Открытый урок по истории 8 класс Тема: «Отечественная война 1812 года»
Открытый урок по истории 1
План – конспект открытого урока по истории России.
Класс: 8 Тема: «Отечественная война 1812 года»
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.Цели урока:
на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
формирование способностей к коммуникативной мыслительной и рефлексивной деятельности;
формирование навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников, применение их на практике;
формирование умения аргументировать свою точку зрения, давать оценку явлениям государственной и общественной жизни ХIХ и ХХ веков.
Задачи урока:
Развитие способностей и умений учащихся:
способность достигать результата, опираясь на личный опыт, используя помощь одноклассников, привлекать дополнительные знания из других источников;
способность оригинально мыслить и отстаивать особенности своего решения;
умение разбивать деятельность на шаги, перестраивать свои действия;
толерантность в восприятии других решений;
способность работать в группе;
способность к сотрудничеству с одноклассниками, с учителем;
способность применить учебный материал к новым условиям.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Оборудование: карта “Отечественная война 1812 года”; мультимедийный проектор, портреты героев Отечественной войны; выставка книг, посвященных Отечественной войне 1812 года; схема Бородинского сражения; иллюстративный материал.
Основные понятия: стратегия, тактика, партизанское движение, ополчение.
Опережающее задание:
1 группа – подготовить презентацию на тему: Музей-заповедник Бородинское поле;
2 группа – инсценировать отрывок из романа Л.Толстого “Война и мир” – Совет в Филях; весь класс – ознакомиться с документами по теме.
План урока:
№ п/п
Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Постановка проблемы, уточнение темы урока. Подготовка класса к началу урока, знакомство с задачами и целями, постановка проблемы Попытка сформулировать тему урока, ответы на вопросы
2. Компьютерная презентация на тему: “Музей – заповедник Бородинское поле 1 группа показывает и комментирует презентацию
3. Проверка домашнего задания Контроль за знаниями учащихся Заполнение листов с заданиями, работа у доски с картой и таблицей
4. Совет в Филях, оставление Москвы. Обсуждение вопросов игры, рассказ об оставлении Москвы Ролевая игра, ответы на вопросы
5. Тарутинский маневр, народный характер войны, Бронницы в годы 1812 г. Постановка проблемы, помощь учащимся в ее решении. Работа с документами и картой, ответы на вопросы
6. Изгнание наполеоновской армии из России. Изложение нового материала, работа с картой Работа с картой, записи в тетрадях
7. Причины победы в Отечественной войне, ее историческое значение. Подведение итога урока, домашнее задание Решение проблемы, ответы на вопросы, запись домашнего задания
Запись на доске:
2. “ Для вас Россия – мундир, вы его надели и снимете, а для меня Россия – кожа”.
А.И. Остерман-Толстой.
1. “ Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?Остервенение народа,Барклай, зима, иль русский Бог?”
А.С.Пушкин
Знать:
основные события Отечественной войны;
понятия и даты;
причины победы в войне;
историческое значение Отечественной войны 1812 г.
Уметь:
работать с картой и документами
грамотно излагать свои мысли, сравнивать и делать выводы.
Новые понятия: партизанское движение, ополчение
Новые даты: 25 декабря 1812 г. – Манифест об окончании войны.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю Отечественной войны 1812 года. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку (прочитать). Сегодня мы исследуем проблему: КТО ЖЕ ПОМОГ РОССИИ ПОБЕДИТЬ НАПОЛЕОНА?.. Для этого вы должны знать и уметь (прочитать с доски) Как мы сегодня будем работать? Обратите внимание на план урока – он перед вами на столе в Рабочем листе№2 На этом уроке вы сможете получить несколько оценок, заполнив рабочий лист №1, ответив у доски, за презентацию, и конечно же за активную работу. Начать урок я хочу с нескольких вопросов: Они перед вами на рабочем листе №2. Попробуйте на них ответить. Итак, продолжая изучать Отечественную войну, какие вопросы этой темы мы должны рассмотреть? (Совет в Филях, оставление Москвы, Тарутинский маневр, партизанское движение в годы войны, изгнание французов с территории страны, причины победы России в войне, и ее историческое значение.)
