Презентация по литературе на тему М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени 
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего  времени» - первый в русской прозе социально-психологический и философский роман.        «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов                   
История создания романа В журнале «Отечественные записки» опубликованы:1839 г. – «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист»начало 1840 г. – «Тамань»апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»1841 г. – Предисловие ко всему роману (2-е издание)
     «Герой нашего времени» – это «история души человеческой».Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо.             Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям  , история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Композиция романа{8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A}Сюжетный порядокХронологический (фабульный) порядокПредисловие (1841) ко всему роману12«Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера –     повествователя с Максимом Максимычем. Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя75869«Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным С включением сообщения о том, что Печорин умер1011Предисловие к «Журналу Печорина»История до того, как Печоринр попал на Кавказские минеральные воды1«Тамань»Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью2«Княжна Мери» Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости3«Фаталист»История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы4
  Сюжет – события в том порядке, в котором о них сообщает автор. Фабула – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.                    сюжет                                                       фабула 1. Предисловие к роману                        1. Предисловие к «Журналу Печорина»2. «Бэла»                                                      2. «Тамань»3. «Максим Максимыч»                          3. «Княжна Мери»4. Предисловие к «Журналу                   4. «Фаталист»Печорина»5. «Тамань»                                                 5. «Бэла» 6. «Княжна Мери»                                    6. «Максим Максимыч» 7. «Фаталист»                                             7. Предисловие к роману 
Такое построение дает автору возможность: максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения  постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию
Повествователи в романеМаксим Максимыч: излагает внешние события, при этом не понимая Печорина.Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное  описание со стороны.Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.
Жанры составляющих частей романа«Бэла» и «Княжна Мери» - повести.«Тамань»– новелла.«Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы.     Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя.     Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой.     Новелла  - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Система «двойников» в романеГрушницкий               Печорин                     Вернер   позёр, шут                трагическая ,                 циникстрадающаяфигура
Эволюция героя     Печорин полон жизни,               энергии, способен       «Тамань»                      на сочувствие               Активно добивается цели,       «Княжна Мери»                                 сострадает.                                     Ищет спасения в любви,               «Бэла»                                      добивается, но…                               Не дорожит ни своей,                «Фаталист»                                            ни чужой жизнью.                                                                                                  Не способен на элементарное     «Максим Максимыч»                                                  движение к человеку                                               «… и умер где-то в Персии»