Аналитический отчет о работе педагога-психолога


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЗА 2012-2013 уч.г.
За истекший год работа педагога-психолога осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями работы психолога и школы в целом. Безусловно, перспективное планирование основывается на учете специфики работы. В связи с этим конце года проводится анализ не столько мероприятии запланированных мероприятии, сколько анализ программ работы по профилактики и коррекции дезадаптации депривации интернатного типа.
Некоторые наши ученики испытывают трудности, связанные с социально-бытовой ориентацией, которые в дальнейшем в школе-интернате приобретают форму «групповой зависимости» одной из проявлений «депривации учрежденческого типа». Анализ показывает, чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация, и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае социальной, педагогической или психологической работы. Однако почти никогда не удаётся устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Особенно яркой иллюстрацией являются карты социальных контактов учащихся, где наполняемость разделов «школа» и «специалисты» гораздо больше. Межличностные связи в них сильнее, чем в разделах «другие» (этот раздел включает в себя общение за пределами школы: в секциях, кружках и т.д.). А в разделах «семья» и «родственники зачастую нарушены межличностые связи, отношения прерваны или конфликтны. Есть у этого явления и свои плюсы. Высокий уровень групповой сплоченности, и заинтересованность внутри школьной жизнью.
Но разделение мира на «Мы» и «Они», нарушение связи, чувства единства, единение с миром, заставляет обратить на себя пристальное внимание. Тем более что подобная социальная депривация ведёт к образованию асоциальных групп внутри школы.
За последние годы растёт количество детей, находящихся на внутри школьном учете и учете ПДН, так называемой «группы риска». Это, в том числе, явилось следствием практики перевода «неблагополучных» учеников со всего района и других районов республики в школу.
Семьи детей, обучающихся в нашей школе, характеризуются социально - психолого-экономической незащищенностью. Нестабильная ситуация в обществе последнее время приводит к увеличению числа социально неблагополучных проблемных семей. Неустойчивые семьи быстро деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Дети не получают необходимого питания, живут в плохих условиях, не обеспечены лекарствами, что снижает сопротивляемость организма, приводит к частому соматическому ослаблению организма детей к болезням.
Процентная статистика хронически больных детей.
Туб. инфицированных – 24,5%
Виражных туб. пробы – 18%
Хронически больных – 16,5%
С ослабленным здоровьем – 11,5%
Сложившееся положение ведет к тому, что дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации испытываю серьезные психологические трудности. Но решать их силами только психологической службы школы невозможно. Необходим комплексный подход. В рамках этого подхода мы осуществляем тесное взаимодействие как между специалистами внутри школы, так и активное сотрудничество с различными ведомствами и службами.

Одним из приоритетных направлений моей работы в последние три года является работа с «трудными детьми». К этой категории детей мы относим детей с асоциальным поведением, в том числе детей, находящихся на учете в ПДН, и подростков, имеющих условные судимости. В процентном соотношении эти дети составляют 8,1% от всего количества учащихся школы-интерната. А этом учебном году количество «трудных» рекордное.
0160020008% ---- .2011-12
7% ----
6% ----
-45720091440005% ---- .
4% ---- 2009-10 2010-11
3% ----
2% ----
1% ----
Это объясняется не только общим ростом детской преступности, но и тем, что многие школы района переводят своих «трудных» детей к нам на основании малообеспеченности и неблагополучности семьи. Так из 30 детей группы риска 11 перешли к нам из других школ.
В связи с устрашающим ростом социально опасного контингента детей именно в этом направлении ведется большая, кропотливая совместная работа. В конце первой четверти был разработан совместный план работы педагога-психолога, социального педагога и школьного инспектора. Также к этой работе были привлечены и специалисты других ведомств: Алагирского центра социальной помощи семье и детям и Республиканского детского лечебно-реабилитационного центра «Тамиск»,КДН, ПДН,Детской спортивной школы, Детской поликлиник и.д.
Этот план помимо традиционных методов профилактической работы и коррекции, включает в себя использование новых методов работы. Метод «Сетевой терапии» для подростков оказавшихся в кризисной ситуации и метод «Интенсивной семейной терапии» для подростков из неблагополучных семей. Методы эти очень эффективны в работе с детьми составляющими «группу риска по социальному сиротству». Принципиальное отличие этих методов в том, что они нацелены не только на реабилитацию самого подростка, но и на вовлечение в коррекционную программу социальное окружение ребенка.
В прошлом учебном году по этим программам мы работали с 3 детьми: 2-по методу сетевой терапии, 1-по ИСТ. Получив результаты мы увеличили количество учащихся, с которыми работа проводится с использованием этих методов. 9-сетевая терапия, 3-ИСТ.
.
В последнее время такие ранее мало востребованные направления работы, как работа с родителями, и работа с пед. коллективом стали вызывать все больше интереса. Во многом благодаря общему росту уровня психологической компетентности населения. Те времена, когда психолога постоянно путали психиатром, миновали. Да и постоянная просветительская работа приносит свои плоды. Тем более что и в этих направлениях не обошлось без внедрения новых методов работы. Благодаря опыту, приобретенному во время спецкурса по теме: «Организация психосоциальной помощи» мной были проведены тренинги среди учителей на которых были предложены новые формы групповой работы. В работе с родителями, так же есть изменения и нововведения. Помимо активной работы с родителями в использовании методов сетевой и интенсивной терапии, мы стали практиковать заседания «Родительского клуба». Здесь, по-прежнему, есть свои трудности связанные с незамотивированностью большинства родителей. Но есть и контингент родителей активно включившихся в совместную работу. В дальнейшем я планирую развивать работу в этом направлении.
Результатом комплексного подхода к проблеме работы с категорией детей группы риска, является положительная динамика
Педагог-психолог Бораева Дз.М.