Программа кружка «Мой родной город».
Программа кружка «Мой родной город».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа на выбор адресована учащимся 9 классов. Программа актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественно - научного профиля обучения. Взаимодействие общества и природы происходит на глобальном, региональном и локальном уровнях. Понимание глобальных проблем человечества возможно при условии глубокого и всестороннего рассмотрения национально-региональных проблем, имеющих жизненно - важное значение для развития отдельных государств и регионов. Жизнедеятельность Россиянина протекает в условиях конкретного геопространства с присущими только ему ландшафтными условиями. Взаимодействие природной среды на общественное развитие опосредуется природными условиями и природными условиями конкретного региона. Это определяет необходимость тщательного анализа и учёта природных факторов при организации жизни и производственной деятельности населения.
Программа направлена на расширение знаний учащихся о городе, в котором они живут, а его культурно-исторических и экологических проблемах.
Новизна курса:
Для учителя, находящегося в жестких рамках учебной программы и отведенного для ее изучения времени, существует опасность «учить тому же и так же, как и раньше, но только за более короткое время». За повседневной суетой нам бывает сложно разглядеть личность ученика, мы забываем о необходимости способствовать ее росту и развитию. К тому же и творческое начало учителя не получает должной реализации.
Данная программа позволяет:
- разнообразить методы и формы работы для проектирования индивидуальной траектории развития каждого ребенка и обеспечить творческий успех учителя;
- ориентировать учащихся не только на усвоение знаний, но развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- формировать ценностное и критическое отношение к знанию.
Обучая детей исследовательской деятельности, мы создаем мотивацию к саморазвитию, формируем творческие способности, развиваем умение ставить проблему и самостоятельно находить решение, развиваем коммуникативные способности, формируем чувство личной ответственности.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Реализуется программа в следующей логической последовательности: в начале вводная теоретическая установка учителя, затем поисковая самостоятельная деятельность учащихся и в заключение – представление результатов самостоятельной поисковой деятельности.
Цель курса: на региональном материале развивать интерес, склонность, исследовательские способности девятиклассников, формировать мотивацию на самостоятельную поисковую работу, расширять социально-культурные потенциалы личности школьника.
Задачи курса:
Ознакомление школьников с методами организации позновательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного населения родного края.
Обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся за счёт непосредственного воздействия с объектами природного и культурного наследия родного края.
Формирование у школьников нравственного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Включение учащихся в социально-значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия родного края.
Привлечь внимание школьников к природным достопримечательностям города, в котором они живут.
Изучить историю своего населённого пункта по архивным материалам (газеты, архивы, карты, музеи):
а) выявить объекты истории и культуры и описать их;
б) выявить памятники природы и объекты, которые можно было бы отнести к природным достопримечательностям города, и описать их.
Изучить регионально-экологическую обстановку. Описать экологическое состояние своего населённого пункта (водоёмов, воздуха, растительности, почвы). Изучить интенсивность транспортного потока и его влияние на экологическое состояние города. Составить карты транспортных нагрузок на дорогах, проходящих через город или вблизи его.
В основу построения содержания курса положены следующие принципы:
- принцип междисциплинарности
Знания о городе включают различные аспекты: биологические, географические, исторические; город, его памятники, зелёные зоны являются источников вдохновения для поэтов, музыкантов, художников;
- принцип гуманизации
Город рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека, в том числе этнические, эстетические. Духовные потребности рассматриваются через эволюцию мотивов, ценностных ориентаций, идеалов, формирующихся у учащихся по отношению к родному краю;
- принцип проблемности плюрализма предлагает рассмотрение содержания на примере экологических проблем города; это предусматривает овладение системой знаний: о причинах проблем, путях их решения;
- принцип историзма
Исторический анализ необходим для понимания современных процессов, прогнозирование будущих тенденций их развития.
- краеведческий принцип
Краеведение обладает высоким нравственным и эстетическим потенциалом, комплексно воздействует на все сферы личности ребёнка, способствует развитию важных умений и навыков, связанных с поведением человека.
- личностно-деятельный принцип
Проявляется в учёте объективного опыта учащихся, реализация этого принципа осуществляется путём предоставления школьнику возможности выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы заданий.
Основные виды занятий:
- Лекция
- Проблемная лекция;
- Лабораторные и практические занятия;
- Урок-экскурсия;
- Зачет.
Ожидаемые результаты:
- утвердиться в выборе профессии;
- овладеть методами элементарных исследований;
- уметь представлять результаты исследований в виде таблиц, графиков, отчетов;
- уметь делать выводы;
- уметь работать с дополнительными источниками информации и подбирать необходимый материал.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Содержание
Всего часов
Лекции
Практика
1. Введение
1
1
-
2. История возникновения города
7
2
5
3. Исторические памятники города
7
2
5
4. «Зелёные острова города»
7
2
5
5. Экологические проблемы города
10
2
8
6. Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
34
9
25
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. (1 ч.)
