Сценарий математического праздника Виват, математика!
Сценарий математического праздника «Виват, математика!»
Матвеева С.В.
Учитель высшей категории
МКОУ СОШ с УИОП имени А.Некрасова
г. Кирово-ЧепецкаЦель математического праздника: вызвать интерес школьников к изучению геометрии, побудить учащихся к самостоятельному творческому мышлению к дальнейшему совершенствованию своих знаний по предмету.
Подготовка: Сценарий: Матвеева С.В.
6а- готовит входные билеты с занимательными задачами.
Купить билет - решить задачу.
6б – готовит постановку «Съезд геометрических фигур»
(журнал «Математика в школе», №5, 1989 год).
5а готовит математическую викторину и математические фокусы.
Оборудование для проведения внеклассного праздника «Виват, математика!» в 5-6 классах:
1. математические газеты, плакаты;
2. изображения и макеты геометрических фигур;
3. мультимедийное оборудование.
Программа проведения праздника:
Вход на праздник только по билетам. Решил задачу- «купил» билет.
Пьеса «Съезд геометрических фигур»;
Сценка «Треугольник и квадрат»
Конкурс на самый математический класс
Подведение итогов.
Ведущий 1:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ведущий 2:
Ребята! Сегодня в этом зале собрались те, кто знает математику, те, кто любит математику и даже те, кто еще не знает, что может любить ее. А что такое математика? Это целая страна, где в мире и согласии живут цифры и геометрические фигуры, формулы и графики. А еще в этой стране происходят удивительные события. Впрочем, смотрите сами.
(звучит сказочная музыка, и на сцене появляются две ученицы, одна из которых объясняет задачу другой из учебника математики.)
Первая: (захлопывая учебник математики) Ну, до чего же она скучная, эта наука математика, ничего интересного в ней нет, ничего привлекательного. Одни сухие формулы, какие-то непонятые фигуры…
И кто ее только придумал, эту математику?
Вторая: Ну, что ты. Математика – очень интересная и живая наука. А придумала ее сама жизнь! Ведь она необходима нам на каждом шагу! К тому же, это самая точная, строгая и красивая наука. Возьми, например, геометрические фигуры. Каждая из них не похожа на другую. А как они гордятся своими свойствами! Хочешь все увидеть сама?
Первая: А разве это возможно?
Вторая: Конечно. Закрывай глаза и считай.
Девочка закрывает глаза и начинает считать. На счет «три», звучит сказочная музыка, и на сцене появляются геометрические фигуры, которые собрались на свой съезд.
Шар – председатель, цилиндр - секретарь
ШАР: Я открываю заседание и должен сказать, что очень рад
Приветствовать почетное собрание.
Опросим же гостей подряд и выясним их звания...
ЦИЛИНДР. Здесь перед нами их анкеты, где точно все изложены ответы.
ШАР. Нет, пусть они рассказывают сами, какие свойства их, как их зовут. Ты их рассказ проверишь чертежами. Пусть младшие начнут (перед шаром становится точка).
ШАР. Кто тут? Я ничего не вижу.
ЦИЛИНДР. Будь добр и подойди поближе.
ТОЧКА. Я невидимка. В том суть моя.. Хотя меня нельзя измерить, Настолько я ничтожна и мала, но все собрание могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла: двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
ШАР. Хоть ты действительно мала, но и полезна, в этом нет сомненья.
Чья дальше очередь?
ЦИЛИНДР. Не знаю. По списку, впрочем, линия прямая.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Я здесь. Сейчас я вертикальна. Могу, однако же, любой принять наклон, могу и лечь горизонтально.
ШАР. Фигурам служите вы в качестве сторон.
ПРЯМАЯ. Не в этом только наше назначенье. Я между точек двух короче линий всех. Притом одно имею измеренье.
ШАР. Что ты худа, считать нельзя за грех. А рядом кто с тобой?
ПРЯМАЯ. Моя сестра родная.
КРИВАЯ ЛИНИЯ. Зовусь я "линия кривая". В двух точках встретившись с прямой, всегда тянусь над ней дугой.
ПЕРПЕНДИКУЛЯР. Я, почетный шар, - я - перпендикуляр. Смотри, внимательно за мной, когда из точки вне прямой меня отпустят на прямую и проведут наклонную любую из той же точки.
ШАР. Что тогда?
ПЕРПЕНДИКУЛЯР. Докажет каждый школьник без труда, что я всегда короче, чем наклонная любая. Горжусь изрядно я, что в том особенность моя (показывается окружность).
ОКРУЖНОСТЬ. А я окружность. Вам я шар, родня.
ШАР. Не может в этом быть сомненья.