В связи с последним вопросом о памятниках, нужны они или нет, мне бы хотелось, чтобы вы послушали стихотворение Вадима Шефнера:
Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь?Все равно упавших не поднять,Все равно ушедших не вернуть,И сказала память: “Я могуВсе забыть, но нищим станешь ты.Я твои богатства стерегу, Я храню тебя от слепоты”.В трудный час на перепутьях лет, На подмогу совести своейМы зовем былое насовсем,Мы зовем из прошлого друзей.И друзья, чьи отлетели дни,Слышат зов – и покидают ночь.Мы им не поможем, но ониК нам приходят, чтобы нам помочь”.
О чем это стихотворение? О памяти, о том, зачем она нужна, о том что, обладая памятью, мы становимся сильнее.
– Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл это понятие в наше время?
– Считаете ли вы, что защищать Родину, как и прежде, – долг каждого гражданина?
(обратить внимание на слова Остермана – Толстого, еще раз уточнить тему урока, записать на доску: зачем нам нужна память о прошлом?)
Как человек, лишенный памяти, превращается в манкурта, способного убить свою собственную мать, так и лишенный исторической памяти народ, останется равнодушен к судьбам своей родины. Наши недруги это хорошо понимали. Так гитлеровское командование выпустило приказ, в котором были такие слова: “И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку”. Но Гитлер просчитался, советский народ хорошо знал свою историю, ее героические страницы и совсем не случайно смог отстоять свободу и независимость своей Родины в Великой Отечественной войне.
Именно в эти дни вся страна отмечает 65–ю годовщину битвы под Москвой. Военный обозреватель агентства “Юнайтед Пресс” сравнивал положение германских войск с положением наполеоновской армии: “История, очевидно, повторяется. Разница заключается в том, что русские в 1942-м г. в отличие от своих предков в 1812 г. изменили положение в свою пользу без потери своей столицы. Немцы отступают по той же дороге на Смоленск, по которой отступал Наполеон”. Наверное, Гитлеру, нужно было лучше учить историю.
2. Какое на ваш взгляд, событие было самым ярким в Отечественной войне 1812 г.? (Конечно Бородинское сражение) В связи с сегодняшним разговором, давайте оживим в памяти впечатления, которые мы испытали на Бородинском поле 3 сентября этого года. Об этом группа ребят подготовила свою презентацию.
3. Ребята, вы посмотрели презентацию. Скажите, все ли вам понравилось, были ли допущены фактические ошибки, правильно ли была построена речь выступающих ребят? Какую оценку им можно поставить?
Итак, я надеюсь, вы помните, какую проблему мы сегодня исследуем. Для ее решения необходимо вспомнить то, что мы изучили об Отечественной войне ранее.
1-й ученик идет к доске и выполняет таблицу:
Государства Причины войны Характер войны
РОССИЯ
ФРАНЦИЯ
2-й ученик на карте показывает основные вехи начального периода войны
Остальные ребята получают листы с заданиями на 5 минут: Смотри рабочий лист №1
4.Обратите внимание на второй вопрос урока: Надо ли было оставлять Москву? Попытайтесь ответить на этот вопрос, после инсценировки “Совета в Филях”. Слушайте внимательно и решите, кто из героев прав, а кто нет?
Итак, 1 сентября, в деревне Фили состоялся Военный совет русского командования.
(Ролевая игра)
Вопросы к игре:
– Какова была главная цель Совета в Филях?
– Какое решение было принято на нем?
– Так нужно ли было оставлять Москву? Чья точка зрения вам ближе?
Ну что же, посмотрим, правы вы или нет? 2 сентября наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он ожидал депутацию с хлебом и солью, а не дождавшись, вошел в безжизненный город, покинутый своими жителями.
Нет, не пошла Москва К нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожарНетерпеливому герою.
Да, как и рассчитывал Кутузов, овладение Москвой не принесло императору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру Первому начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы. Способствовал этому, и сильнейший пожар в городе. (Смотри учебник стр.30: иллюстрация “ Пожар в Москве”)
Вопрос о причине пожара не получил однозначного ответа у современников и историков. Ни одна из существующих версий не может считаться доказательной с исторической точки зрения. В результате пожара Москва выгорела на треть.
