УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


УДК 37.035.461
О.В.Комоваучитель изобразительного искусства,
руководитель детского театра моды
«Вдохновение»
Китовской МСОШ, Шуйский р-н,
Ивановская область, аспирант ИвГУ,
Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблеме внимания посвящены работы многих психологов (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн, И.В.Страхов и др.). Выделяют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым и генетически исходным. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Произвольное внимание отличается активным характером, сложной структурой и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. Если же деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то это - произвольное внимание. Послепроизвольное внимание - характеризуется сохранением направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомляемостью и истощением ресурсов организма (Н.Ф.Добрынин) [6,7].
Успех в учебно-воспитательной работе школы зависит от того, насколько учителю удаётся овладеть вниманием обучающихся. Ведь, как утверждает Ф.Н. Гоноболин, "процесс учения может осуществляться лишь при наличии внимания. Без него невозможно ни восприятие, ни усвоение учебного материала" [1, С.3].
Как же овладеть вниманием учеников? Для активизации непроизвольного внимания необходимо наличие познавательной потребности: любопытство, любознательность. Новизна - одни из наиболее существенных факторов, служащих побудительной силой непроизвольного внимания. "Впервые увиденное и услышанное вызывает интерес у большинства людей, но лишь у тех, кто отличается особой любознательностью или имеет особый интерес к данному явлению, непроизвольное внимание окажется наиболее стойким" (О.Ю.Ермолаев) [2, С.10]. Основой непроизвольного внимания служат интересы. Для возбуждения и поддержания этого вида внимания целесообразно использовать эмоциональные факторы, при этом занимательность и интересность должны быть связаны с самим предметом обучения, его содержанием (С.Л.Рубинштейн) [7, С.241-242].
Н.Ф. Добрынин и П.Я. Гальперин в своих трудах признают, что произвольное внимание существует лишь в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует динамику исполнения. Будучи всегда целенаправленным, оно выступает как ориентированность человека на конечный результат деятельности. Возникновение внимания, таким образом, обязательно характеризуется целеполаганием. Чем сильнее операционально-техническая сторона деятельности, ее автоматизация, движение к достижению цели, когда последняя становится одним из стимулирующих деятельность факторов, тем быстрее произвольное внимание переходит в разряд послепроизвольного. Высшей ступенью в развитии произвольного внимания является послепроизвольное внимание: это «результат сознательно поставленных нами себе целей», когда в процессе работы мы ей заинтересовываемся и непрерывных волевых усилий для ее продолжения больше не требуется (Н.Ф.Добрынин) [7, С.257-258].
Делаем вывод, что воспитывать внимание можно посредством общей организации деятельности ребенка, а важнейшим фактором, ускоряющим становление внимания, является умственная активность.
В работах дидактов находим определение внимания как внутреннюю организацию учебной работы школьников, обеспечивающую наилучшее отражение в сознании одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других (М.А.Данилов) [4, С.241], предлагают следующие средства формирования внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, частое обращение к обучающимся, меры против рассеянности, занимательность преподавания (Б.П.Есипов, С.М.Ривес, К.Д.Ушинский) [15, С.402-410]: определяют факторы, способствующие организации внимания (Е.П.Ересь) [3]; условия и правила для возбуждения внимания (Г.Клейн, Т.Томашевский, Г.Штройтер и др.). На основе концепции П.Я.Гальперина, рассматривающего внимание как автоматизированное умственное действие контроля, разработаны средства управления вниманием (С.С.Левитина) [9].
В методике преподавания изобразительного искусства также предложено и описано много средств организации внимания (В.С.Кузин, В.И. Кириенко, Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова и др.). Вот что пишет В.С Кузин: «Внимание - важное условие успеха познания художником окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение того или иного объекта, явления» [8, С.61-72].
Отметим, что состояние внимания получает свое выражение в активных двигательных операциях: всматривании, прислушивании и т.п., что характерно отражается в мимике, пантомимике и т.д.
