Исследовательская работа Алексашкино сквозь призму математических задач
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с. АлексашкиноПитерского района Саратовской области»
Муниципальная научно-практической конференция
по математике «Первый шаг в науку»
Исследовательская работа на тему:
«Алексашкино сквозь призму математики»
авторы: обучающиеся 6 класса
Голубничая Дарья,
Жалнина Юлия,
Яровая Светлана
Руководитель: Обухова Т.И., учитель
математики первой квалификационной категории
Село Алексашкино
2016 год
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………. 3
·
Основная часть.
1.Изучение и сбор исторического и краеведческого материала о родном селе.
1.1. Наши координаты ……………………………. 7
1.2. Важные вехи в истории Алексашкино………………………….. 8
1.3 Знаменательные даты в истории школы ………………………….. 12
1.4 Алексашкино сегодня ……………………. 13
2. Результаты исследования ………………………….. 14
Слайд – сборник задач «Алексашкино сквозь призму математики»
( презентация)
Заключение…………………………………………13…
Список использованной литературы и интернет-ресурсов…………………………………. 14
Приложения 1- 4
Введение.
В далёкое прошлое уходит история нашего села , богатая различными событиями, фактами, цифрами, «написанная» умом, талантом и старательным трудом наших предшественников .
В Алексашкино проживает 945 человек, в том числе 67 школьников, но мало кто из них знает историю нашей малой Родины . Об этом говорят данные проведённого анкетирования.На вопросы анкеты ответили 22 учащихся 4-6 классов. (Приложение 5)
Проблема: если мы изучим историю села и соберём числовой материал, то сможем создать свои математические задачи.
Возможно, что с привлечением интересных, познавательных фактов, наши одноклассники лучше будут осваивать математику и обогатят свои знания по истории нашей малой Родины – Алексашкино, а создание авторских математических задач станет важным стимулом более глубокого изучения математики. Поэтому возникла идея написать исследовательскую работу на тему «Алексашкино сквозь призму математики».
Поэтому нами было решено составить слайд - сборник задач и примеров для учащихся 4 - 6 классов такой, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику.
Исследовательскую работу решили начать с изучения исторического и краеведческого материала о селе Алексашкино и подбора числового материала.
Новизна работы:
подобных исследований с целью создания слайд- сборника в нашей школе не проводилось.
Актуальность
Выбранную тему исследования считаем актуальной. Сегодня, к сожалению, не всякий школьник может продемонстрировать знание истории своей школы. Изучать историю по книгам и летописям – занятие, скучное для многих ребят..Ведь решить математическую задачу и получить ответ на вопрос интереснее,чем просто прочитать какой –то факт.
Объект исследования : 195-летняя история села Алексашкино.
Предмет исследования: авторские задачи, упражнения, повышающие интерес к изучению математики.
При изучении математики большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать задачи, требующие элементарных познаний в математике . Однако, решение математических задач и упражнений вызывает затруднения у многих учащихся.
Цель исследовательской работы : создать слайд - сборник задач и примеров для учащихся 4-6 классов такой, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику.
Задачи:
Изучить школьный музейный архив, так как каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.
Изучить архивные материалы газеты «Искра» Питерского района и найти заметки о нашем селе.
Повторить алгоритм работы над текстовой задачей и изучить Памятку по составлению авторской задачи.
Составить авторские задачи, примеры, уравнения, ребусы.
Проиллюстрировать задачи фотографиями, картинками, рисунками..
Апробировать созданный сборник на уроках математики в пятых 4 -6 классах.
Объект исследования: исторические, краеведческие и статистические данные села Алексашкино.
Этапы исследования :
1. Изучение школьного музейного архива, сбор дополнительных данных.
2. Знакомство с требованиями составления задач на краеведческом материале.
3. Отбор необходимого числового материала для составления задач.
4. Сбор рисунков и фотографий об истории села.
5. Систематизация материала исследования, составление авторских задач в соответствии с программой по математике.
6. Создание слайд-сборника.
Методика исследования( как и что исследовали).