На рассвете 8 октября 1812 г. наполеоновская армия начинает отступление из Москвы.
Узнав, что французы покинули Москву, Кутузов произнес: “С сей минуты, Россия спасена!”
5. А где же русская армия? Что с ней?
Настало время поговорить о Тарутинском маневре и о народном характере войны.
История нашего города не осталась в стороне от тех героических событий, которые мы сейчас изучаем. Особенно тесно связана история Бронницкого уезда в 1812 г. именно с Тарутинским маневром и партизанским движением.
Перед уроком я просила вас познакомиться с документами по этой теме. Сейчас, мы поступим таким образом, каждый ряд получит отдельную тему и вопросы к ней, ответьте на них через несколько минут.
1 группа – Тарутинский маневр.
Вопросы:
Объясните, в чем состояло значение Тарутинскогоманевра?
Как изменилось соотношение сил русской и французской армий в сентябре 1812 г.?
Почему силы русской армии увеличивались во время пребывания ее в Тарутино, а французская армия ослабла в Москве?
Запись в тетрадях: Тарутинский маневр – позволил русской армии получить подкрепление и закрыть французам путь в неразоренные войной районы.
2 группа – партизанское движение.
Вопросы:
Почему войну 1812 г. называют народной, Отечественной?
Какова роль русского крестьянства в победе над Наполеоном?
По тексту документов расскажите о действиях партизан в1812 г. Выделите примеры героизма русского народа в Отечественной войне.
Объясните значение понятий “Партизанское движение”, “Ополчение”.
Запись в тетрадях:
Партизанское движение – народные вооруженные отряды, действующие в тылу врага.
Ополчение – военное формирование, в помощь регулярной армии на добровольных началах.
3 группа – Бронницы в годы войны.
Вопросы:
Как между собой связаны Тарутинский маневр и история Бронницкого уезда?
Как наполеоновское нашествие отразилось на нашем городе?
Расскажите о партизанском движении в бронницком уезде.
Приведите примеры героизма бронницких крестьян?
6. (Работаем с картой и тетрадью)
После оставления Москвы Наполеон рассчитывал, отступая направиться в южные, не разоренные губернии России. Но на его пути, встала пополненная и окрепшая русская армия. (120 тыс. и 200 тыс. ополчения). Поражения под Тарутином и Малоярославцем (этот город 8 раз переходил из рук в руки) вынудили Наполеона повернуть войска на разоренную им же самим старую смоленскую дорогу. Значительный урон врагу наносили партизаны, кроме того, падала дисциплина. За армией тянулся огромный обоз награбленного добра, что снижало ее маневренность. Отсутствие фуража приводило к падежу лошадей. Наступили холода.
22 октября в сражении под Вязьмой французы потеряли 7 тыс. человек. В сражении под Красным 3-6 ноября 5 тыс. убитыми, лишились почти всей кавалерии и артиллерии. К Березине Наполеон подошел с 30-40 тыс. боеспособных солдат. За ним тянулись 35-40 тыс. безоружных, отставших, больных. При переправе Наполеон потерял еще 30 тыс. своих солдат. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки “великой армии”. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным он вынужден был заявить: “Армии больше нет”.
Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М.И.Кутузова по армии 21 декабря 1812 г., и Манифестом Александра I от 25 декабря 1812 года.
Запись в тетрадях: 25 декабря 1812 года – Манифест Александра I об окончании войны.
7. Итак, попробуем ответить на вопрос Пушкина, кто же помог русской армии победить Наполеона?
Участие народа,
военный талант полководцев,
героизм русских защитников,
тактика отступления и выжженной земли,
холодная русская зима (Генерал Зима),
русский Бог.
А в чем значение Отечественной войны 1812 года?
Война проявила чувство национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем;
люди проявляли чудеса отваги и героизма;
изгнание захватчиков стало первым шагом на пути освобождения всей Европы от наполеоновского владычества.
