Разработка урока по истории Средних веков 6 кл по теме Завоевание-турок-османами Балканского п-ва
Технологическая карта «Завоевание турками-османами Балканского полуострова» 6 класс
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
II. Проверка домашнего задания Беседа по пройденному материалу Игра «Человек- загадка» Слайд 1
Слайд 2
Он национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Он был патриотом, горячо любил свою Родину, свой народ. Обращаясь к народу он говорил, что «чехи должны быть во главе, а не в хвосте, первыми в должностях, как французы во Франции и немцы в своих землях. В 1415 году он был сожжен на костре.
Слайд 3
2.Вскоре он был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать народной армией. Его глазами были его помощники; они сообщали ему о расположении и движении войск. Прекрасно зная все равнины и холмы своей страны, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. «Страшным слепцом» называли его враги и боялись одного его имени.
. Слайд 3 Вставьте пропущенные слова
3.На доске
1.Табориты не имели _____________ вооружения.
2. С большим успехом табориты впервые стали применять полевые _____________, которые перевозили на повозках.
3. Главным организатором и руководителем гуситских войск был рыцарь, опытный воин ______________.
4. Разуверившись в успехе император вступил в переговоры с __________.
5. Гуситская война закончилась ____________
На доске
4.Словарная работа
Паны, патриот, инквизиция, церковный собор
Фронтальный опрос
Докажите, что Чехия к середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъём.
- Какие трудности испытывало население Чехии?
- Как Ян Гус критиковал католическую церковь и что предлагал в ней изменить?
- Что такое гуситское движение и каковы причины его побед?
Чем закончилось гуситское движение? Итоги?
(1.Города добились управления. 2. Утвердилась «гуситская» церковь.3 Католическая церковь потеряла часть владений.
4. Крестьяне перестали платить десятину. 5. Большинство населения стало чешским..6. Идеи Яна Гуса способствовали подъему народа против феодального гнета)III. Постановка учебных задач Беседа Слайд 5 и Слайд 6
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Формулируют учебные задачи
IV. Актуализация знаний Беседа по вопросам Сообщает тему и зачитывает эпиргаф-легенду .Легенда гласит
«В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии
400 кибиток с племенами турок- османов.
Прошли века и потомки Османа штурмом взяли
Константинополь, покорили десятки стран на трех
материках и стали реальной угрозой христианской Европе.»
-Как эта легенда связана с темой урока?
(В легенде говорится о покорении Константинополя, т.е о завоевании турками –османами Балканского пол-ва)
Записать тему урока в тетради
Слайд 6 цели урока
Слайд 7 План урока записать план урока в тетради
Отвечают на вопросы
V. Изучение нового материала Рассказ учителя Рассказывает о балканских странах перед завоеванием их турками . В конце 12 века болгары востали и добились освобождения от власти Византии. 1.Болгарское царство стало самым большим по территории гос-ом наБалканском пол-ве.Но страну ослабляли междоусобные войны. Со всех сторон ее теснили враждебные гос-ва. В сер 14 века ослабевшее Болгарское царство распалось на 3 независимых княжества. Слайд 8
Помогает учащимся прийти к выводу: государства Балканского полуострова в XIV веке были ослаблены внутренними междоусобицами.
Слайд 9
-2. Одновременно с этими процессами в Малой Азии образовалось новое сильное государство – Османская империя. Она возникла на территории распавшегося государства турок-сельджуков. Своё название новая империя получила в честь своего основателя Осман бея
Слайд 10
3.Объясняя причины поражения сербов. Современный историк писал. Что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с эти мнение?
Ребята, подумайте. Какие версии успеха турок османов вы можете предположить?( Ответы детей) рассуждают
Гос-ва Балканского п-ва были ослаблены междоусобной войной.
У турок османов была хорошо оснащенная и обученная армия.