ОКРУЖНОСТЬ. Произошли вы от меня при помощи вращенья. Внутри меня есть точка не простая.
ШАР. И кто сей важный "пункт"?
ОКРУЖНОСТЬ. Зовется центром он. От точек всех моих он равноудален.
ШАР. Так замкнутая ты кривая.
ОКРУЖНОСТЬ. Ты совершенно прав мой друг. Часть плоскости я заключаю в круг.
ШАР. В каких же отношеньях ты с прямой?
ОКРУЖНОСТЬ. Смотря с какой.
ШАР. Ну, если, например, с тобой, прямая, в точках двух пересеченья.
ОКРУЖНОСТЬ. Внутри меня, ее отрезок хордою зовется. Чем ближе к центру, тем она длинней.
ШАР. Еще что скажешь ты о ней?
ОКРУЖНОСТЬ. Часть круга между хордой и дугой зовут сегментом.
ШАР. Нет, постой! Что будет если хорда через центр пройдет.
ОКРУЖНОСТЬ. Ее диаметром геометр назовет.
ШАР. А сколько у тебя диаметров?
ОКРУЖНОСТЬ. Ох, много. Их бесконечность, выражаясь строго. Притом заметьте, что из них любой всегда есть радиус двойной.
ШАР. РАДИУС?
ОКРУЖНОСТЬ. То всякая прямая, то к центру тянется, его соединяя с любой из точек, мне принадлежащих.
ШАР. Сказать ты хочешь, на окружности лежащих.
ОКРУЖНОСТЬ. Вот именно. Еще от вас не скрою, что если радиус мой вдвое станет больше, то я сама в два раза изменяюсь.
ШАР. Ну, в этом я не сомневаюсь.
ОКРУЖНОСТЬ. Еще скажу тебе: когда прямая идет, меня в двух точках рассекая, ее секущей линией зовут.
ПРЯМАЯ. Уместно мне добавить, что у окружности и у прямой, быть может, встреча в точке лишь одной. Когда прямая так окружности коснется, она касательной зовется.
ШАР. Во всем, что сказано, есть смысл высокий.
ОКРУЖНОСТЬ. Добавлю я, что в древности глубокой, в дни первой юности моей на 360 частей моя длина разделена. Частями этими мне дуги измеряют и градусами называют.
ШАР. Твой обстоятельный доклад я выслушать душевно рад.
ЦИЛИНДР. Мы в протоколе все отметим и если надобность, какую встретим, мы вызовем тебя. Теперь катись, но от похвал смотри не возгордись. За кем черед? Прошу вас, параллели (выходят две параллельные линии).
ЦИЛИНДР. Скажите нам, к какой идете цели?
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Откуда мы идем, придем куда, не знаем сами никогда. Друг к другу мы стремимся вечность; как две сестры бок обок мы идем, и только удалившись в бесконечность, мы точку встречи там найдем. Нас под прямым углом прямая рассекает, ее отрезок слиться нам мешает. Ему везде одна и та же мера и сократить, ее нам силы не дано.
ШАР, (смеясь) И все же вас поддерживает вера, что слиться можете в одно. Какое же ваше применение?
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Фигур мы облегчаем построенье. Когда прямую надо разделить на несколько частей сейчас же нас зовут. Коль свойство параллелей применить, решить задачу дело двух минут.
ШАР. Есть случаи еще, когда вы не бесцельны; особым свойством вы наделены, когда бока фигур попарно параллельны, они всегда попарно и равны. Прямоугольник, ромб, квадрат - все этим свойством дорожат. Но кто там прячется за вами, без головы с двумя ногами? (выходит угол).
УГОЛ. Ошиблись вы немного шар. От ваших слов меня бросает в жар. Мне служит головой вершина, а то, что вы считаете ногами, все называется сторонами. Раздвинуть стороны мои, когда угодно вы можете совсем свободно.
ШАР. Постой дружок, ты выступаешь смело, но ведь совсем не в этом дело. Скажи мне кто ты сам.
УГОЛ. Я угол, коль угодно вам.
ШАР. Мне это ничего не говорит.
УГОЛ. Но чем смущает вас мой вид? Ведь я часть плоскости.
ШАР. И этого мне мало. Ты отвечаешь, как попало.
УГОЛ. Когда встречаются прямые, мы будем между ними.
ШАР. Кто же ты. Сейчас видать, что ты без головы. Ну, свойства, же твои какие?
УГОЛ. Мы - разные углы. Я, например, прямой, бывают острые, тупые.
ШАР. А сколько градусов в тебе? Скажи мне просто.
УГОЛ. Как будто 90.
ШАР. А в остром иль в тупом?
