыки. Папка Windows и program files являются системными. В папке не может быть объектов с одинаковыми именами. Ярлык – это пиктограмма, метка объекта, обладающая свойством открывать файл или запускать программу.
ДЕЙСТВИЯ С ФАЙЛАМИ И ПАПКАМИ
ДЕЙСТВИЕ
АЛГОРИТМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Переименовать
Выделить объект – ФАЙЛ – ПЕРЕИМЕНОВАТЬ – ввод нового имени
Копировать
Выделить объект – ПРАВКА – КОПИРОВАТЬ – открыть, куда копировать – ПРАВКА – ВСТАВИТЬ
Переместить
Выделить объект – ПРАВКА – ВЫРЕЗАТЬ – открыть, куда должен переместиться объект – ПРАВКА – ВСТАВИТЬ
Удалить
Выделить объект – ФАЙЛ – УДАЛИТЬ – подтвердить удаление
Файлы, папки, ярлыки.
Алгоритм создания папки:
Создание новой папки в окне:
Файл-Создать-Папка.
Ввести имя папки и нажать клавишу ввода.
Создание новой папки на рабочем столе:
На предполагаемом для размещения новой папки месте рабочего стола нажать правую кнопку мыши, - появится контекстное меню.
Выполнить команду Создать-Папка.
Ввести имя папки и нажать клавишу ввода.
Алгоритм создания ярлыка:
Создание ярлыка в текущем окне.
Выполнить команду Файл-Создать-Ярлык или с помощью команды Создать ярлык контекстного меню.
После создания ярлыка его можно переместить в нужное место.
Создание ярлыка на рабочем столе.1. Правой кнопкой мыши щелкните на пустом месте рабочего стола. 2. В контекстном меню выберите СОЗДАТЬ 3. В открывшемся дополнительном меню выберите ЯРЛЫК 4. В открывшемся окне создания ярлыка выберите ОБЗОР и укажите на том файле, для которого необходимо создать ярлык.
Закрепление изученного /практическая работа/:
- работа с электронным учебником /учащиеся последовательно выполняют задания по изученному материалу/
Творческая работа:
- работа на компьютере /учащиеся выполняют задания по карточкам/
Задания:
Открыть программу WordPad;
Набрать текст стихотворения «Независимый Казахстан»
Над нами, как орёл, витаетСвободы горделивый дух.Народов дружбу означаетНадёжное сплетенье рук.В сплетенье рук – наше единство.За Казахстан стоим горой.На казахстанскую свободуНе посягнёт никто чужой.Мы независимыми сталиИ строим новый Казахстан.Открылись новые пред нами дали,И от других не отстаём мы стран.Мы независимыми в век вступили новый,И нашей независимости 20 лет.Не сковывают наших рук оковы,И к новой жизни нас ведёт наш Президент.
Заголовок перевести на казахский язык, написать после первого заголовка.
Заголовок перевести на английский язык, написать после второго заголовка.
Установить размер шрифта текста - Times New Roman, 14, полужирным, синий.
Установить размер шрифта заголовка - Times New Roman, 20, полужирным, красный.
Сохранить в папке Мои документы.
Дополнительное задание:
- работа в Интернете /учащиеся выполняют задания/:
1. Найти информацию о погоде на завтрашний день.
2. Найти картинки: карта Казахстана, Президент.
Задание на дом:
- выучить основные понятия;
- выполнить практикум в учебнике- стр.89-92.
Итоги урока:
- проверка заданий, выставление оценок;
-работа с дневником урока:
Элементы урока
Довольны
Удовлетворены
разочарованы
комментарии
Простота и доступность раздаточного материала
Понятны ли были задания
Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия
Интересен ли был данный урок
Как вы оцениваете свою работу на занятии
В этом месте вы может сделать любые пометки к уроку_____________________________________________________________________
Школа – наш общий дом. Наш класс – это семья. И пусть семья наша будет дружной, прочной и крепкой.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА
Устройства ввода
КОМПЬЮТЕР
Устройства памяти
Процессор
Устройства вывода
Информационная магистраль
Системные программы
Прикладные программы
Системы программирования