В отличие от таких психических явлений, как восприятие, память, мышление у внимания нет собственного результата деятельности, оно "всегда существует как проявление функционирования этих психологических процессов" (О.Ю.Ермолаев) [2, С.5]. А.Н. Леонтьев придерживается того же мнения: «…сделать ученика внимательным, воспитать его внимание - это прежде всего организовать у него требуемую деятельность, воспитать у него определенные виды и формы ее…" [10].
«Внимание неотделимо от психических процессов и состояний, оно является необходимым психологическим компонентом деятельности человека» (И.В.Страхов) [13, С.3].
Подтверждение трехуровнего развития внимания мы находим в исследованиях психологов И.В.Страхова и С.С.Левитиной.
Первый (низкий) уровень: организация непроизвольного внимания – разъяснение значимости получаемой обучающимися информации, помощь им в осознании смысла учебных действий – побуждение учеников к принятию и пониманию цели совместной деятельности, поставленной учителем, - показ способов реализации общей цели самим преподавателем – сообщение обучающимся информации, необходимой для оперативной корректировки действий – оценка учителем результатов деятельности обучающихся.
Второй (средний) уровень: управление произвольным вниманием – формирование умений самоориентировки в предстоящей деятельности – формирование умений обучающихся самостоятельно ставить цели в различных видах деятельности – побуждение их к самостоятельному нахождению способов реализации поставленной цели – формирование умений самостоятельно получать оперативную информацию для корректировки своих действий – формирование умений самооценки результатов деятельности.
Третий (высокий) уровень: стимулирование самоуправления учеником своим вниманием – побуждение обучающихся к самостоятельному определению смысла выполняемой работы – побуждение учеников к самоуправлению процессом постановки цели в индивидуальной и совместной деятельности – стимулирование самоуправления учеником своими действиями по реализации цели – управление сформированными умениями обучающихся самостоятельно получать информацию, необходимую для корректировки учебных действий – использование умений самооценки и взаимооценки обучающихся на уроке при организации их совместной деятельности (А.Т.Цветкова) [16, С.41].
В этой трехуровневой схеме формирования самоорганизации заложен механизм усложнения. Н.Ф.Талызина: «Цель управления заключается…в изменении состояния управляемого процесса, в доведении его до заранее намеченного» [14, С.47].
Успех любого урока зависит от его начала. Начало урока нередко определяет весь дальнейший его ход (П.И. Пидкасистый).
Начало урока, прежде всего, связано с преодолением эмоциональных последствий перемены или предыдущего занятия. Следовательно, задача учителя - привлечение внимания. При формировании внимания в системе НХО мы ставим следующие задачи: организация непроизвольного внимания обучающихся; управление произвольным вниманием, стимулирование самоуправления учеником своим вниманием. Основываемся мы на признании многоуровневости процессов развития.
Непроизвольное внимание (I уровень) учеников можно привлечь с помощью следующих приемов: момент показа отрывка из мультфильма, кинофильма; уместное музыкальное сопровождение; яркая демонстрация изобразительных техник (батик, коллаж, «рисунок пальчиками», набрызг, оттиск и др.); своевременное включение и выключение любого технического и аудиовизуального средства обучения; неожиданные моменты с возможностью потрогать и примерить («Сундучок девочки-крестьянки», «Традиции Шуйской строчки», «Музейный экспонат-русский костюм 19 века» и т.д.); появление мастера Изображения, Украшения, Постройки, героя из мультфильма, кинофильма, известного художника, архитектора, героев из литературных произведений и т.д. (в зависимости от возраста) - все это вызывает массу эмоций у детей и привлекает внимание. Актуализировать внимание можно серией вопросов, основанных на прошлом опыте и знаниях обучающихся.