Перед нами сразу возникло множество вопросов: как составить задачи, чтобы они соответствовали действительности, были краткими и понятными, какой необходимый числовой материал отобрать и как правильно записать?
Одним из главных этапов нашей работы был сбор данных. Нами были найдены интересные исторические факты знаменательные даты , изучен краеведческий материал, собран материал о людях, внесших неоценимый вклад в развитие нашего села.
Основной этап нашей работы – составление различных математических заданий. Здесь столкнулись с трудностями. Первые наши задачи были очень объёмные по содержанию, непонятные, неинтересные для ребят.На помощь пришла Обухова Т.И., наша учительница по математике.
Мы повторили алгоритм работы над задачей, рассмотрели различные виды математических задач. Познакомились о с требованиями к формулировке задач, составленных на краеведческом материале. Вместе составили памятку «Как составить задачу на краеведческом материале».(Приложение 4).Остановились,в основном, на тех математических задачах, что нам больше всего нравиться решать:
Кодированные задания на нахождение значений выражений, решение уравнений;
задачи на проценты и части,
задачи, решаемые по действиям;
составление и чтение таблиц, диаграмм и ребусов.
Ход исследования,. Следующий этап нашей работы – сбор данных
Изучение школьного музейного архива, так как каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.
Поиск информации по данной теме в Интернете.
Изучение архивные материалы газеты «Искра» Питерского района и поиск заметок о нашем селе.
Подбор фотографий.
Нами были изучены интересные исторические факты, найдены интересные даты, изучен краеведческий материал, собран материал о людях, внесших неоценимый вклад в развитие нашего села.
После знакомства с интересующей нас информацией , мы систематизировали материалы исследования и составили летопись.
Наши координаты
Село расположено в северной части района на левом берегу реки Малый Узень. До районного центра (Питерка) — 40 км, до Саратова 180 км
Алексашкинское муниципальное образование
Сельское поселение России (МО 2-го уровня)
Страна РоссияСубъект федерацииСаратовская областьРайонПитерскийАдм. центр АлексашкиноВключает 2 населённых пункта
Население (2015) 1106чел.
• процент от населения района — 6 69 %
Плотность5,14 чел/км²
Площадь 218,49 км²
• процент от площади района — 8,46 %
Важные вехи в истории Алексашкино
Как всё начиналось.
Современное Алексашкино является не первым поселением людей на этом месте. Древние предшественники русских крестьян оставили после себя захоронения, известные как Алексашкинский бескурганный могильник, расположенный в километре к югу от нынешних границ села, рядом с колхозными кошарами
Русское и малоросское государственное село Алексашкино было основано в 1820 году как хутор Алексашки.
В конце 1830-х гг. у одинокого хуторка Алексашки на высоком мысу левого берега Малого Узеня остановились подводы тамбовских крестьян. Хуторок повеселел и превратился в сельцо Алексашкино. Тамбовские стали, потом называться старожилами, так как позже к сельцу подселились крестьяне из Курской губернии. Поселение быстро растет, отстраивается церковь, и в 1846 г. по Новоузенскому уезду, куда входили земли нынешнего Питерского района, значится уже слобода Александровская. Такое «облагораживание» названия - превращение Алексашкино в Александровское в официальных документах - объясняется, конечно, влиянием церкви. Однако первоначальное имя - народно-разговорное Алексашкино - упрямо не сходило с языка и не вытравлялось из памяти. Именно оно сохранилось , а чопорная слобода Александровская так и осталась только на старой бумаге.По косвенным свидетельствам,первая церковь в Алексашкино появилась в 1835 году, а в 1859 году было возведено новое церковное здание, деревянное, холодное, с одним престолом во имя Казанской Божией Матери. Алексашкинская церковь была частью одного с соседней Борисоглебовкой прихода.
На момент отмены крепостного права в селе насчитывалось 260 дворов, 740 мужчин и 674 женщины.
В 1867 году при алексашкинской церкви начало работу приходское попечительство.
В 1885 году после пожара, уничтожившего Казанский храм, усилиями прихожан в селе была выстроена новая церковь. Её здание было деревянным, холодным, вмещало до тысячи человек, имело деревянные ограду и трёхъярусную колокольню и престол во имя Казанской Божией Матери.
