Занятие в объединении Живой уголок на тему Юные исследователи природы


Занятие "Юные исследователи природы",
объединение "Живой уголок", младшее звено.

Цель: обобщить представление детей об экологии.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей об экологических проблемах, о свойствах воздуха и воды.
Развивающие: развивать умения учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, расширять кругозор детей о природе; развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание поддерживать чистоту. 
Оборудование: презентация, круги черного и белого цвета, плакат «Дерево», музыка-пение птиц, пакеты, соль, сахар, почва, вода в 2х стаканах, трубочка, зеленые листики.
1. Организационный момент. Дети под музыку заходят в кабинет и встают в круг:
Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руками описать большой круг над головой)
Здравствуй, милая земля! (плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (взяться за руки и поднять их)
Я твой друг (показать руками на себя) и ты мой друг (показать на соседа)
Вместе за руки возьмемся (взяться за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбнуться)
А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А теперь подарите свои улыбки мне.
Педагог: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 15 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет Прошу вас зайти в зал заседаний. 
Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение, поставим опыт.
Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это юный эколог? (ответы детей «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете как можно стать юным экологом? (ответ детей «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Юные экологи много знают о природе. Давайте проверим ваши знания.

- Ребята, как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)
Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду.
Карточки: Живая природа и неживая
Мир живой природы это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа это все, что растет, дышит, питается, развивается.
Неживая природа это все то, что нас окружает звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки)
Экология - это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.
Воздух:
 Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:  Через нос проходит в грудь,  И обратный держит путь.  Он невидимый, но все же,  Без него мы жить не сможем.  Он нам нужен, чтоб дышать,  Чтобы шарик надувать.  С нами рядом каждый час,  Но невидим он для нас!  Дети: Воздух! Педагог: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?  Дети: Нет, не видим.  Педагог: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?  Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!  Педагог: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?  Дети: Да.  Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).  Педагог: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?  Дети: Он пуст.  Педагог: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?  Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.  Педагог: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?  Дети: бесцветный  Педагог: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.  Педагог: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Опыт 2. «Воздух в человеке».  Педагог: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?  Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!  Педагог: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку, и получаются пузырьки.
Педагог: Воздух, которым мы дышим, может быть не очень чистым. Почему?
- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)
- Откуда взялся этот дым? (От фабрик и заводов, выхлопных газов машин)
- Что же делать, чтобы воздух был чище?
Ребята, представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы
Предложения детей:
На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
Надо изобрести новые машины.
Люди должны посадить больше деревьев
- Скажите, для чего нам в городе нужны растения? Ответы детей:
Растения очищают воздух.
Растения дают нам кислород.
Растения приглушают шум на городских улицах.
Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).
Педагог: Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
Растение земли украшение. Сломать дерево недолго, вырастить – годы. Одно дерево погубил, посади сорок. Старые деревья молодые охраняют.
Игра “Хорошо – плохо”
 
“Хорошо”
“Плохо”

1.
В нашем поселке строят красивые, современные здания!
Много вырубают, уничтожают зеленых насаждений.
Из-за высоких построек город проветривается еще меньше.

2.
В нашем городе все больше и больше появляется новых, красивых машин!
Большое количество выхлопных газов, это загрязняет воздух.
Люди часто болеют.

3.
Все больше людей любят гулять в парках, скверах, выезжают на природу на водоемы.
Многие люди загрязняют город и его окрестности, оставляя много мусора.
Ломают деревья, рвут цветы, разоряют гнезда и муравейники, и т.д.




Вода
Игровой практикум. «Мама Тучка».
Педагог: Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали(Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и садятся за парту)
Опыт №3 «У воды нет запаха».
Педагог: Чтобы определить запах воды мы снова отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам) Чтобы определить запах воды, его надо понюхать.
Дети: У воды нет запаха. 
Педагог: Однако, вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4 « У воды нет вкуса».
Педагог: Предлагаю определить вкус воды. (Дети пробуют через соломинку воду)
Педагог: Есть ли у нее вкус?
Дети: У воды нет запаха. 
Педагог: Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №5 «Вода прозрачная, и в воде растворяются различные вещества».
Педагог: Возьмите два стакана с водой, в один из них дети положите обычный песок, сахар, краситель и попробуйте размешать его ложкой. Что получается?
Дети: Вода стала мутная.
Итог эксперимента: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем
Педагог: Посмотрите на воду, в которой мы провели опыт и на чистую кипяченую воду. Хотели бы вы попробовать такую воду? (Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)
Педагог: Дети, что нужно сделать, чтобы водоемы стали чище? (Очищать их, собирать мусор, вывозить мусор)
Ребенок читает стихотворение:
Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься  Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда, Всем, везде нужна вода! –