УГОЛ. Они мне братья, но разные у них объятья. Тупой мне старший брат, и верьте мне на слово, всегда он более прямого, а острый младший брат. Ручаюсь головой, что угол меньше, чем прямой.
ШАР. Но если стороны твои мы будем продолжать...
УГОЛ. Тогда я стану возрастать (общий смех).
ШАР. Вот видишь, милый, стало всем смешно, ты плохо знаешь сам себя.
УГОЛ. Ошибся я.
ШАР. Но поправляй ошибку, истину любя, от градусов зависишь ты, таков закон, что не, причем длина твоих сторон. Продолжи их хоть до конца вселенной, раструб твой будет неизменный. Кто за тобой?
ТРЕУГОЛЬНИК. Зовусь я треугольником. Со мной хлопот не оберется школьник; ведь я часть плоскости, имею три угла, и сумма их составит два угла прямых.
ШАР. За правильный ответ тебе хвала. Еще ли нет в тебе частей, каких?
ТРЕУГОЛЬНИК. Попарно три прямых пересекаясь, мне к трем углам дают три стороны. По-разному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны; коль остры все углы я остроугольник, с одним тупым - тупоугольник, коль остры два угла, а третий прям - прямоуголен я. По сторонам бываю я равносторонним, когда все стороны равны. Когда же все стороны разные даны - зовусь разносторонним, и если, наконец, две стороны равны, то равнобедренным я величаюсь. А от других фигур тем отличаюсь, что через вершины 3-х углов окружность провести всегда готов. За хорды стороны примите, и центр ее тогда легко найти.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. Пора мой друг вам и уйти, меня к докладу пропустите.
ШАР. Имеешь ты особую примету.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. Моих примет никто не перечтет, о том всему известно свету от древних египтян мне был почет, через меня и Пифагор стал славен. Уж так и быть, открою свой секрет: квадрат моей гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
ШАР. Хоть правилен ответ, но ты закончи, мой дружок, мне это, право, невдомек.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. Да ты послушай только, круглопузый, пусть будет 5 гипотенуза, в ее квадрате ровно 25, а катеты мои четыре три, сложи квадраты их и посмотри и ты получишь в сумме 25.
ШАР. Как смеешь ты так дерзко отвечать. Изволь сейчас же замолчать. В знак порицанья и укора, во век зовись штанами Пифагора.
ЦИЛИНДР. Кто там еще?
КВАДРАТ. Рекомендуюсь я - квадрат, любую площадь я измерить рад, с глубокой древности я - мера площади, она в квадрате стороны моей ведь у меня 4 стороны и все они равны.
ШАР. Ну, это мы слыхали.
КВАДРАТ. Но у меня притом равны диагонали. Углы они мне делят пополам, на части равные разбит я ими сам.
ПРЯМОУГОЛЬНИК. И у меня равны диагонали.
ШАР. Постой дружок, тебя не вызывали.
РОМБ, (перебивает) Мои, хоть не равны, но под прямым углом пересекаются, могу уверить в том, совсем как у квадрата.
ШАР. Да, постой. Ты черед не соблюдаешь свой.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ. Я - параллелограмм.
ШАР. Тебе я тоже говорить не дам.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ. Хоть стороны мои попарно и равны и параллельны, все ж я в печали, что не равны мои диагонали, притом одна к другой наклонены.
ПРЯМОУГОЛЬНИК. Да и углы не делят пополам.
ШАР. Нет, это просто срам (звонит в колокольчик) (кричит) К порядку граждане! Нельзя же так! Вы превратили заседанье в кавардак! Чья очередь?
(Квадрат, дремавший до этого, всхрапывает и наклоняется)
УГОЛ, (кричит) Смотрите! Наш квадрат свалился. Бедняжка, до чего перекосился.
ШАР. Своих прямых углов лишился он. Хоть не утратил равенства сторон.
КВАДРАТ, (просыпаясь) Простите, я вздремнул и наклонился и в ромб как видите, при этом превратился, (выпрямляется) Ну вот я стал по-прежнему "квадрат" и под прямым углом все стороны стоят (подходит трапеция).
ШАР. Чья очередь? Что это за фигура? В ней вижу я особенность контура.
УГОЛ, (поспешно) На этот раз уж буду с ней и я, назвав ее трапеция.
ШАР. Гражданка! Ваши свойства назовите (трапеция молчит). Не знаете? Да что же вы молчите?
ТРАПЕЦИЯ. Мне дурно… я… ужасно устала, и кажется, забыла все что знала (падает в обморок).
УГОЛ. Какая кривобокая!
ШАР. Беда не велика. Бывают у трапеции и равные бока. Конечно дела суть не в этом. Ох, не люблю я этих нервных дам. Ну, кто знаком с ее характером?