На вводном занятии учащиеся знакомятся с программой курса, видами заданий, с формами и планируемым объёмом практических и творческих работ, а также с необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при изучении курса. На этом занятии определяется критерии оценки деятельности учащихся.
Тема 1. История возникновения города (7 ч.)
Лекция. История населённого пункта по архивным материалам, собранным учителем. Годы образования, причины возникновения именно на этом месте. (2 ч.)
Практическая работа. Работа в архивах и библиотеках. Выяснить, какие изменения произошли. Что было на этом месте раньше? Найти стихи, рассказы, песни, частушки и т.д.
Познакомиться со старожилами населённого пункта, побеседовать с ними. Записать их рассказы. Собранный материал оформить. (5 ч.)
Тема 2. Исторические памятники города (7 ч.)
Лекция. Возникновение исторических и культурных памятников города.
(2 ч.)
Экскурсия в краеведческий музей. Узнать, какая одежда была у жителей города в разное время. Описать, сделать фотографии, составить паспорт памятника истории или культуры. (5ч.)
Тема 3. «Зелёные острова» города (7 ч.)
Лекция. Город Димитровград – физико-географический очерк. Красота лесов, парков, водоёмов. (2 ч.)
Урок-экскурсия с последующим практическим занятием. Совершить прогулку, экскурсию по наиболее интересным и красивым местам города. Описать их. Составить паспорт природы (геологического объекта, реки, родника, дерева и т.д.). (5 ч.)
Тема 4. Экологические проблемы города (10 ч.)
Проблемная лекция. Состояние воздушной и водной среды, почвы. (2 ч.)
Лабораторные и практические работы. Провести исследование растительного и животного мира. Составить экологический паспорт населённого пункта или территории. (8 ч.)
Тема 5. Итоговое занятие (2 ч.)
В ходе итогового занятия проводится обобщение материала курса, осуществляется профессиональная ориентация учащихся. Обработка материалов собранных на занятиях. Отчёт учащихся. (2 ч.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Начните своё исследование в архивах и библиотеках.
- Изучите старые и современные карты того места, где находится город.
- Выясните, какие изменения произошли. Когда населённый пункт впервые появился на картах? Что было на этом месте раньше?
- Поработайте в архивах. Как изменилась численность населения? Какие племена и народности жили здесь раньше? Каков состав населения в настоящее время?
- Сходите в музей. Узнайте, какая одежда была у жителей города в разное время. Какой была система управления? Как она менялась?
- Поработайте в библиотеке с подшивками газет. Какие интересные и важные события произошли в городе? Найти стихи, рассказы, песни, частушки, посвящённые городу.
- Познакомьтесь со старожилами города. Побеседуйте с ними. Запишите их рассказы.
2. Совершите прогулки, экскурсии по наиболее интересным местам города. Какие природные и архитектурные достопримечательности есть в городе?
- Опишите их, сделайте фотографии.
- Составьте паспорт памятника истории или культуры.
- Составьте паспорт памятника природы (геологического объекта, реки, родника, дерева и т. д.).
- Составьте паспорт памятника архитектуры.
- Возможно, у вас появится желание рассказать о каком-то замечательном уголке города. Вы можете сделать это в форме рассказов, стихов, эссе, рисунков, картин и т. д.
3. Проведите исследования растительного и животного мира.
- Какие растения и животные встречаются в городе?
- Какие виды растений и животных встречаются в ближайших лесах и водоёмах?
- Возможно, поблизости от вашей школы есть замечательный уголок природы, над которым вы могли бы взять шефство.
4. Составьте экологический паспорт города, или территории, прилегающей к школе:
- Составьте карту транспортных нагрузок.
- Составьте карту несанкционированных свалок.
- Изучите качество воды в ближайших водоёмах.
- Отметьте на вашей карте «зелёные островки», которые ещё сохранились в городе.
- Подумайте, что могли бы сделать для улучшения состояния вашего города, для создания новых «зелёных островов».
- Расскажите о том, что нужно сделать, чтобы превратить территорию вашей школы, двора, города в «зелёный островок» России? Представьте фото или видеоотчет, рассказы, рисунки.
- Проведите конкурс плакатов и рисунков, призывающих создавать, как можно больше «зелёных островов».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
Содержание работы и деятельность учащихся
1
Введение.
1
Лекция учителя
Учащиеся знакомятся с программой курса, видами заданий, с формами и планируемым объёмом практических и творческих работ, а также с необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при изучении курса
2
История возникновения города
2
Лекция учителя
Учащиеся знакомятся с историей образования населённого пункта
5
Практическая работа
Работа в архивах и библиотеках. Выяснить, какие изменения произошли. Что было на этом месте раньше? Найти стихи, рассказы, песни, частушки и
т. д. Познакомиться со старожилами населённого пункта, побеседовать с ними. Записать их рассказы. Собранный материал оформить.