лучшие представители дворянства стали осознавать, что народ, сыгравший огромную роль в освобождении своей Родины, не должен оставаться под крепостным гнетом;
война вдохновила многих деятелей культуры на создание выдающихся произведений.
Отечественная война 1812 года навсегда останется в памяти народной как пример мужества, героизма и беззаветной любви к своей Родине. Еще раз, подтверждая правило: “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”
Домашнее задание: учебник с29-31, рабочая тетрадь № 1.8, 1.9.
В конце урока прошу вас ответить на несколько вопросов:
Дайте оценку своей работе и работе группы?
Проверьте, не осталось ли вопросов по теме?
Что нового вы сегодня узнали?
Что хотелось бы узнать дополнительно?
Открытый урок по истории 3
Повторительно — обобщающий урок-игра: «Что? Где? Когда?» в 8-м классе по истории "Россия в первой половине XIX века".
Форма урока: Урок повторно-обобщающий. Урок-игра.
Цели урока:
Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I;
Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
Развивать умения обобщать и делать выводы;
Воспитание учащихся на примере героизма российского народа
Подвести итог изучению истории России первой половины XIX века.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания по истории России первой половины XIX века;
Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений;
Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе
Оборудование урока:
Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
Портреты императоров Александра I и Николая I;
Фотографии исторических архитектурных зданий;
Стол, компьютер, проектор, юла,14 конвертов с вопросами, бейджики с названием команд, мозаика «Исторические здания», кроссворд, раздаточный материал и карточки-баллы для поощрения команд за правильный ответ.
План проведения урока:
Учитель объявляет название урока, цели, задачи.
Представление команд, объявляются правила игры.
Разыгрывается право первого хода.
Ход игры.
Подведение итогов.
Ход игры
Вводный инструктаж (объяснение условий игры):
Учитель: Здравствуйте! (садитесь). Сегодня на нашем уроке присутствуют гости я рада приветствовать вас.
На сегодняшнем уроке мы подводим итоги изучения истории России первой половине XIX века. И наш урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?». (Слайд 1,2)
Учитель: Как вы думаете, почему же я провожу данную игру??? Давайте сформулируем цели нашего урока. (Слайд 3)
Ученики: Цель – повторить и систематизировать знания и умения, которые мы получили в процессе изучения истории России первой половине XIX века. Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей. (СЛАЙД 1)
Правила игры:
Учитель: У вас было домашнее задание, разделится на команды, придумать название, девиз, эмблему и выбрать капитана команды. Я вижу что вы подготовились. Начнем представление.
Ученики: Представляют свои команды.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Итак, я напомню, вам о правилах игры.
Игра проходит в несколько раундов.
1. раунд. Ответы на вопросы в конвертах.
2. раунд- «Юный архитектор».
3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”.
4. раунд. “Неотосланная депеша”.
5. раунд. “Исторический портрет” - конкурс капитанов. Капитан команды должен будет узнать исторического деятеля и назвать его.
6. раунд Кроссворд для команд.
Побеждает команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.
А теперь разыграем право первого хода, с помощью жребия. Приглашаю к себе капитанов команды. Тот капитан который, вытащит жетон с цифрой 1, 2 и 3.
1 РАУНД. Ответы на вопросы в конвертах
Каждая команда по очереди крутит юлу, на котором конверте остановится стрелка юлы на то вопрос и будет отвечать один из участников команды. Я вам буду давать 1 минуту на размышление, а затем один из знатоков озвучит ответ. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
Внимание вопрос!
1. Одна российская бабушка написала «бабушкину азбуку» с анекдотами дидактического характера. А кто был ее любимый внук?
Зачитываю правильный ответ. Александр I)
__________________________________________________________________
2.Внимание вопрос: Назвать первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости? Дату и при каком правителе он был издан?
Зачитываю правильный ответ. Указ о «вольных хлебопашцах», 1803, при Александре 1.
__________________________________________________________________
3.Внимание вопрос: Где и когда проходила встреча Александра I и Наполеона I?
Зачитываю правильный ответ. р.Неман, г.Тильзит, 7 июля (25 июня) 1807г.