На месте сгоревшей старой церкви в том же1885 году была поставлена часовня. В причт входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в общественных домах.
По статистическим данным 1890 года в Алексашкино в 342 домохозяйствах проживали 928 мужчин и 956 женщин. Грамоту знали 239 мужчин и 40 женщин, в школе учились 77 мальчиков и 9 девочек.
Крестьяне возделывали суглинок и суглинистый чернозём с жёлтой глиной и мелким камнем в подпочве, земли по выгону были преимушественно солонцовые. Пшеницы сеяли в пять раз больше ржи, прочие хлеба выращивали в небольших количествах. Из прогрессивных орудий труда использовали 42 железных плуга, семь конных молотилок и четыре веялки. Рабочих лошадей держали 1106 ,жеребят – 278, волов – 512, коров – 445, телят – 431, овец – 2653, коз – 14, свиней – 190.
Для орошения полей и водопоя животных было сделано пять плотин, сад в селе имелся лишь один. 42 дома были деревянными, остальные 336 – из сырцового кирпича. Торгово-промышленных заведений работало 16.
В 1892 году при Казанской церкви открылась школа грамоты.
В Первую русскую революцию в середине 1906 года жители Алексашкино устроили сельский сход, на котором вынесли приговор о поддержке госдумы и потребовали амнистии, земли и свободы.
В 1908 году в селе было учреждено Сельскохозяйственное общество.
К этому времени Алексашкино уже было центром одноимённой волости, образованной в начале XX века.
В 471 домохозяйстве насчитывалось 1582 мужчины и 1635 женщин. Удобной надельной земли было11349 десятин, неудобной – 3917.
В селе также работали приёмный покой, волостное правление, почтовое отделение и девять ветряных мельниц. В селе практиковали врач, фельдшер и акушер, за правопорядком следил урядник. Базары проводились по субботам, ежегодная ярмарка собиралась 1 сентября, торговали на ней в основном мануфактурными товарами
Сеяли крестьяне преимущественно рожь, а также вдвое меньше пшеницу и в небольших количествах другие зерновые. Основным рынком сбыта был Красный Кут. В хозяйстве использовали100 однолемешных и 200 двулемешных плугов, 12 разбросных сеялок, 8 сноповязалок, две самосбрасывающие жатвенные машины, 150 лобогреек, 6 конных молотилок и одну паровую. Лошадей насчитывалось 750 голов, верблюдов – 204,волов – 100, коров – 420, телят – 200, овец – 314, свиней – 642. В 1912 году было основано Алексашкинское общество потребителей, и начала работу мукомольная мельница с нефтяным двигателем, построенная крестьянином И. Г. Дудиным.
В январе 1918 года в нашем селе была установлена Советская власть.
В гражданскую войну 4 мая 1921 года в Алексашкино ворвалась банда Серова и согнала всех жителей на митинг. Беднота агитировала народ не выдавать коммунистов и работников совета, и, несмотря на угрозы и побои, крестьяне не позволили учинить расправу над представителями молодой власти. Примечательно, что даже кулаки не стали содействовать зелёным и изъявляли готовность дать им отпор с оружием в руках.
С наступлением мирного времени пришли и большие перемены. Школы были реорганизованы, Казанскую церковь закрыли и впоследствии разрушили в конце 1920-х.
Не успела закончиться гражданская война, как обрушилось новое бедствие – голод. Сельские коммунисты приняли срочные меры, чтобы как нибудь облегчить страдание людей. Голод и гражданская война подорвали сильно сельское хозяйство края
В 1923 г в селе создаются ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли): «Луч», «Зеленый клин», «Красная поляна», «Землепашец», «Водостой». Хозяйство «Водостой» получило первый трактор «Фордзон», первым трактористом был Бояринцев Парамон Степанович.
В 1929 году приступили к организации колхозов. Председателем первого колхоза был рабочий из г. Ленинграда, двадцатипятитысячник Лебедев, а полеводом – Черняков С.Л..В тридцатых годах в колхозе было около 4000 овец, была своя свиноферма. Посевная площадь была около 8000 га. Основной культурой была пшеница, ячмень, рожь, просо
В конце 1920-х годов началась коллективизация, в рамках которой хозяйства объединили в колхоз имени Ленина.