3
Исторические памятники города
2
Лекция учителя
Учащиеся знакомятся с историческими и культурными памятниками города
5
Экскурсия в краеведческий музей
Узнать, какая одежда была у жителей города в разное время. Описать, сделать фотографии, составить паспорт памятника истории или культуры
4
«Зелёные острова» города
2
Лекция учителя
Учащиеся знакомятся с «зелеными островами» города
5
Урок-экскурсия с последующим практическим занятием
Совершить прогулку, экскурсию по наиболее интересным и красивым местам города. Описать их. Составить паспорт природы (геологического объекта, реки, родника, дерева и т.д.).
5
Экологические проблемы города
2
Проблемная лекция
Учащиеся знакомятся с состоянием воздушной и водной среды, почвы
4
Лабораторная работа
Провести исследование растительного и животного мира.
4
Практическая работа
Составить экологический паспорт населённого пункта или территории
6
Итоговое занятие
2
Зачет
В ходе итогового занятия проводится обобщение материала курса, осуществляется профессиональная ориентация учащихся. Отчёт учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Фамилия и имя обучающегося__________
Дата защиты _________________________
Тема работы_________________________
Цель работы_________________________
Достижение целей работы
(5 бал.)
Оформление (5 бал.)
Защита
Процесс работы над работой (5 баллов)
Представление
(5 бал.)
Ответы на вопросы
(5 бал.)
Творчество
Использование дополнительной литературы
Практическое применение работы
Умение работать в группе
Само-
оценка
Оценка учителя
Оценка учащихся
ИТОГО
Общее количество баллов за работу___________
Отметка___________________________________
Шкала оценок
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект
Приложение 2
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЧЁТНОЙ РАБОТЫ.
Критерии отчётной работы
Актуальность проблемы работы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника работы в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников работы
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления работы
Умение отвечать на вопросы
Последовательность работы над проектом
№
п/п
Этапы работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
2
3
4
5
1
Подготовка
Оформление темы и целей работы. Формирование рабочей группы
Обсуждают предмет работы с учителем. Устанавливают цели
Организует выбор темы работы, его типа. Определяют количество участников. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей. Наблюдает за деятельностью школьников
2
Планирование
Определение источников информации, способов её сбора и представления результатов деятельности.
Определение критериев оценки. Распределение обязанностей.
Определяют задачи. Вырабатывают план действий, критерии успехов проектной деятельности
Предлагают идеи.
Наблюдает за деятельностью обучающихся. Оказывает помощь в поиске необходимой информации
3
Исследование
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, выполнение эскизов. Выбор оптимального варианта.
Выполняют эскизы, работают над решением промежуточных задач
Руководит самостоятельной работой школьников. Проводит обсуждение промежуточных результатов.
4
Формулирование и оформление результатов
Анализ информации, формулирование выводов
Оформляют работу
Консультируют обучающихся
5
Защита работ
Презентация работы
Участвуют в презентации
Играет роль рядового участника презентации
6
Оценка результатов проектной деятельности
Анализ выполнения работы
Участвуют в оценке работы
Участвует в оценке работы. Осуществляет внешнюю оценку
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для учащихся
Фамилия, имя_________________________________________________________
Твоё отношение к курсу
Мне понравилось заниматься
Мне было трудно
Это точно не для меня
Другое_________________________________________________
Сколько времени занимает выполнение проекта?_____________________________________________________
Хочешь ли ты знать больше, чем даётся на уроке?
Да
Нет
Какого вида работы тебе нравятся больше?
Индивидуальные
Работа в группе
Другое__________________________________________________
6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении:
Да
Нет
Другое____________________________________________________
7. Твои пожелания и предложения____________________________________________________
Спасибо за ответы!
ЛИТЕРАТУРА
Страницы истории Мелекесса. Очерки по истории Среднего Поволжья. Ф.Касимов. Димитровград, 2007.
Ф. Касимов «История Мелекесса и его окрестностей». - Д.: Издательство «Поинт», 1996г.
Милюшов А.С. «История мелекесско – димитровградских улиц». – Д.: Издательский Центр «ЮНИП - ресс». 2008. – 152с.
«Димитровград» книга – альбом. Создана по заказу админисмтрации города Димитровграда редакционно – издательской фирмой «Ника», 1998 г.
А.Н.Петрова, Н.Ф. Прохорова Хроника событий в Мелекессе – Димитровграде (17 – 20 в.в.) Хронологические заметки. - Димитровград: «Димитровградский краеведческий музей», 1998
Книга – альбом «Димитровград – Мелекесс – 310 лет» . – Т.: Издательство «Ника» 2008г.
Историческое краеведение. Учебное пособие для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Т.Б. Тбардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002 – 240с.
Географическое краеведение. Учебное пособие для 6- 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А.Баранова, Н. В. Лобиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002 – 240с.
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под ред. В.В.Благовещенского. Ульяновск: «Дом печати», 1997. – 184с.
Интернет сайты:
- dimitrovgrad. ru / invest/ doc. / inv
- rus – trip. ru / ulyanovskaya /1199-g
13PAGE 15
13PAGE 14115