__________________________________________________________________
4.Внимание вопрос: Как назывался главный проект Сперанского (октябрь 1809?Зачитываю правильный ответ «Введение к уложению государственных законов»
5 . Внимание вопрос: Укажите годы Крымской войны и ее причины.
Зачитываю правильный ответ годы Крымской войны ( 1853-1856г.г). Причины Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на ближнем Востоке и Балканах. Ведущие Европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.
__________________________________________________________________
6. Внимание вопрос: Назовите самые основные ярмарки первой половины 19 века.
Зачитываю правильный ответ: (Ирбитская,Харьковская,Нижегородская).
__________________________________________________________________
7. Внимание вопрос! Назовите первое тайное общество декабристов и год создания. (“Союз спасения”, 1816 год в Петербурге).
__________________________________________________________________
8. Внимание вопрос! Как назывался программный документ Южного общества. Зачитываю правильный ответ (“Русская правда”).
__________________________________________________________________
Внимание вопрос!
9. Назовите министра финансов при Николае I.
Зачитываю правильный ответ (Е.Ф.Канкрин)
__________________________________________________________________
Внимание вопрос!
10. Назовите кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования, а так же его состав.
Зачитываю правильный ответ: (Негласный комитет, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей).
__________________________________________________________________
11. Как назывался программный документ Северного общества? Зачитываю правильный ответ (“Конституция”).
12. Укажите дату подписание Парижского мирного договора и его итоги.
Зачитываю правильные ответ. (18 марта 1856 г. Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс. Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передачи земель в устье Дуная Молдавии. Объявлении Черного моря нейтральным, Россия и Турция лишены возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления.)__________________________________________________________________
13. Назовите фамилии 5-х казненных декабристов.
Зачитываю правильный ответ. П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.
_________________________________________________________________
14. По указанию Александра 1 на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Кто возглавил эту экспедицию и в каком году она была?
Зачитываю правильные ответ: (В 1803 Иван Федорович Крузенштерн).
__________________________________________________________________
15. Какой император правил в начале 19 века? Назовите годы его правления. Какая война во время правления этого императора вошла в историю.
Зачитываю правильный ответ: (Александр 1 (1801-1825), Отечественная война 1812 года).
__________________________________________________________________
2. раунд- «Юный архитектор». Каждая команда получает задание – собрать разрезанное архитектурное строение “Россия во второй половине XIX века” и выполнить задания.
Назвать архитектора данного здания.
Как называется данное архитектурное строение.
И где оно находится.
3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”
О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. На француза а) бить французов.
2. От Бородинской пушки под Москвой б) растерял свои подвязки.
3. Приехал Кутузов в) да оступился.
4. Француз боек, г) а замерз на Березине.
5. Наступил на землю русскую, д) земля дрожала.
6. Отогрелся в Москве, е) и вилы ружье.
7. Бонапарту не до пляски - ж) да русский стоек.
(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)
4. Раунд “Неотосланная депеша”
Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.
Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
Свод законов одобрен на заседании Государственного Совета. Николай снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил на меня. (М.М.Сперанский 19 января 1833 года)
Война закончена. Нанесли поражение противнику. Бессарабия наша. (1812 год. Кутузов после окончания русско-турецкой войны) Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)
5. Раунд конкурс-капитанов “Исторический портрет” - конкурс капитанов. Капитан команды должен будет узнать исторического деятеля и назвать его.
6. Кроссворд для команд.
Учитель: На этом наша игра закончена, подведем итоги и наградим победителей.
Команда победителей получает оценки «5». ВСЕ УЧАСТНИКИ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАБОТАЛИ!!!
Т.о. мы повторили с вами историю России первой половина XIX столетия - это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 года и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Особенностью дореформенного периода в истории России является появление первых революционных организаций. Их целью было уничтожение самодержавия и крепостного права. При изучении истории России первой половины XIX в. следует также помнить, что на это время приходится расцвет русской дворянской культуры, ее золотой век.
РЕФЛЕКСИЯ
детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос:
- Что вам понравилось на уроке?- Нравится ли вам работать в группах?
Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди.