Урок по литературе Сергей Есенин — певец Руси
Тип урока: Урок- беседа «Сергей Есенин-певец Руси»
Цели урока:
Обучающие: познакомиться с произведениями С.Есенина о Родине, гармонии человека и природы, любовной лирикой.
Развивающие: развивать активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать.
Воспитательные: воспитание любви к Родине, природе, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирического героя к женщине, матери.
Оборудование: презентация, портрет С.Есенина, сборник стихов С.Есенина, песни на стихи Есенина.
Методические приемы: беседа, анализ стихотворений, сообщения учащихся.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово преподавателя:
Сергей Есенин-певец Руси, оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. У поэта было свое собственное мироощущение, и поэтому его чуткое сердце так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой.
Глубоким лиризмом проникнуто все его творчество: и стихотворения о судьбе Родины, о природе, и стихи о любимой. Основная тема есенинского творчества - тема Родины.
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал.
Послушаем стихотворение "Гой ты, Русь, моя родная". ( учащийся наизусть читает стихотворение.)
Преподаватель задает вопросы учащимся:
1) Какая тема стихотворения?
2) Что значит для поэта Родина?
3) Что же открывается взору лирического героя?
4) Каково отношение поэта к Родине?
Учащаяся делает сообщение по теме "Песни на стихи С.А. Есенина".
Одна из главнейших, определяющих черт поэзии Сергея Есенина- полная слитность с народной жизнью.
Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий.
С детства в его душу впитался обиход родного села, с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые были родником его творчества
О песенном складе его стихов говорит название его первого стихотворного сборника - "Радуница". Связывают его с циклом весенних народных песен, которые так и назывались радовицкими или радоницкими весняками. Они показывают весеннюю озорную радость молодой, пробуждающейся жизни.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Лирическая нежность есенинских хореев создается также различными приемами - анафорами и синтаксическим параллелизмом, повторами и перечислениями:
Много я видел и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Именно нежность, лиричность, задушевность, использование изобилия метафор, эпитетов, особых синтаксических конструкций является секретом песенной популярности Сергея Есенина. Его стихи: "Клен ты мой опавший…", "Выткался на озере алый свет зари…", "Русь", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери" - стали романсами, которые исполняются и по сей день.
Прослушивание романса "Отговорила роща золотая".
Вопросы к учащимся:
1) Какой образ возникает в начале стихотворения?
2) Каково настроение произведения?
3) Каковы ключевые образы второй строфы?
4) Почему именно "не жаль"?
5) Какие образы помогают представить роль цвета в этом стихотворении?
Преподаватель: Обратите внимание на слова:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Строки "Как дерево…слова" возвращают нас к началу стихотворения. "Роща золотая" - это и сам поэт, и сам поэт, и его поэзия, потому и "не обгорят рябиновые кисти, не пропадет трава".
Закрепление:
1) Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке?
(С жизнью поэт прощается "негромко, вполголоса". В начале стихотворения фраза "отговорила роща золотая" звучит с логическим ударением на слове "отговорила", а в заключительной строфе возникает иной акцент.
Скажите так… что роща, золотая
Отговорила милым языком.
2)Особенность лирики Есенина.
Запись в тетради:
1) "очеловечивание природы";
2) уподобление растительного мира животному;
3) диалогически "обратная связь" между человеком и природой;
4) мелодичность, близость к народной песне, романсу.
Обобщение изученного:
Преподаватель: Стихи о любви обладают большой притягательной силой. В них он открывал свою душу. В лучших словах Есенина "Заметался пожар голубой", "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды" тончайшее чувство любви будто бы перелилось в песенное слово стало музыкой. А сколько лиризма в его изумительном цикле "Персидские мотивы".
Учащиеся: Стихи о матери удивительны. В них поэт передал всю боль матери за сына, преданность матери и дому Есенина.
Преподаватель читает стихи «Письмо к матери».
Рефлексия.
-Какое настроение создается после чтения стихотворения?
-Что хотел сказать поэт словами: »одна мне несказанный свет»?
Домашнее задание: выучить стихи, мини-сочинение
«Мои мысли о Есенине его матери »