Реферат по теме Спортивные сооружения
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Спортивные сооружения»
По теме:
«Особенности эксплуатации спортивных сооружений, предназначенных для инвалидов»
Исполнитель:
Пинжина Оксана Ивановна
Москва 2017 год
Содержание.
Введение………………………………………………………………. Стр.3
Проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению доступности для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей спортивных мероприятий с учётом потребностей инвалидов»……………………………………………. Стр.5
История создания спортивных сооружений для инвалидов………. Стр.7
Направления, касающиеся спортивной жизни инвалидов………… Стр.8
Спортивные сооружения……………………………………………... Стр.8
Особенности эксплуатации спортивных сооружений……………... Стр.11
Значение спортивных сооружений, предназначенных для инвалидов……………………………………………………………. Стр.12
Заключение…………………………………………………………… Стр.13
Список литературы…………………………………………………… Стр.14
Введение.
Укрепление материально-технической базы, основу которой составляют спортивные (физкультурно-спортивные) сооружения является одним из важных факторов, определяющих современное развитие физической культуры и спорта. В настоящее время в государственной политике в области спорта, здравоохранения, образования на первый план выходят мероприятия, способствующие всестороннему развитию личности людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
До последнего времени занятиям физической культурой и спортом людей с физическими недостатками не уделялось должного внимания.Гуманизация, выдвигая на первый план включение инвалидов в многообразную жизнь общества, требует создания для всех людей, независимо от их физического состояния, возможностей для реализации жизненных потребностей. Значительная часть трудностей на этом пути заключается в организации пространственной среды.Необходимость учета потребностей инвалидов в архитектурном проектировании впервые была закреплена в нормативном документе ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения».
Занятия физкультурой и спортом развивают двигательную активность - существенный фактор реабилитации людей с физическими недостатками. Особенно важна достигаемая при этом психологическая реабилитация, помогающая поверить в собственные силы, ощутить себя полноценным членом общества. Каждое здание или сооружение, посещаемое и здоровыми, и инвалидами, должно быть спроектировано так, чтобы инвалид не ощущал своего физического недостатка, мог свободно передвигаться и реализовать стремление к двигательной активности. С учетом этого были разработаны архитектурно-планировочные, конструктивные и технические требования к зданиям и сооружениям для инвалидов. В основу их проектирования было положено изучение потребностей инвалидов, начинающееся с выявления категорий людей с физическими недостатками по признаку особенностей физического поражения.
Три категории инвалидов требуют наиболее существенных архитектурно-технических мероприятий:- люди с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА);- с дефектами зрения, полностью или частично слепые (ДЗ);- с дефектами слуха (ДС). Остальные инвалиды могут пользоваться сооружениями, где все предусмотрено для трех основных категорий, а также большинством сооружений для здоровых людей. Опыт проектирования и строительства дает примеры физкультурно-спортивных сооружений, предназначенных исключительно для инвалидов, но и они, как правило, носят лечебно-реабилитационный характер. Главенствующая же тенденция - создание условий, при которых инвалиды могли бы использовать любое спортивное или досуговое сооружение наравне со здоровыми. Инвалид должен ощущать себя полноценным и равноправным членом общества. Не только свобода передвижения и выбора видов двигательной активности, но и возможность не ограничиваться обществом инвалидов существенны в психологической реабилитации. Вместе с тем отношение здоровых людей к инвалидам, как ко всем остальным людям, может быть достигнуто только в процессе непосредственного и постоянного контакта с ними. Тенденция ценности человеческого общения настолько сильна, что сооружения, предназначавшиеся только для инвалидов, в процессе эксплуатации начинают использоваться и здоровыми людьми, а не рассчитанные на людей с физическими недостатками реконструируются и дополняются специальным оборудованием, необходимым инвалидам. Те, кто проектирует или эксплуатирует спортивные сооружения, должны хорошо представлять себе трудности, с которыми сталкивается инвалид при передвижении и в процессе занятий, знать, какие строительные, технические и технологические «барьеры» встают перед ним. Чтобы не возникало этих барьеров, необходимо решить две группы задач:- общестроительные задачи доступности для инвалидов зданий, сооружений и отдельных помещений независимо от их назначения, возможности пользования всеми видами услуг (например, санузлами или гардеробами);- специальные задачи, связанные с особенностями функционирования сооружений каждого типа, со спецификой организации мест занятий, методикой работы с инвалидами. Общестроительные требования базируются в первую очередь на антропометрических особенностях людей с различными видами инвалидности. Специальные требования исходят из методической и спортивно-технологической организации занятий с инвалидами.