В 1933 году в селе при колхозе открылась слесарно-кузнечная и ремонтная мастерская. Также в эти годы продолжала работать старая механическаямельница-рупорушка, перешедшая в ведение Краймельтреста.
В годы ВОВ Отважно сражались наши земляки по всему огромному фронту от Чёрного до Баренцева моря, во всех родах войск во всех знаниях- от солдата до генерала. 5936 человек из Питерского района ушло воевать… …2764 воинов нашего района погибли.. … Великая Отечественная война унесла жизни 177 жителей алексашкинцев. …Каждая семья района потеряла самого близкого человека…
И нет жителей села, которые не гордились бы их подвигами. Алексашкинцы гордятся боевыми заслугами генерал- майора Алексея Николаевича Асмолова, члена Военного Совета северо-западных фронтов, организатора партизанского движения в Озерном крае, а позже – в Чехословакии. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны генерал-майор А.Н. Асмолов награжден 11 орденами, 4 из которых - Чехословацкие. Два из них - ордена «Белого льва»- высшая награда республики. Наш земляк является почетным гражданином четырех словацких городов, а одна из улиц Братиславы носит его имя. А.Н. Асмолова не стало, когда он готовил книгу «Фронт в тылу Вермахта» к переизданию. Он умер 3 сентября 1981 года.
Но история Великой Отечественной войны – это не только сражения на фронтах. Это и трудовой героизм в тылу. .Примечательна в этой связи судьба нашей землячки Кутафиной Антонины Осиповны. Осенью 41 года отработала Антонина Осиповна на полях и плантациях колхоза, а потом приняла трактор СТЗ, была членом Новотульской тракторной бригады.
Знаменательные даты в истории школы.
1853 г
открыта небольшая церковно-приходская школа на25-30 учеников – трёхлетка, которая находилась на церковном бюджете и размещалась в частном доме. Преподавание там вел помощник священника-псаломщик.
1885г
построена первая типовая школа.
1910 г
земство открыло в нашем селе министерскую школу с шестилетним обучением
1 октября 1918 года
открылась школа второй ступени (гимназия). В ней стали обучаться не только алексашкинцы, но и дети из соседних сел: Козловки, Борисоглебовки. Первым преподавателем гимназии был Александр Кузьмич Степанов .Школа просуществовала два года Годы гражданской войны, разрухи и голода опустошили школу.
1932 г
в нашем селе вторично открывается школа второй ступени( семилетнее обучение). Обязательным для всех было только начальное обучение . Поскольку начальное обучение стало обязательным для всех, стало не хватать классных комнат и учителей.
С 1939 г
наша школа стала средней.
1942 г
18 октября 1942г. бюро обкома ВЛКСМ приняло решение о том. что каждый ученик 6-10 классов без отрыва от учебы должен выработать не менее25-30 трудодней. Это решение выполнялось.
1953г.
Наша школа была участником сельскохозяйственной выставки при Саратовской станции юннатов Особенно был красив цветник в парке, за которым заботливо ухаживала Валентина Васильевна Афанасьева со своими учениками.
1955г
Наша школа- участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Рябова В.В., ответственная за участок, награждена медалью.
1971 г.
в селе была построена новая типовая средняя школа со столовой, библиотекой и спортивным залом.
Алексашкино сегодня.
За минувшее время село Алексашкино неузнаваемо менялось. С каждым годом благоустраивалось и хорошело наше село. Положен асфальт на улицах, построены жилые дома, дом культуры, детский сад, ФАП, школа, установлен памятник воинам - односельчанам. Село газифицировано
Не остались в стороне жители нашего села от участия в войне в Афганистане. Наш земляк Рогулин Владимир Александрович погиб, выполняя свой долг, оставшись навечно молодым, с ясным взглядом и озорной мальчишеской челкой. Священный долг им выполнен с честью до конца, но очень дорогой ценой – своей жизнью.Посмертно награждён медалью.
