Методический сборник в помощь учителю Коллекция вариантов рефлексии
ГУ «Маралдинская
средняя общеобразовательная школа
Павлодарского района»
В помощь учителю
«Коллекция вариантов рефлексии»
Аяпбергенова Н.К.
Пояснительная записка
Очень часто стадия рефлексии упускается из виду в процессе преподавания, хотя она не менее важна, чем другие. Именно в это время учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно эта стадия позволяет усвоить новую информацию надолго.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО
точных наук
Протокол № 4 от «26» марта 2015 год.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО гуманитарного цикла
Протокол № 4 от «26» марта 2015 год.
Для локального пользования учителями-предметниками на уроках.
Для заметок
«Мышление о мышлении»
Рефлексия – это познавательный мыслительный процесс, способность человека к самоанализу, осмыслению самого себя и своих отношений с окружающим миром.
Виды рефлексии:
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Коллекция вариантов рефлексии
1.«Плюс, минус, интересно»
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф:
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю:
Плюс Минус Интересно
34. «Человечки»
По восприятию своего места до (или после) урока найди своего человечка:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов
Земля дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И.Тургенев
И с отвращением читаю жизнь свою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь. И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.Пушкин
Проходят дни, проходят сроки,
Свободы тщетно жаждем мы,
Мы беспощадно одиноки
На дне своей души-тюрьмы.
В.Брюсов
Смешать печаль, которой нет острей,
С восторгами, которых не бывало.
К.Бальмонт
2.«Анкета»
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы:
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я…3.Урок для меня показался4.За урок я…5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется 1. Активно / пассивно2. Доволен / не доволен3. Коротким / длинным4. Не устал / устал5. Стало лучше / стало хуже6. Понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
7. Легким / трудныминтересно / не интересно
3.«Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
о. Страха
о. Познания
о. Уверенности
о. Скуки
о. Мечты
о. Будущего
о. Радости.
31. «SMS-сообщение»
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
32. «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
33. «Подбор стихотворения»
Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас:
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –
О, время, погоди!
Ф.Тютчев
будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.
27. Различные виды дневников
Обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие.
В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).
28. «Одним словом»
Закончите предложение одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
29. Выберите одну фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
30. «Острова»
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак +, на каком из островов вы сегодня пребывали:
Таблица «Толстых и Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:
- на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;
- на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
- при размышлении – демонстрация пройденного материала.
Работа по вопросам ведется в несколько этапов:
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала «тонкие», а потом «толстые».3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов:
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную
связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы или пары.
4.«Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления.
Положительные стороны приема «Кубик»:
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема:
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
24. «Слова-напутствия»
(высказывания великих людей, пословицы в тему и т.п.)
«И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги» К.Паустовский
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»А.де Сент-Экзюпери
25. «Работа с сигнальными карточками»
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
26. «Бортовой журнал»
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
Всё ли получилось так, как я задумывал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
22. «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.
Какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
23. «Шкала настроения»
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)2. Сравни это... (На что это похоже?Чем отличается?)3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)4. Проанализируй это... (Как это сделано?Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать?Как это применяется?)6. Приведи «за» и «против» (поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы или пары. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа или пара осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
5.«Синквейн»
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Образец по теме «Географическая карта»:
Назовите тему урока в одном слове Карта
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют карту Плоская, уменьшенная
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с картой Находить, измерять, изучать
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Знания, которые пригодятся каждому
Как иначе можно назвать географическую карту? Рисунок
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.
Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
19. «Благодарю…»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
20. «А напоследок я скажу»
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? Что не оправдалось и почему? Мои и наши перспективы?
21. Оценочный лист «Рефлексия»
Выполнил ли я то, что задумал?
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
15. «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
16. «График»
Учащимся предлагается чертить в течение урока график:
- изменения их интереса;
- уровня познания;
- личной активности.
17. «Дерево моего успеха»
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
18. «Рефлексивная мишень»
6.«Рефлексивный экран»
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
7.Саморефлексия работы в группе или паре
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что получилось? Что не получилось?
Над чем нужно работать?
8. «Мои ответы»
На протяжении урока ученикам предлагается отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«I» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
9.«Комплимент»
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
10.«Три лица»
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
11.«Цветные карточки»
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
12.«Пейзаж»
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
13.«Что, если…?»
Предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
14. Аргументированные ответы на один из вопросов
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.