Урок по теме Хождение за три моря
ТЕМА. «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ». 5 класс. ФГОС.
Предмет. География.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: Формирование представлений учащихся о путешествии А.Никитина в Индию о его вкладе в изучение региона.
Задачи:
1.Образовательные: рассмотреть причины и особенности путешествия А. Никитина, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью путешественника и раскрыть его роль в формировании представления об Индии на Руси.
2.Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с текстом для исследования ,Предметные: называть и показывать географические объекты; знать исторические названия морей;
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника и с дополнительным материалом, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять инициативность и самостоятельность
4. Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: географическая карта мира, карта полуострова Индостан, контурные карты (на каждого уч-ся), фрагмент карты с изображением маршрута А.Никитина, презентация урока с фотографиями, аудиофрагментами и видеофрагментами.
5.Структура и ход урока.
Деятельность учителя и учеников.
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Хождение за три моря»
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Вспомните: Что такое море? Особенности взаимного положения России и Индии? Род занятий первых путешественников
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Этап 2. Создание проблемной ситуации
Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации
Вступают в диалог, проговаривают и осознают его (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
Этап 3. Целеполагания:
Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
Учитель. Много интересных мест на земле. Я хотела бы вам предложить путешествие в удивительное место . Надеюсь оно вам понравиться.
Милостию божией прошел я три моря. (Остальное бог знает, богпокровитель ведает.) Аминь! (Во имя господа милостивого, милосердного.Господь велик, боже благой, господи благой. Иисус дух божий, мир тебе. Бог
велик. Нет бога, кроме господа. Господь промыслитель. Хвала господу,
II ЗАДАНИЕ Прочитайте текст и выполните задания.
За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.
Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море --Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская. Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича.
Поплыл я вниз Волгою.
…И приехал я в Нижний Новгород к Михаилу Киселеву, наместнику, и к пошленнику Ивану Сараеву, и отпустили они меня без препятствий. Плывем мы мимо Астрахани, а там цветы невиданные – лотосами звать… и царь нас увидел, и татары нам кричали: "Качма -- не бегите!". А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей. Настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять. Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут они нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке до еза. И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили,
чтобы вести не подали.
……А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый; а из Баку пошел за море -- в Чапакур. И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, вМазандаранской земле. Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана -- к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана -- к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара -- к Бендеру -- то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак. От Камбея поплыли к Чаулу, а из Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а морем шли шесть недель в таве до Чаула.
И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много -- дивятся белому человеку. Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять.
Задания:
1. Озаглавьте текст.________________________________________________________
2. Составьте план текстового материала, озаглавив части.
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________-
____________________________________________________________________________
3. С помощью карты и данного текста, а также текста учебника (§11), заполните таблицу:
Современное название моря Историческое название моря
Аравийское
Каспийское
Черное 4. Нанесите маршрут путешествия Афанасия Никитина.на контурную карту
благодарение богу всепобеждающему. Во имя бога милостивого, милосердного. Он
бог, кроме которого нет бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый,
милосердный. Он не имеет себе подобных. Нет бога, кроме господа. Он царь,
святость, мир, хранитель, оценивающий добро и зло, всемогущий, исцеляющий,
возвеличивающий, творец, создатель, изобразитель, он разрешитель грехов,
каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, всеведущий,
карающий, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий,
всеслышащий, всевидящий, правый, справедливый, благий.)аже в годы ордынского ига не прекращались дальние путешествия русских дюдей.
Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Сегодня мы поработаем в группах, каждая группа получит свое задания.
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К)
Этап 4. «Открытие» нового знания
Задания:
Группа 1.
Познакомиться с биографией А. Никитина.
1.Годы жизни.
2.место рождение.
3. основные занятия, вклад в географическую науку.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ СЛОВАРИ,ЭНЦИКЛОПЕДИИ.
Группа 2.
Определить основные цели путешествия Афанасия Никитина в Индию.
Какие три моря пересек А. Никитин во время своего путешествия?
Зачем А. Никитин отправился в Индию.
Результаты путешествия.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: ИНТЕРНЕТ САЙТЫ( по выбору учителя)
Группа 3.
Определить основные маршруты путешествия и показать на карте.
1.Определить маршрут.
2. Обозначить маршрут до Индии ( одним цветом) и (другим цветом )обратный путь.
3.Обозначить моря.
4.Показать основные пункты встречающиеся на пути.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: Учебник стр. 54-55. Карта полушарий ,атлас.
Группа 4.
Результаты путешествия А. Никитина.
1.Сколько лет А. Никитин провел в путешествиях.
2. Главный результат его путешествия?
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: Учебник стр.56-57.
Стимулирует активное участие всех детей к практической части. Практическая работа: «Сравнение исторических названий и географических названий морей. РЕЗУЛЬТАТ: Заполнить таблицу. Анализируя текст.
Современное географическое название. Историческое название.
Каспийское море Хвалисское море
Аравийское море Гунданстанское море
Черное море Стамбульское море
За молитву святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.
Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море - Дербентское5, дарья Хвалисская 6, второе море - Индийское, дарья Гундустанская, третье море - Черное, дарья Стамбульская.
Пошел я от Спаса 7 святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича 8 Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича 9.
За молитву святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.
За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий,
помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.
Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море --Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарьяГундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская.
Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя
своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия
Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь калязинский к святой Троице
живоначальной и святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и
святой братии получил благословение. Из Калязина плыл до Углича, и из Углича
отпустили меня без препятствий. И, отплыв из Углича, приехал в Кострому и
пришел к князю Александру с другой грамотой великого князя. И отпустили меня
без препятствий. И в Плес приехал без препятствий.( заполняют таблицу)
Предполагают название темы. Формулирую значимую для себя.ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ
Хождение- старославянское слово. 1. Странствие, путешествие.2. Жанр древнерусской литературы-описание путешествия.
Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?»
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
С какой целью отправился Афанасий Никитин в путешествие в Индию?
Через какие 3 моря проходило путешествие А. Никитина?
Как называется книга?
Обсуждают в группах и индивидуально ,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
Этап 6. Рефлексия
Корзина идей. ( Свое мнение об уроке пишут все учащиеся, выборочно зачитываем мнение)
Дерево успеха.( Свое эмоциональное настроение отобразить в цвете.)
Итоговое слово учителя. Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского, который побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели - открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие языки. .В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику.
Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!
(итог урока)
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
Этап 6. Домашнее задание.
Домашнее задание
§ 11.. Подготовить мини-проект (2-3 человека) «Путешествие А.Никитина» (описание городов, маршрута путешествия )Список использованной литературы
Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2013.
Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. - Москва: Аванта+, 2004.
Верзина А.К. Географические игры в школе. Из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1966.
Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2009.
Домогацких Е.Л. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. –Москва: Русское слово, 2008.
Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. –Москва: Русское слово, 2009.