Действия преподавателя, обеспечивающие привлечение внимания: кратковременное воздействие с помощью внешних раздражителей, элементов неожиданности; прием, основанный на выделении объекта внимания (объявление о предстоящей деятельности). Многократное повторение педагогом этих действий приводит к закреплению привычки актуализировать свое внимание в начале урока (занятия) и при переходе от одного вида деятельности к другому, а затем становится условием для последующего сосредоточения внимания.
Удержать непроизвольное внимание можно следующими методическими приемами: короткие беседы, связывающие ранее изученный материал с новым; вопросы, направленные на жизненный опыт учеников; проблемные вопросы; необычное начало урока; загадочное домашнее задание и др.
Условие, способствующее успешной организации внимания – второстепенное не должно заслонять главное (важно не заиграться, не заслушаться, не отойти от главной цели урока).
В течение эксперимента было выявлено, что длительное сосредоточение непроизвольного внимания обучающихся возможно не только с помощью приемов, в основе которых лежит занимательность, новизна и значимость содержания материала предмета изобразительное искусство, но и за счет новых форм организации учебных занятий: конкурс, эстафета, мини-выставка, дидактическая игра и т.д. (по времени они занимают 5-7 минут). Итак, успешное решение задачи управления вниманием обучающихся на первом уровне решается при следующей последовательности действий педагога: 1-2 приема привлечения непроизвольного внимания и нацеливания на деятельность (за счет занимательности, выделения объекта внимания и за счет особенностей внешних раздражителей (звук, свет и др.)); прием поддержания длительного сосредоточения непроизвольного внимания (за счет занимательности и значимости предлагаемого материала, интересных форм организации деятельности обучающихся); прием переключения внимания на другой вид деятельности (к более привлекательному заданию: от теории к практике).
Оцениваем сформированность внимания I уровня, по выделенным нами, в ходе исследования, следующим признакам: быстрота включения ученика в работу в начале урока, внешняя форма проявления (мимика, поза и др.), активность восприятия занимательного или значимого материала.
Заметим, что при управлении непроизвольным вниманием формирование самоорганизации ученика происходит в минимальной степени, так как внешние стимулы и формы занимательности создают состояние только временной заинтересованности. Использование нами указанных способов и приемов не позволят формировать умения обучающихся управлять своим вниманием самостоятельно.
Произвольное внимание (II уровень) можно поддерживать с помощью приемов: нацеливание на определенный вид работы (предъявление задания, затем перечень вопросов, на которые необходимо ответить и т.д.); активная смена деятельности.
Произвольное внимание предполагает проявление волевых качеств: исполнительности, целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности. Поэтому формирование произвольного внимания на занятии происходит параллельно с формированием перечисленных качеств. Систематический контроль и напоминание со стороны учителя, доведение до конца заданной работы учеником и ее оформление – условия формирования произвольного внимания. Мы предлагаем следующую последовательность действий преподавателя на занятии: постановка цели (задачи) предстоящей деятельности; предъявление посильных заданий; определение объема заданий и порядка действий; подкрепление вопросами, побуждающими к активной деятельности; стимулирование волевых качеств (учитель требователен и доброжелателен).
Сформированность произвольного внимания определяем по выделенным нами признакам: быстрота сосредоточения внимания при различных видах деятельности; устойчивость внимания в ходе выполнения задания; активность внимания (слушание учителя, ответов товарищей; вопросы учителю; желание ответить и др.); восприятие материала различной степени трудности (желание сосредоточиться, усилия в работе); не отвлекается (нежелание разговаривать с отвлекающим соседом, нереагирование на мелочи, не слышит звонок с урока и т.п.).
Более сложная педагогическая задача - формирование умений обучающихся сосредоточить свое внимание на объекте, - в нашем исследовании решается путем следующей последовательности действий преподавателя: ориентирование обучающихся в предстоящей деятельности; стимулирование принятия конкретной цели, предложенной преподавателем; совместное с обучающимися определение порядка действий, приемов выполнения; коллективная проверка; подкрепление вопросами, направленными к активной самостоятельной деятельности; стимулирование проявлений волевых качеств; многократные упражнения, тренировка, для превращения умений в навык, привычку.