15 февраля 1992 г. колхоз «Память Ильича» преобразован в АО «Алексашкино», 15 января 2002 г. АО «Алексашкино» признано несостоятельным и по определению Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2005 г.ликвидировано. Вместо него образовались КФХ и ООО «Солянское».Название
КФХ Площадь в га Год образования
Росток 1111 1991
Мелехин А.А. 1120 2004
Дерябин А.В. 2686 2004
Скиф 1374 2002
Лазурь 640 2004
Стасов С.Н. 820 2004
Рубин 1420 1992
Савенко И.Д. 40 2006
Эксперимент 640 1991
Сегодня село является центром Алексашкинского муниципального образования.
Центр села украшают памятник В. И. Ленину и памятник героям – односельчанам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 годы.
В 2012 году на Алексашкинском водохранилище (пруд Большая Солянка) было построено сифонное сооружение, позволившее аккумулировать
5 000 000 кубометров воды. Это позволит предотвратить угрозу затопления села Алексашкино.
Сейчас заканчивается строительство водозабора с очистными сооружениями. Стоимость всего проекта – 35 000 000 рублей. Год ввода в строй - 2016 год.
Практическая часть
Слайд- сборник задач «Алексашкино сквозь призму математики» (Презентация.)
Приложения 1- 5.
Заключение.
Мы не всегда можем выразить свою любовь к родным местам. Но нам кажется, что через решение математических задач с историческим и краеведческим содержанием всем будет интересна судьба нашего небольшого села, затерявшегося в степных просторах.
Применение местного краеведческого материала для составления задач по математике позволяет успешно воспитывать у нас чувство гордости за нашу малую родину, знание и понимание её истории. Решение задач, включающих данные исторического краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор
В процессе исследовательской работы у нас не только повысился интерес к предмету, мы взглянули на математику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.
Поставленные перед нами задачи реализованы полностью.
Надеемся, что наша работа будет интересна и полезна не только для нас, но и для одноклассников и друзей, для учителей и жителей нашего села.
Мы будем гордиться своей историей, своей неповторимой природой, умом и талантом своих земляков и людей, оставивших свой след на Саратовской земле.
Список использованной литературы и источников:
1.Энциклопедия Саратовского края. Приволжское книжное издательство, 2002 год
2.Два века губернии, Саратов,1997
3.Книга Памяти Саратовской области, т 6
4.Румянцев Н. «Люди легендарного подвига». Саратов, 1968 г
5.«Здесь Родины моей начало». Питерка,2005 г
6.Материалы районной газеты «Искра»
7. Материалы из архива школьного музея с Алексашкино.
8. Статистические данные из Интернета, данные Алексашкинского МО.
2.Два в Приложение 4
Анкета «Село моё родное»
1.В каком году основано наше село?
2.Как оно называлось после подселения крестьян из Курской губернии?
3.Когда была построена первая школа?
4.Как звали первую учительницу ?
5.Была ли в нашем селе гимназия?
6. Когда открылся школьный музей?
7.Сколько алексшкинцев погибло в ВОВ?
8.Боевыми заслугами какого генерал- майора алексашкинцы гордятся?
9.Когда распался колхоз «Память Ильча»?
10.Какие фермерские хозяйства образовались?
11.Какое строительство ведётся сечас?
Приложение 5 «Как составить задачу на краеведческом материале».
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес к математике.
2. Содержание задач должно быть кратким, но понятным. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими её события. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой по математике.
4. В тексте задач для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
ека губернии, Саратов,1997
3.Кните плоРешив эти примеры вы узнаете первог
ига Памяти Саратовской области, т 6
4.Румянцев Н. «Люди легендарного подвига». Саратов, 1968 г
5.«Здесь Родины моей начало». Питерка,2005 г
6.Материалы районной газеты «Искра»
Материалы из архива школьного музея с Алексашкино.
Статистические данные из Интернета, данные Алексашкинского МО.
Используя данные таблицы, Используя данные таблицы,
вычислите площадь Питерского района и найдите численность населения.ите площадь Питерского района и найдите численность населения. Используя данные таблицы,
вычислите пло