Цель данного реферата – получение знаний о понятии спортивные сооружения, истории создания спортивных сооружений для инвалидов, правильной эксплуатации и значение для людей с ограниченными возможностями в развитии.
Проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению доступности для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей спортивных мероприятий с учетом потребностей инвалидов».
В ведомстве Виталия Мутко подготовили проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению доступности для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей спортивных мероприятий с учетом потребностей инвалидов». Документ на 174 страницах, разработанный в соответствии с постановлением правительства РФ № 297 от 15 апреля 2014 года, включает в себя описание комплекса мер по формированию безбарьерной среды на спортивных объектах. Для создания условий для инвалидов российское министерство обратилось к опыту Олимпиад в Ванкувере и Пекине, а также к практике крупнейших арен мира, таких как стадион «Уэмбли».
Среди прочего документ в первой своей части содержит рекомендации по созданию условий для инвалидов-зрителей. Там можно прочитать, как необходимо оборудовать парковки, зоны посадки и высадки из транспорта, велосипедные парковки, пешеходные пути движения, как обустроить в спортивном сооружении зону для собак-проводников, а также зоны обслуживания и многое другое.
Так, пешеходные пути предлагается снабдить информационными, в том числе звуковыми и тактильными, указателями и зонами отдыха через каждые 50 м. Для колясочников в зонах турникетов рекомендуется оборудовать пропускные калитки. Не обойдены вниманием даже требования к ковровому покрытию и стойке администратора. Минспорта не советует использовать коврики из кокосового волокна и схожих материалов, которые могут создать помехи для людей в колясках. Более того, вся зона арены или стадиона должна быть оборудована специальными перилами и обозначениями для безопасности инвалидов.
Вторая часть приказа касается инвалидов-спортсменов. В ней расписано, какими должны быть раздевальные, саниторно-бытовые помещения, бассейны, ледовые арены.
Рекомендации предусматривают установку специальных подъемников в бассейнах, краны в душах должны быть рассчитаны на людей с нарушенной моторикой, мебель — удобна для человека с ограниченными возможностями. Рекомендации определили даже высоту унитазов в туалетных комнатах.
Третья часть приказа касается информационного обеспечения спортивных мероприятий, а также механизмов подачи информации для людей с ограниченными возможностями.
Здесь приведены рекомендации по созданию интернет-ресурсов, удобных для людей с ограничениями, печатной продукции альтернативных форматов, по обслуживанию спортивных мероприятий сурдопереводчиками. Также эти пункты содержат требования к звуковым, тактильным, визуальным средствам отображения информации.
Минспорта также обратило внимание на внутриобъектное радио, которое использовалось в Ванкувере для людей со слабым зрением. Любой гость мог приобрести устройство, которое транслировало радиорепортажи о проходящих соревнованиях.
Четвертая часть приказа посвящена этике общения c инвалидами и методикам обучения персонала.
История создания спортивных сооружений для инвалидов.
Очень важным стало признание государственной политикой важности спорта для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Политика в данной области должна непременно поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран, в том числе и в нашем государстве.
Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно.
Направления, касающиеся спортивной жизни инвалидов.
Очень важно уделять внимания следующим направлениям, касающимся спортивной жизни инвалидов:
-создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
-открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
-разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
- подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
- разработка и издание специализированных методик и программ;
- подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм. Для такой подготовки и нужны специализированные спортивные сооружения для людей с ограниченными возможностями в развитии.
Спортивные сооружения.
Что же мы будем иметь в виду, говоря о спортивных сооружениях? Существует несколько определений понятия спортивное сооружение, рассмотрим основные, принятые в спортивном обществе.
Спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
Спортивное сооружение - сооружение, обеспечивающее возможность организации учебно-тренировочного процесса спортсменов в условиях, соответствующих действующим правилам соревнований по видам спорта.
Физкультурно-оздоровительное сооружение - сооружение, предназначенное для организованных занятий граждан физической культурой, удовлетворения потребностей различных социально-возрастных групп населения в поддержании здоровья, физической реабилитации, а также для проведения физкультурно - оздоровительного и спортивного досуга.
Сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.
В настоящее время существует множество различных спортивных сооружений, их принято делить на две основные группы по их оздоровительной роли для людей с ограниченными возможностями в развитии.
В зависимости от отношения средств, используемых для оснащения сооружений спортивного назначения с целью их адаптации к потребностям инвалидов, непосредственно к соревновательной деятельности инвалидов эти средства можно разделить на две крупные группы.
Первая группа средств предназначена для приспособления (адаптации) окружающей инвалида среды к его возможностям для осуществления собственно соревновательной деятельности в соответствии с правилами соревнований в том или ином виде спорта, а также полноценной учебно-тренировочной работы.
