Презентация на тему Основные черты творчества В.Я.Брюсова
Основные черты творчества В.Я.Брюсова
«Рыцарь литературы» - так назвал Валерия Яковлевича Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий. Брюсов занимает одно из ведущих мест в истории русского символизма. Русский писатель, поэт-символист, переводчик. Он пользовался большим авторитетом среди поэтов, имел репутацию безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди символистов, и среди акмеистов, и среди футуристов.
Основные черты творчестваВ стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие (любовь, призывы к созидательному труду, к борьбе) и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство соблазнительно и т.д.).Лирический герой его поэзии – то отважный боец, - то отчаявшийся человек, стремящийся к смерти.Настроения подчас противоречивы и без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии поэт то стремится к новаторству, то уходит к традиционным классическим формам. Брюсов активно использовал неточные рифмы, «вольный стих», чередовал строки разного размера.
Антоний Марк- один из триумвиров, разделивших после гибели Цезаря управление Римской империей. Влюблённый в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, забросив государственные дела и интересы. В решающей морской битве, в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со своими кораблями, и бросил на произвол судьбы своё сухопутное войско.
АНТОНИЙКогда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй,— Венец и пурпур триумвира Ты променял на поцелуй.Когда одна черта делилаВ веках величье и позор,—Ты повернул свое кормило,Чтоб раз взглянуть в желанный взор.Как нимб, Любовь, твое сиянье Над всеми, кто погиб, любя! Блажен, кто ведал посмеянье, И стыд, и гибель— за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть, И в час, когда не кончен бой, Как беглецу, корабль свой кинуть Вслед за египетской кормой!Ты на закатном небосклоне Былых, торжественных времен, Как исполин стоишь, Антоний, Как яркий, незабвенный сон.Боролись за народ трибуны И императоры — за власть, Но ты, прекрасный, вечно юный, Один алтарь поставил — страсть!Победный лавр, и скиптр вселенной, И ратей пролитую кровь Ты бросил на весы, надменный,— И перевесила любовь!
Что ищет и находит поэт в исторических фактах, явлениях привлёкших его внимание?Что в поведении и судьбе Антония вызывает восхищение поэта?Проанализируйте композицию стихотворения. Как она способствует реализации основного его смысла – утверждению страсти как непреодолимой силы?Обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам важны поэту как источники аналогии с современностью. Образы великих и легендарных полководцев, властелинов, художников и поэтов часто играют роль аллегорий: на материале разных исторических эпох Брюсов рассматривал проблемы страсти и долга, гения и посредственности, сильной личности и толпы.
Высочайшей виртуозности достигает Брюсов в своих сонетах. В стихе для него не было технических трудностей, которых он не смог бы преодолеть. Прочитайте один из его сонетов. В чём загадка и уникальность этого текста? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки? Может быть, вам удастся найти три сонета?
Отточенный булат - луч рдяного заката!Твоя игрушка, Рок, прозрачный серп луны!Но иногда в клинок из серебра и златаСудьба вливает яд: пленительный сны!Чудесен женский взгляд в час грез и аромата,Когда покой глубок. Чудесен сон весны!Но он порой жесток - и мы им пленены:За ним таится ад - навеки, без возврата.Прекрасен нежный зов под ропот нежных струй,Есть в сочетаньи слов как будто поцелуй,Залог предвечных сил влечет творить поэта!Но и певучий стих твой раб всегдашний, Страсть,Порой в словах своих певец находит власть:Скрывает тайный смысл в полустихах сонета.
Луч рдяного заката!Прозрачный серп луны!Из серебра и златапленительный сны!В час грез и аромата,Чудесен сон весны!И мы им пленены:навеки, без возврата.Под ропот нежных струй,Как будто поцелуй,влечет творить поэта!твой раб всегдашний, Страсть,певец находит власть:в полустихах сонета.Отточенный булатТвоя игрушка, Рок, Но иногда в клинокСудьба вливает яд:Чудесен женский взглядКогда покой глубокНо он порой жестокЗа ним таится ад Прекрасен нежный зовЕсть в сочетаньи слов Залог предвечных сил .Но и певучий стих Порой в словах своихСкрывает тайный смысл
Отточенный булат - луч рдяного заката!Твоя игрушка, Рок, прозрачный серп луны!Но иногда в клинок из серебра и златаСудьба вливает яд: пленительный сны!Чудесен женский взгляд в час грез и аромата,Когда покой глубок. Чудесен сон весны!Но он порой жесток - и мы им пленены:За ним таится ад - навеки, без возврата.Прекрасен нежный зов под ропот нежных струй,Есть в сочетаньи слов как будто поцелуй,Залог предвечных сил влечет творить поэта!Но и певучий стих твой раб всегдашний, Страсть,Порой в словах своих певец находит власть:Скрывает тайный смысл в полустихах сонета.
«Сумерки»Горят электричеством луныНа выгнутых длинных стеблях;Звенят телеграфные струныВ незримых и нежных руках;Круги циферблатов янтарныхВолшебно зажглись над толпой,И жаждущих плит тротуарныхКоснулся прохладный покой.Под сетью пленительно-зыбкойПритих отуманенный сквер,И вечер целует с улыбкойВ глаза - проходящих гетер.Как тихие звуки клавира -Далекие ропоты дня...О сумерки! Милостью мираОпять осените меня!
В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план?Найдите эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?Брюсов – один из первых в русской литературе поэтов-урбанистов. В отличие от других символистов, он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно в городе он часто переживал эмоциональный подъём.
Домашнее задание:Литературные визитки К.Бальмонта, А.Белого, И.АнненскогоСтихи наизусть