КВАДРАТ. Бока ей разделите пополам и по - середке линию ведите, потом два основания сложите.
ШАР. И что получится?
КВАДРАТ. Что средней линии длина их полусумме в точности равна.
ШАР. Ты молодец. Свои не только свойства знаешь, но за другими примечаешь.
УГОЛ, (кричит) Смотрите! Пифагоровы штаны лежат на плоскости и тоже без сознанья.
ТОЧКА. Я думаю, что все утомлены. Пора бы кончить заседанье.
ЦИЛИНДР. (На ухо шару) Он прав, почтенный шар, и нам уж по домам сказать, по правде, захотелось.
ШАР. Ну что ж друзья мои, не возражаю. Мы от собравшихся гостей достаточно узнали новостей. Благодарю, что аккуратно вы явились и честно потрудились все ваши свойства съезду пояснить. Теперь легко ребятам изложить суть геометрии. Прощайте! Но только ваших свойств не забывайте, когда для съезда срок мы изберем, вас всех опять повесткой созовем. Признательность свою вам выражаю и заседанье закрываю.
Ведущая 1: Не каждому ученику во время учебы удается побывать на настоящем геометрическом съезде. Но в стране математики встречаются и веселые происшествия. Вот что случилось однажды с незадачливым треугольником.
Сценка стихотворение Е.Панина « Треугольник и квадрат» (Б.А.Кордемский «Увлечь школьников математикой»)
АВТОР:
Жили-были два брата –Треугольник с Квадратом.Старший – квадратный,Добродушный, приятный.Младший – треугольный,Вечно недовольный.Стал расспрашивать Квадрат:
КВАДРАТ:
- Отчего ты злишься, брат?
АВТОР:
Тот кричит ему:
ТРЕУГОЛЬНИК:
- Смотри!Ты полней меня и шире.У меня углов лишь три,У тебя же их четыре.
АВТОР:
Но Квадрат ответил:
КВАДРАТ:
- Брат!Я же старше, я – Квадрат.
АВТОР:
И сказал ещё нежней:
КВАДРАТ:
- Неизвестно, кто нужней!
Звучит музыка (колыбельная). Квадрат укладывается спать в кровать. Треугольник прячется среди мебели.
АВТОР:
Но настала ночь, и к брату,Натыкаясь на столы,Младший лезет вороватоСрезать старшему углы.Уходя, сказал:
ТРЕУГОЛЬНИК:
- Приятных я тебе желаю снов!Спать ложился ты квадратным,А проснёшься без углов.
АВТОР:
Но наутро младший брат,Страшной мести был не рад.Поглядел он – нет Квадрата.Онемел… Стоял без слов…Вот так месть! Теперь у братаВосемь новеньких углов!
Конкурс на самый математический класс.
Разминка-викторина (каждому классу задается несколько вопросов на сообразительность и смекалку).
Каждый класс получает 4 задания. При выполнении которых учитывается скорость и правильность. Класс разбивается на 4 группы.
А) придумай математический термин с буквой «У»,
Б) сосчитай количество треугольников,
В) разгадай арифметический ребус,
Г) расшифруй изречение Галилея о математике.
3. Пока жюри подводит итоги конкурса, ученик показывает математический фокус, связанный с угадыванием братьев и сестер (Ф.М. Шустеф «Материалы для внеклассной работы по математике»)
Подводятся итоги.
Ведущая 2: Да, математика сложна, и в этом нет сомнения,
Но что достигнуто трудом, приносит наслаждение.
И в мире чисел, формул вам я желаю радости познания.
Внеклассные (внеурочные) занятия проводятся с целью углубления математических знаний учащихся, расширения их кругозора, решения примеров и задач повышенной трудности, знакомства с некоторыми внепрограммными вопросами, сведениями из истории математики.
В школьной практике встречаются такие виды внеклассной работы со школьниками: математические кружки, олимпиады, викторины, экскурсии, "вечер" занимательной математики, выпуск математических газет, оформление математического уголка.
Организуя внеклассную работу, учителю нужно придерживаться следующих рекомендаций:
1) внеклассное занятие проводится с учетом уровня математической подготовки учащихся;
2) внеклассная работа основана на принципе добровольности с учетом индивидуальных запросов учащихся;
3) занятия отличаются от уроков и преимущественно носят занимательный характер;
4) учащимся предоставляется больше инициативы и самостоятельности при проведении мероприятий.
Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости поматематике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные задачи.
Учитывая то, что основная цель вечера – повышение интереса к математике, желательно привлечь к его организации как можно больше учащихся. Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера программы, то его интерес к вечеру значительно возрастет.