Игра «Составь сказку»
«Укажите правильную последовательность» - составьте сказку, склеив разрезанные строчки по порядку:
1.Мыши стали поедать соты и разорили ульи;
2.Пришлось мужику мириться с филином;
3.Мало стало травы корова не стала давать молока;
4.Не стало филина расплодились мыши;
5.Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
6.Не стало пчел не опыляются травы, и их урожайность понизилась;
7.Филин обиделся и улетел в другой лес;
8.Худо стало мужику без меда и без молока;
Задание «Продолжи предложение»
“Девочка в лесу” (по В. А. Сухомлинскому).
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи в бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Лида тихо ответила подруге
- Что, по-вашему, ответила Лида? Кто поступил правильно?
Грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.
Педагог. Наша планета - общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. Дом, этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих. И дом мы назовем природой.
Педагог: А что такое природа? (ответы детей)
Педагог: Да, это реки, леса, поля, небо, солнце, животные - все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
 Ребенок читает стихотворение:
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок- терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости, Отражение в воде учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте И при всей огромности обучает скромности.
(проводится физкультминутка: «К нам жук влетел»).

К нам жук влетел,                        Плавные взмахи руками.
Зажужжал и запел:                      
« Ж – ж – ж».
Вот он вправо полетел,               Правую руку отвести в сторону.    
Каждый вправо посмотрел.        Плавный поворот головой в правую сторону.
Вот и влево полетел,                   Левую руку отвести в сторону.
Каждый влево посмотрел.          Плавный поворот головы в левую сторону.
Жук на нас хочет сесть,              Плавные взмахи руками.
Не дадим ему присесть.              Плавные отталкивающие движения.
Жук, вот правая ладошка,           Показать правую ладонь.  
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,             Показать левую ладонь.
Посиди и тут немножко.
Жук вверх полетел                      Взгляд устремлен вверх.
И на потолок присел.                   Плавный подъем рук.
На носочки мы привстали,           Подъем на носки.  
Но жука мы не достали.                Сожалеющий жест.
Хлопнем дружно:                          Хлопки в ладоши.
Хлоп – хлоп – хлоп.
Чтобы улететь он смог.                Плавные взмахи руками.
«Ж – ж – ж».
Игра “Что будет если”
. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в природе вам известны? Сейчас я, буду вам о них рассказывать, а вы будете отвечать, так ли вы себя ведете в природе.
- Ветки не ломаете, деревья не калечите, не травинку, ни лист зря не рвете
- В лесу, парке играете: листьями бросаетесь, венки плетете, букеты рвете. Говорите: “Подумаешь, много зелени – еще вырастет!”
- На природе вы шумите, кричите, аукаете и, главное, вы никому не мешаете.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, мокрую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
- А может быть, вы, говорите, что звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.

Педагог: Молодцы ребята, за вас я спокойна. Я вижу, что вы любите природу и будете ее беречь.
Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево».
Педагог демонстрирует модель, объясняет, что на бумаге изображено сухое (несчастное) дерево, спрашивает: можно ли ему помочь? Педагог говорит, что можно: она принесла волшебные листочки; каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Педагог раздает детям по одному зеленому листочку, предлагает подумать, как можно помочь дереву. Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить и т. д. Педагог берет листочек ребенка, пишет на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляет листочек к дереву (с помощью клея и пластилина). Когда все дети внесут свои предложения, педагог обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят – сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым.
Педагог: «Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем проявлять доброту, заботиться о них, и порадуют нас красотой и здоровьем».
Педагог демонстрирует стенд «Панорама добрых дел», спрашивает: что же хорошего для растений и животных дети могут сделать в Доме Детского творчества и дома? Выслушивает ответы.
(«Хорошее отношение к растениям и животным дома», «Интересные наблюдения в природе» «Зеленая елочка – живая иголочка»: «Кормушки птицам»
Игра. Раньше рифма помогала, а теперь кошмарной стала.
Ты, дружок не торопись, на крючок не попадись
1.В лес берем мы пять лукошек,
Чтоб собрать побольше (не кошек, а грибов)
2.Летит в снос летящий пух,
Весь июнь цветет (не лопух, а тополь)
3.Убедила нас всех Маша,
Раньше всех цветет (не ромашка, а подснежник)
4.На краю цветет обрыва,
В колких иглах, шишках(не ива, а сосна)
5.Крона от ягод вся уж красна,
Очень уж красною стала (не сосна, а рябина)
6.Вот прошумели майские грозы,
В пене лиловой куст нашей (не розы, а сирени)
7.В Новый год она красива,
Вся в огнях, игрушках (не ива, елка)
8. Красные шляпки, белые точки,
Детки не рвите эти (Не цветочки, а мухоморы)
9.Пишут в каждой детской книжке,
Что растут на дубе(не шишки, а желуди)
10.Как горящий уголек,
Ярко красный(не василек, а мак)
11.Снег еще не стаял, по ночам морозы,
Но уже на проталинах, расцветают (не розы, а подснежники)
12Хоть трещат зимой морозы,
Зеленеют в парке (не розы, а ели, сосны)

Педагог: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, о загрязнении воды, воздуха, о добрых делах, провели опыт).
На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам молодцы и спасибо. До свидания, мои юные друзья!