Методические приемы: предложение работы по нескольким вариантам (различие техник, материалов и т.п.); использование обобщающих таблиц, схем; приемы самопроверки, взаимоконтроля и взаимопомощи; задания, требующие применения знаний и жизненного опыта (придумать свой сюжет на заданную тему).
Показателями сформированности умений обучающихся сосредоточить свое внимание на объекте являются следующие признаки: принимают цель, предложенную учителем или ставят свою; сразу включаются в деятельность; работают не отвлекаясь; стремятся выполнить задание до конца; прилагают волевые усилия для выполнения обязательного; при неудачах, выясняют ошибку, ставят цель и продолжают работу.
Более высокую степень самоорганизации в учебной деятельности отражают признаки сформированнности умений саморегулирования своего внимания (III уровень): ученик сосредоточен, внимателен при самостоятельной постановке цели деятельности; самостоятельно определяет порядок действий; стремится или доводит задание до конца, при этом выполняет его качественно; проявляет умения самоанализа и самоконтроля; умеет распределить время, во-время переключается на обязательное задание; желает получить новое задание.
При этом последовательность действий учителя на третьем уровне, по нашему мнению, следующая: стимулирование обучающихся к самостоятельной постановке цели деятельности; побуждение к самостоятельному определению порядка действий, хода работы; побуждение к самоанализу, самопроверке и самоконтролю; стимулирование потребности в выполнении следующего задания.
Психолого-дидактические условия успешного управления вниманием обучающихся на уроке (занятии): учет индивидуальных особенностей детей; типов их нервной деятельности и темпераментов, психолого-педагогических особенностей коллективов групп (спокойные или неспокойные) и внешних обстоятельств, в которых обучающиеся находились до урока (завтрак, активная перемена, контрольная работа и т.п.).
Итак, мы рассмотрели задачу управления вниманием обучающихся, целенаправленное и систематическое решение которой может служить основой для формирования внимания обучающихся на трех уровнях.
Список использованной литературы:
Гоноболин, Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - Москва, 1955.- 39с.
Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешкова, Т.А. Внимание школьника [Текст] / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1987.- 80с.
Ересь, Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е.П.Ересь.- Нар.асвета, 1974.- 64с.
Данилов, М.А., Есипов, Б.П. Дидактика [Текст] /Под ред. В.П.Есипова. -М.: АПН РСФСР, 1957.- 518с.
Дидактика [Текст]/ Под ред. Г.Штройтера.- М.: АПН РСФСР, 1959.- С.56-61.
Добрынин, Н.Ф. Внимание и память [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: Знание, 1958.- 32с.
Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова//Хрестоматия по вниманию.- М.: Моск. ун-т, 1976.- С.243- 259.
Кузин, В.С. Психология [Текст] / В.С.Кузин.- М., «Высшая школа», 1974.- 280с.
Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? [Текст] / С.С.Левитина.- М.: Знание, 1980.
Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А.Н.Леонтьев.- АПН РСФСР, 1947.- 120с.
Пидкасистый, П.И., Коротяев, Б.И. Организация деятельности ученика на уроке [Текст] / П.И.Пидкасистый, Б.И.Коротяев. - М.: Знание, 1985.- 80с.
Романова, К.Е. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство / К.Е.Романова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– 2010. - № 3. – С. 31-33.
Страхов, И.В. Воспитание внимания у школьников [Текст] / И.В.Страхов.-М.: Учпедгиз, 1958.- 175с.
Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) [Текст] / Н.Ф.Талызина.- М.: МГУ, 1984.- 344 с.
Ушинский К.Д. Психологические монографии [Текст] / К.Д.Ушинский.
Цветкова, А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики [Текст] / А.Т.Цветкова.- М.:МПУ,1997.- 233с.
Хрестоматия по вниманию [Текст] / под.ред.А.Н.Леонтьева и др. - М.: МГУ, 1976.- С.241-242.