Технологическая карта Завоевание турками-османами Балканского полуострова 6 класс


Технологическая карта «Завоевание турками-османами Балканского полуострова» 6 класс
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о причинах падения Византии; охарактеризовать Османскую империю, познакомить с понятиями турки-османы, султан, янычары
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: характеризуют положение Сербии и Болгарии в раннее Средневековье, имеют представление о балканских странах перед завоеванием их турками-османами, аргументируют своё отношение к исторической личности (Милошу Обиличу), знают даты важнейших исторических событий, показывают на карте направления наступления турок-османов на Балканах, знают последствия завоеваний турками Балканского полуострова.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют учебный материал, устанавливая в нём причинно-следственные связи, составляют конспект, осознанно и произвольно строят речевые высказывание в письменной форме, работают с информацией разного вида, делают выводы.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, выделяют и сохраняют учебные задачи, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: адекватно используют речь для регуляции своего действия, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, стараются координировать различные точки зрения при совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карта «Османская империя в Средние века»
Организационная структура урока Планируемые результаты Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Предметные Формируемые умения (УУД) Формы контроля
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Фронтальная Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. II. Проверка домашнего задания Беседа по пройденному материалу - Докажите, что Чехия к середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъём.
- Какие трудности испытывало население Чехии?
- Как Ян Гус критиковал католическую церковь и что предлагал в ней изменить?
- Что такое гуситское движение и каковы причины его побед? Приводят аргументированные ответы на вопросы Фронтальная Описывают исторические события, происходившие в Чехии в XIV-начале XV вв. Коммуникативные:адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Устный опрос
III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Формулируют учебные задачи Фронтальная Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. IV. Актуализация знаний Беседа по вопросам - Когда и где образовалось первое Болгарское царство?
- При каком правителе оно достигло расцвета?
- Каковы были отношения Сербии и Болгарии в раннее Средневековье?
- Какие последствия для Византии имели крестовые походы? Отвечают на вопросы Фронтальная Характеризуют положение Сербии и Болгарии в раннее Средневековье Познавательные:
Устанавливают причинно-следственные связи в историческом материале Ответы на вопросы
V. Изучение нового материала Рассказ учителя Рассказывает о балканских странах перед завоеванием их турками (см. Приложение 1).
Помогает учащимся прийти к выводу: государства Балканского полуострова в XIV веке были ослаблены внутренними междоусобицами.
- Одновременно с этими процессами в Малой Азии образовалось новое сильное государство – Османская империя. Она возникла на территории распавшегося государства турок-сельджуков. Своё название новая империя в честь своего основателя – Осман-бея. Слушают учителя, составляют конспект Фронтальная Имеют представление о балканских странах перед завоеванием их турками-османами. Познавательные:
составляют конспект, структурируют учебный материал.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Конспект
Работа с учебником (п. 3, с. 209-210) Предлагает прочитать о том, каким образом произошло завоевание Сербии, и выполнить следующие задания:
- Приведите факты, доказывающие, что сербы героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. (Милош Обилич, идя на верную смерть, пробрался в турецкий лагерь, выдав себя за перебежчика. Когда его привели к султану, он поразил его кинжалом. Сербию туркам-османам удалось подчинить только через 70 лет, после победы на Косовом поле).
- Как можно оценить действия Милоша Обилича с моральной точки зрения? Аргументируйте свой ответ. (Может прозвучать две точки зрения: 1) Действия Милоша Обилича оправданы. Он защищал свою .родину от врага, завоевателя и пожертвовал своей жизнью, чтобы нанести неприятелю наибольший урон.
2) Милош Обилич действовал как убийца, напав на безоружного. Он не проявил чудеса храбрости в открытом столкновении, в бою, а предпочёл обманом уничтожить своего врага.)
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы Работа в парах Дают оценку действиям Милоша Обилича с моральной точки зрения, аргументируют свои позиции Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.
Личностные:
Осознают ответственность за общее дело, ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Конспект
Рассказ учителя Рассказывает о битве на Косовом поле, падении Византии Слушают учителя, делают записи в тетрадях Индивидуальная Знают даты важнейших событий (битва на Косовом поле, падение Византии) Познавательные:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме Конспект
Работа с исторической картой «Османская империя в XIV-XV вв.» с. 211. Формулирует задания:
- Покажите на карте владения турок-османов в середине XIV века.
- Покажите территории, завоёванные турками-османами к середине XVв. Насколько выросли владения турок за сто лет – с середины XIV до середины XV вв.?
- Когда и с каким результатом происходили сражения, отмеченные на карте? Изучают карту, формулируют ответы Работа в группах Показывают на карте направления наступлений турок-османов на Балканах Познавательные:
работают с информацией разного вида.
Коммуникативные:
Договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Работа с картой, устные ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Проблемное задание - Объясняя причины поражений сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куём им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте. Формулируют ответы, аргументируют свою точку зрения Индивидуальная Знают последствия завоеваний турками Балканского полуострова Познавательные:
Рассуждают и делают выводы.
Регулятивные:
Проявляют способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Дискуссия
VI. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа - Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Каким образом вы их преодолели?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Изменилось ли ваше настроение?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Личностные:
Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешноси учебной деятельности. Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, параграф 25; записи в тетрадях Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В 1018 году Болгария была завоёвана Византией. После долгих лет упорной борьбы страна сумела вернуть себе независимость и стала самым большим государством на Балканах. Однако её триумф был недолог. К XIV веку Болгарию стали раздирать внутренние междоусобные конфликты, что в конечном итоге привело к тому, что она распалась на три независимых княжества.
Сербия в первой половине XIV века достигла своего расцвета (её территория расширилась вплоть до Эгейского моря), однако уже во второй половине века она переживает период феодальной раздробленности и распадается на множество мелких княжеств, враждующих друг с другом.
Византия после изгнания крестоносцев находилась в тяжёлом кризисе: социально-экономическое положение было удручающем, казна пуста. Ситуация усугублялась разгоревшейся борьбой за власть внутри императорской семьи.