Конспект урока по теме Морской путь в Индию (5 класс)
План-конспект урока № 13
Тема урока: «Морской путь в Индию»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование представлений обучающихся об открытии морского пути в Индию, знакомство с первооткрывателями и их вкладом в открытии новых земель.
Технология проведения урока : развитие критического мышления, технология смыслового чтения
Этап урока
(обязательные этапы урока) Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат коррекция
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности обуч-ся к уроку.
Рефлексия «Светофор»
«Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие и открываем Эпоху Великих географических открытий. А отправимся мы в страну, в которой вы уже были».
Актуализация знаний обуч-ся по заданию (кроссворд, маршрутный лист)
Просит обменяться маршрутными листами, проверить ответы
«Итак, мы отправляемся в страну, про которую когда-то сказал Марк Твен: «Земля грёз и романтики, неслыханного богатства и небывалой нищеты, роскоши и бедности, дворцов и лачуг, голода и чумы, духов и исполинов, ламп Алладина, тигров и слонов, кобр и джунглей, страна сотен народов и языков, тысячи религий и двух миллионов богов…». Мы отправляемся в Индию.»- На прошлом уроке вы отправлялись в Индию. С кем и каким путем следовали?
- Сегодня в Индию мы отправимся другим путем. Не пешком, как Афанасий Никитин! Каким?
Тема «Морской путь в Индию» Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют свою готовность и настой на урок
Разгадывают кроссворд, отгадывают ключевое слово (страна).
Взаимопроверка.
Вспоминают тему прошлого урока.
Определяют, каким путем отправляемся в Индию. Определяют тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь Личностные УУД (формирование мотивации)
Познавательные УУД (применяют полученные знания, взаимопроверка, оценка результатов деятельности)
Личностные УУД (формирование мотивации)
Познавательные УУД (вспоминают полученные знания)
Коммуникативные УУД (отвечают на поставленные вопросы), Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Метапредметные:
- познавательные: умение находить главное в тексте, определять понятие, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели, выполнять учебные действия в соответствии с заданием, оценивать достигнутые результаты;
- коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Предметные: усвоение понятия «Эпоха Великих географических открытий», запоминание имен первооткрывателей, причастных к открытию морского пути в Индию. 2.Целеполагание
Организует обсуждение в ходе, которого формулируются цели и задачи урока Формулируют и принимают цели и задачи урока Личностные УУД (проявление интереса к поставленной задаче)
Регулятивные УУД (планируют деятельность)
Коммуникативные УУД (формулируют, предлагают задачи урока) 3.Планирование
Учебно-познавательная деятельность Итак, сегодня на уроке мы узнаем:
Эпоха Великих географических открытий
Зачем нужен был морской путь в Индию
Генрих Мореплаватель
Бартоломеу Диаш и Васко да Гама
Предлагает прочитать текст в маршрутном листе «Эпоха Великих географических открытий». Дать определение «Эпоха Великих географических открытий»
Напоминает работу в схемах предыдущих уроков.
Предлагает работу с текстом в учебнике и схемой в маршрутном листе. Погружает в проблему.
Организует проверку правильности выполнения задания
Создает проблемную ситуацию. Вставить пропущенные слова в текс, работа с учебником и маршрутным листом
Проверяет правильность выполнения задания
А теперь новый вид задания.
- Посмотрите и прослушайте видеофрагмент. По окончании прослушивания ответьте на вопросы в маршрутном листе.
Проверяет правильность выполнения задания
Кокой был Васко да Гама? И помогло ли ему это в достижении поставленной цели?
Создание проблемной ситуации. Читаю и проговаривают «Что мы узнаем на уроке?»
Читают и анализируют текст. Дают определение. Делают записи в тетрадь
Вспоминают работу со схемой.
Читают текст, анализируют и составляют схему «Путь от принца Генриха до Генриха Мореплавателя».
Проверяют, сравнивают
Работают с текстом в учебнике и заданием в маршрутном листе. Находят и выписывают в тетрадь пропущенные слова.
Озвучивают ответы
Просмотр и прослушивание видеофрагмента «Васко да Гама». Отвечают на вопросы.
Озвучивают ответы.
Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию. Личностные УУД (формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний)
Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )4.Самоконтроль, взаимоконтроль
Разбивает на группы (3-4 человека). Создание проблемной ситуации.
«Кластер» Работаю в группах (3-4 человека).
Составляют кластер.
Озвучивают свои записи, слушаю ответы, анализируют Коммуникативные УУД (работа в группе, участие в обсуждение поставленной проблемы)
Регулятивные УУД (планирование деятельности )Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, выстраивание логической цепочки рассуждений) Домашнее задание Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Записываю задание в дневник Личностные УУД (учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание) 5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Организует самооценку и рефлексию
Я узнал
Я научился
Я понял Слушают и оценивают свою деятельность на уроке Регулятивные УУД (умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока)Личностные УУД (эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке)