Логопедический досуг для дошкольников

Игра «КВН» - как способ преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста,
посвященная 110-летию Агнии Львовны Барто.
Приходько Ирина Викторовна
учитель-логопед
высшей категории
г. Москва

Игра является важнейшим условием успешного воспитания развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин, который в одной из своих работ писал: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Работая с дошкольниками, занимаясь коррекцией и развитием речи, логопед не может не воспользоваться множеством разнообразных игр.
При планировании каждого занятия, каждый логопед помнит:
- что игра, это ведущая деятельность дошкольника;
- что, прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей;
- что игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний получаемых детьми на занятиях;
- что игра повышает интерес ребенка к занятию, способствует лучшему усвоению материала занятий.
Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования диалогической и монологической речью, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.
Учитывая все вышесказанное, используя различные игры, была подготовлена большая игра: «КВН», которую планировалось провести как итоговую по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе, на одном из этапов работы. Эту игру мы с детьми готовили к показу перед родительским собранием.
Наш «КВН» состоит исключительно из игровых моментов, начиная с подготовки. Мы, вместе с детьми долго придумывали названия команд, затем к названиям мы придумывали и рисовали эмблемы каждому участнику КВН. Дети сами рисовали, все вместе обсуждали рисунки и выбирали лучшие. Здесь уже прослеживается методика проведения игры:
- игра не должна быть слишком простой, или слишком трудной. Она должна принести детям пользу и радость;
- в начале игры необходимо создать игровое настроение;
- игра должна быть занимательной, нужно создать условия для умственной активности всех детей;
- в каждую следующую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли применить его при решении задач другого содержания, более сложного.
Далее при составлении плана игры «КВН», придумывая задания для каждого этапа игры, необходимо руководствоваться основным дидактическим принципом: от простого - к сложному. Каждое задание практически должно вытекать из предыдущего.
Музыкальный конкурс (Хоровые игры и игры с пением) имеет коррекционную цель, как отмечалось выше он способствует выразительности речи и формированию общей моторики, что, как правило нарушено у детей с ОНР.
Подготовка к КВНу очень увлекла детей, а сама игра прошла, как праздник.
Игра «КВН» может быть наполнена различным содержанием. Эту игру можно использовать на различных этапах логопедической работы, по преодолению любого вида речевого недоразвития.

Логопедический досуг.
( по обучению грамоте детей с ОНР ).

КВН.(клуб веселых и находчивых).

Цель: закрепление навыков чтения слов и предложений с буквами, анализ и синтез слов типа: СГС СГ;СГ СГС; работа над интонационной выразительностью речи; развитие артистичности, уверенности в себе; коррекция общей моторной неловкости. Углублять и расширять знания детей о творчестве А.Л. Барто. Закреплять знания детей об особенностях литературного жанра – стихотворение. Развивать память, умение излагать мысль последовательно, обогащая речь определениями, наречиями, глаголами, синонимами. Воспитывать интерес к произведениям А.Л. Барто, формировать нравственные качества личности .


Оборудование: буквы, схемы слов, таблицы, разрезная азбука.

Каждый конкурс оценивает жюри - выставляет оценку по 5-ти бальной системе. В итоге подсчитывается общее количество баллов и отмечается команда- победитель.



Ход занятия.

1. Приветствие.(двух команд)..Всем, всем, всем! Начинаем КВН.

Команда «Знайки»:

Мы пришли на этот праздник
Чтобы не лениться
На вопросы отвечать, петь и веселиться.
Мы соперникам своим
«Грамотеям» говорим:
С вами мы сразимся
И так просто не сдадимся.

Команда «Грамотеи»

А мы команде «Знайки»
Шлем пламенный привет
И от души желаем
Знать правильный ответ.(все).


2. Разминка. Состоит из 4-х конкурсов.

Л-д: - Я задам сейчас вопросы. Отвечать на них не просто.
(отвечает тот, кто первый поднимает флажок)

1-ый конкурс.

Задачи.

Игрушка, которой оторвали лапу? (Мишка)
Игрушка, которая промокла под дождем?(Зайка)
Игрушка, которую опрокинул кот? (Машина)
Игрушка, на которой можно поехать в гости?(Лошадка)
Игрушка, которая не тонет?( Мяч)
Игрушка, которая идет ,качается? (Бычок)

2-ой конкурс.
( Задание на слуховое внимание.)

Л-д: - Я прочитаю стих-ие «Помощница», а потом скажу задание

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

-Какие дела были у Танюши? Какие слова действия встретились в стихотворении?
3-ий конкурс.
( Игры с буквами.)

Кто быстрее и правильно выполнит задание.

1.Выложи слова:

каша-шуба Маша-Даша


4-ый конкурс.
Конкурс чтецов.

Чтение стихов. (каждая команда по очереди читает стихи логопеда, а жюри в итоге выставляет итоговый балл за выразительность и произношение).

Барабан
Левой, правой! Левой, правой! На парад Идёт отряд.
На парад Идёт отряд. Барабанщик Очень рад:
Барабанит, Барабанит Полтора часа Подряд!
Левой, правой! Левой, правой! Барабан Уже дырявый!
Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
- У нас одни пятерки!
 Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!



5. Домашнее задание.

Определите, к какому стихотворению нарисованы эти иллюстрации, по возможности прочитайте отрывки из этих стихотворений. Не забывайте про правила игры. Командам демонстрируются иллюстрации к произведениям.
1
2
3

4
5




6

7


8

9



1 – Кораблик; 2 – Помощница; 3 – Лошадка; 4 – Резиновая Зина; 5 – Козленок; 6 – Дело было в январе; 7 – Любочка; 8 – Веревочка; 9 – Мишка.

6. Музыкальный конкурс.

« Знайки» - песня «Улыбка», игра « Кто пасется на лугу»
«Грамотеи» - песня «Кузнечик», игра « Чучело»

7. Конкурс капитанов.

1).Сколько слогов в слове: (дети поднимают карточки с цифрами от 1до 5.)

бы-чок у-ши На-та-ша зай-ка у-тя-та
слон че-ре-па-ха Та-ня миш-ка

2). Сколько звуков в слове? (то же самое)

сом кит Маша шуба кошка пушка

3). Схема слов. Кто быстрее?

канат кошка
шум душ
мышка батон

4).Как называется стихотворение ?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Кто изображен на фотографии?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

5)Выложить слова из заданных букв. ( на каждом столе лежит заготовленный набор букв, из которых дети должны выложить
слова типа: Агния Барто ,стихи, зайка,.

8. Итог. Общий танец.( из репертуара группы).
Мы думали и веселились
и даже спорили порой,
но очень подружились
за нашею игрой.
Игра игрой сменяется.
Кончается игра!
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
( желательно, чтобы у жюри к концу КВНа было одинаковое количество баллов на каждую команду) Составила: учитель-логопед
Приходько Ирина Викторовна. 2016г.









13PAGE 15


13PAGE 14915