Открытый урок в 5 классе По волнам знаний (Древняя Греция) 
По волнам знаний (повторительно - обобщающий урок по теме “Древняя Греция”, 5 класс).
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- научить детей принимать полученные знания в практике работы с картой, исторической картиной, понятиями, деталями;
-способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся, умению работать в группе.
     Оборудование:  карта “Древняя Греция”;  картины “Афинский акрополь” и “Народное собрание в Афинах”; аппликация ”Корабль- парусник”;  конверты с заданиями.
Для проведения урока созданы две команды.
Ход урока
   Учитель. Сегодня я приглашаю вас в путешествие на корабле- паруснике в Древнюю Грецию. Вы видите, что корабль этот необычный, и поплывем мы по волнам знаний. Чтобы ветер поднял паруса знаний, мы должны будем выполнить задания, которые на них записаны. Кораблик маленький, и в Древнюю Грецию первой попадает команда- победительница. 
Конкурс I. “Визитная карточка”
Учащихся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв. 
     1-я команда                                                        
А Ф И Н Я Н Е
  
2-я команда
С П А Р Т А Н Ц Ы
Конкурс II. “Кто лучше знает?”
(проверка умения работать с картой)
Учитель.  Этот конкурс связан со знаниями исторической карты.
Вопросы командам: 
- Покажите на карте и определите словами местоположении колоний Массилия, Сиракузы, Пантикапей. Херсонес.
Конкурс III. “О ком и о чем сказано?”
(проверка знаний исторических фактов)
Кому принадлежат следующие слова?
      Мать, черная земля многострадальная, 
      С которой сбросил я позорные столбы,
      Рабыня раньше, а теперь свободная.
- Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?
- В каком году Солоном были проведены преобразования?
(594г, до н.э.)
2.  О каком событии идет речь?
О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: 
Верны законам своим, мы здесь костьми полегли. 
                                                             (Фермопильский проход.)
- Каковы итоги этого сражения?
3. Кто возглавил Спартанское войско?
                                                             (Царь Леонид.) 
                              
                   Конкурс  IV. "Проверь себя"
(объяснение смысла понятий и "крылатых" выражений)
Задание командам:
1. Полис, метек, акрополь, агора;
-троянский конь;
-ахиллесова пята;
-нить Ариадны.
2.Демократия, архонт, илот, ареопаг;
-лаконичная речь;
-гордиев узел;
-марафонский бег.
                       Физкультминутка.
                       Конкурс V. "Прояви творчество"
                              (работа с картиной)
Задания командам:
1. Перед вами картина "Афинский акрополь". Представьте себе, что вы - экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию. 
2. Перед вами картина "Народное собрание в Афинах". Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Афин? "Оживите" картину. 
             Конкурс VI .   "Выбери и впиши правильный ответ"
                         (тесты)
Задания командам:1. В Греции:
а) много ровной земли, пригодной для пашни, есть крупные реки;б) много плодородной земли и пастбищ;
в) поверхность земли гористая, крупных рек нет, дожди выпадают регулярно. 
2. "Четвертый лишний". Из четырех слов три связаны между собой по смыслу. Четвертое- лишнее - зачеркните и объясните свой выбор : Зевс, Посейдон, Аид, Ахиллес. 
Лишнее   ______, потому что ______.
1. Священными для греческого крестьянина были три растения: 
а) ячмень, финиковая пальма, инжир;б) крапива, береза, ель;в) оливковое дерево, пшеничный колос, виноградная лоза. 
2. "Четвертый лишний".
Эсхил, Софокл, Аристофан, Солон.
       Конкурс модельеров VII. Учитель заранее выбирает группу пятиклассников, склонных к моделированию верхней одежды. По иллюстрациям в учебнике и  дополнительной литературе эта группа готовит в натуральную величину или на куклах модели верхней одежды, которую носили жители Древней Греции,  с коротким рассказом-объяснением модели – что она из себя представляет, кто ее носил и т.д.
               Конкурс VIII. "Заморочки из бочки" 
Желающие достают бочонок с номером. Под каждым номером - вопрос (бочонки из игры "Лото").
1. Что представляла собой агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?
2. Что такое акрополь? Что вы знаете об афинском акрополе?3. Кто создал статую Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне? Что вы знаете об этом скульпторе? 
4. Как греки представляли себе всестороннее развитие человека? Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни?5. Какие вы знаете семь чудес света? Расскажите об одном из них. 
6. Что вы знаете об Александре Македонском? Что вас привлекает в нем? Что не нравится? 
7.  Назовите древнегреческие сосуды. Для чего их использовали?      Учитель. Паруса нашего корабля подняты благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команда ... может отправляться в путешествие. И я желаю вам, как говорили древние греки: "Доброго пути и свежей воды!".
    Домашнее задание: ввиду повторительно-обобщающего характера урока не задается.