Вторая группа средств предусматривает приспособления (адаптацию) окружающей инвалида среды к его возможностям к его возможностям для осуществления целого ряда мероприятий, необходимых для подготовки занимающихся к соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работе, приведение его в оптимальное состояние после этих видов деятельности, а также для наблюдения (просмотра) соревнований. Вторая группа средств предусматривает возможности размещения инвалидов на трибунах спортивных сооружений в качестве зрителей, а также возможность перемещения на креслах-колясках и выполнение необходимых действий в гардеробах, раздевалках, душевых комнатах, туалетах, саунах, массажных и врачебных кабинетах и других помещениях.
Все спортивные сооружения второй группы можно разделить на несколько подгрупп, в зависимости от их специализированных целей и задач:
Первая подгруппа средств направлена на обеспечение безопасности соревновательной или учебно-тренировочной деятельности. Они представляют собой страховочные приспособления (гимнастические поролоновые маты, защитные сетки, страховочные лонжи, поролоновые ямы для приземлений и др.). Данные средства размещаются и используются там и тогда, где и когда возможны падения занимающихся, выход за зону безопасность в связи с превышением оптимальной скорости перемещения и вращения спортсмена или спортивного снаряда.
Вторая подгруппа средств предназначена для оснащения сооружений спортивного назначения устройствами (приспособлениями) для доставки (перемещения) спортсмена-инвалида непосредственно к месту соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы. Здесь, прежде всего, имеются в виду различные подъемники, тележки, лонжи, лестницы и т.п. для перемещения инвалида с поражениями опорно-двигательной системы в бассейн, места легкоатлетических соревнований, на гимнастические снаряды и другие устройства. Наиболее распространенным средством является подвесная тележка на тросах (веревках), концы которых связаны с блоками, размещенными на монорельсах.
Третья подгруппа средств предназначена для оснащения окружающей инвалида среды приспособлениями для выполнения собственно соревновательных двигательных действий. К таким средствам относятся спортивные кресла-коляски для проведения занятий по многим видам спорта (например, баскетболом, теннисом, гонкам и др.) с инвалидами с поражениями спинного мозга, нарушением функций нижних конечностей; средства протезной техники для лиц, перенесших ампутации конечностей; средства звуковой и пространственной ориентировки для незрячих спортсменов и другие приспособления.
Четвертая подгруппа средств предназначена для обеспечения процесса освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развитие и совершенствование двигательных действий, физиологических качеств и способностей, необходимых для успешного осуществления соревновательной деятельности по конкретному виду спорта.
Особенности эксплуатации спортивных сооружений.
Спортивные сооружения должны отвечать определенным гигиеническим требованиям, которые регламентируются соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами Министерства здравоохранения РФ, отраслевыми нормативно-методическими документами Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.
Примеры спортивных сооружений: стадион, футбольное поле, каток, хоккейная площадка, теннисный корт, беговая дорожка, тренажерный зал, плавательный бассейн, волейбольная площадка, трамплин и многие другие. Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений обеспечивают социально гарантированное обслуживание населения и предназначены для организованных и самостоятельных физкультурно-оздоровительных, физкультурно-спортивных занятий и активного отдыха различных социально-возрастных групп населения.
Каждое специализированное спортивное сооружение должно разрабатываться и вводиться в эксплуатацию по строгим нормам и расчетам. Для каждого отдельно такого спортивного сооружения разрабатываются специальные критерии по месту расположения, по размерам, по функциональности.
Значение спортивных сооружений, предназначенных для инвалидов.
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.
Заключение.
Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Хотелось бы отметить ещё раз важность проектирования и использования спортивных сооружений, предназначенных для людей с ограниченными возможностями в развитии. Очень важно подчеркнуть, что государственная политика все больше внимания уделяет проектам, связанным с оздоровлением людей-инвалидов. Ведь мы понимаем важность полноценной жизни для таких граждан.
Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.
Желательно, чтобы больше людей в современном мире не оставались бы равнодушными к проблемам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, стремившихся помочь в организации досуговой и спортивной жизни таких людей.
Список литературы.
Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие.- М.: Академический Проект, 2005г.
Гусева Л.А. Технология социальной реабилитации инвалидов // Социальное обслуживание.-2004г.
Ларионова Т. С «Восхождением» - к вершинам преодоления инвалидности // Вопросы социального обеспечения.-2009г.
Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы // Отечественный журнал социальной работы.- 2007г.
Ханжин Е.В. Социальная адаптация инвалидов: современные подходы и практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы.- 2005г.