Методическая разработка коррекционно-развивающих игр на уроках производственного обучения
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Игры релаксации
Упражнение № 1 «Внутренний луч»
Цель: снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо принять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (на уроке, в мастерской).
Ведущий: «Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется с верху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью».
Скажите себе: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
От выполнения упражнения необходимо получать удовольствие, даже наслождение. Представление о теплом внутреннем луче необходимо (можно) осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз.
Упражнение № 2 «Пресс»
Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии.
Упражнение выполняется перед работой или ситуаций, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
Суть упражнения состоит в следующем:
«Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею». При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную энергию и эмоции, которую она с собой несет.
Упражнения № 3 «Дерево»
Цель: упражнение направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
Представьте себя деревом (таким какое вам нравится, с каким вы можете себя наиболее легко отождествить). Необходимо детально проиграть в сознание образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающие ветви, колышущиеся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля это символ жизни, корни это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учеником вросшихся в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Упражнение № 4 «Голова»
Цель: снятие соматических ощущений.
Станьте или сядьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение №5«Руки»
Цель: снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук
в землю, вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,52, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. (Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу).
Упражнение № 6 «Настроение»
Цель: снятие эмоционально-неприятного состояния, установление психического равновесия.
Возьмите цветные карандаши или мелки, фломастеры и чистый лист-бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 57 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Всего за 5 минут ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.
Упражнение № 7 «Фокусировка»
Цель: развитие внутренних средств саморегуляции, расслабление.
Удобно расположитесь на стуле. Слушая команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» на i;pjвой руке, «Кисть!» на кисти правой руки, «Палец!» на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» на кончике указательного пальца правой руки. Команды отдаются с интервалом 10 12 секунд.
Комплекс упражнений для расслабления мышц шеи
Упражнение 1 «Любопытная Варвара»
Ведущий показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряженны. Это непременно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:
«Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена».
Упражнение 2.
И. п. сидя, руки на пояс. Наклон головы вперед 1; наклон головы назад. Повторить несколько раз. Движения медленные, не резкие.
Упражнение 3.
И. п. сидя руки за головой. Круговые движения головой вправо, влево.
15