Пассивность местных народов не сумевших защитить свои страны. Слайд 11
Работа с учебником и допол.матер .Откройте учебник на с.208
Работая с текстом пункта 1 пар25 и дополнит. Матер..Проверьте достоверность версии о слабости стран, располагавшихся на Балканском по-ве.( из учебника в 14 веке гос-ва балканского п-ва были ослаблены междоусобными войнами и взаимной борьбой)
Слайд 13
1.они неосознали опасность, которая им угрожает, враждовали между собой, не было единства
Слайд 14
2.Он был уверен в слабости и малочисленности войск византийского императора, считал , что Сербия и Болгария не придут на помощь
Слайд 15 Заполнить схему опираясь на п1 на с.208 втетради Слайд 16
. Вывод :13-14 века - Болгария и Сербия - период феодальной раздробленности, а Византия – утратила могущество, но не переставала вести войны со своими соседями .Все государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и взаимной враждой.
Слайд 17 (вывод)
Слайд 18 И так. У нас 3 версии успеха турок османов.
Чтобы подтвердить или опровергнуть 2-ю версию обратимся к дополнительному материалу. ( на столах) Ознакомиться с доп.мат.
Беседа- 1. как называлась армия турок османов? (Янычары- профессиональное войско)
2.какие новые военные технологии применяли турки османы? ( порох и артиллерию, различные приемы и техники боя, арбалеты, мечи, сабли, кинжалы, боевые топоры, а с17 века –пистолеты.
3. какие новые слова вам встретились в тексте? ( янычары. Сипахии- конное войско. Башибузуки- сборище. Тех кто хотел поживиться разбоем.
Слайд 24. И так у нас 3 версии. И т.дСлайд 25 Проверим 3 версию- а для этого выполните задание.
Слушают учителя, составляют конспект
Работа с учебником (п. 3, с. 209-210) Предлагает прочитать о том, каким образом произошло завоевание Сербии, и выполнить следующие задания:
- Приведите факты, доказывающие, что сербы героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. (Милош Обилич, идя на верную смерть, пробрался в турецкий лагерь, выдав себя за перебежчика. Когда его привели к султану, он поразил его кинжалом. Сербию туркам-османам удалось подчинить только через 70 лет, после победы на Косовом поле).- Как можно оценить действия Милоша Обилича с моральной точки зрения? Аргументируйте свой ответ. (Может прозвучать две точки зрения: 1) Действия Милоша Обилича оправданы. Он защищал свою .родину от врага, завоевателя и пожертвовал своей жизнью, чтобы нанести неприятелю наибольший урон.
2) Милош Обилич действовал как убийца, напав на безоружного. Он не проявил чудеса храбрости в открытом столкновении, в бою, а предпочёл обманом уничтожить своего врага.)Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
Рассказ учителя Рассказывает о битве на Косовом поле, падении Византии Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Работа с исторической картой «Османская империя в XIV-XV вв.» с. 211. Формулирует задания:
Атлас .контурная карта с.19 задание 3, 4
и текстом п. 4 § 25, исследуйте и проанализируйте причины гибели Византии.
Слайды 26- 31
Изучают карту, формулируют ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Проблемное задание Слайд 32
- Объясняя причины поражений сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куём им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
Формулируют ответы, аргументируют свою точку зрения
VI. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа - Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Каким образом вы их преодолели?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Изменилось ли ваше настроение?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке
Домашнее задание Учебник, параграф 25; записи в тетрадях Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В 1018 году Болгария была завоёвана Византией. После долгих лет упорной борьбы страна сумела вернуть себе независимость и стала самым большим государством на Балканах. Однако её триумф был недолог. К XIV веку Болгарию стали раздирать внутренние междоусобные конфликты, что в конечном итоге привело к тому, что она распалась на три независимых княжества.
Сербия в первой половине XIV века достигла своего расцвета (её территория расширилась вплоть до Эгейского моря), однако уже во второй половине века она переживает период феодальной раздробленности и распадается на множество мелких княжеств, враждующих друг с другом.
Византия после изгнания крестоносцев находилась в тяжёлом кризисе: социально-экономическое положение было удручающем, казна пуста. Ситуация усугублялась разгоревшейся борьбой за власть внутри императорской семьи.