Технологическая карта к уроку Одноклеточные водоросли


Тема урока

Одноклеточные водоросли


Цели
урока
Деятельностная
формирование у учащихся УУД на примере изучения одноклеточных водорослей


Предметно – дидактическая
выделить особенности строения одноклеточных водорослей, познакомиться с приспособленностью их к среде обитания; определить роль одноклеточных водорослей в природе и жизни человека




Планируемые результаты урока

Предметные

отличают водоросли от других изученных растений
объясняют особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных зелёных водорослей
знают понятия таллом, слоевище, хламидомонада, хлорелла, хроматофор, жгутик, красный глазок



Метапредметные

участвуют в постановке и решении учебной проблемы
составляют план изучения нового материала
работают с текстом учебника и находят необходимую информацию
сравнивают различные объекты
участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения
работают в парах


Личностные
убеждаются в познаваемости окружающего мира



Тип урока
По ведущей дидактической цели
изучение нового материала



По способу организации
комбинированный


По ведущему методу обучения
репродуктивный

Методы обучения
Основной
объяснительно-иллюстративный


Дополнительный
Рассказ, объяснение, самостоятельная работа с учебником, демонстрация


Основные вопросы урока

1. среда обитания одноклеточных зелёных водорослей
2. отличия в строении хлореллы и хламидомонады
3. размножение одноклеточных зелёных водорослей на примере хламидомонады
4. значение зеленых одноклеточных водорослей в природе и жизни человека


Средства обучения


Учебник:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. -141 с.
Рабочая тетрадь:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В. В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014. - 60 с.
Презентация к уроку «одноклеточные водоросли»
Видеоматериал
«Размножение хламидомонады»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока
Методы обучения
Учебно - познавательные задачи урока
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Методы оценки/cамооценки




Деятельность учителя
Деятельность ученика

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные


1
Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Эпиграф: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Приветствует учителя. Включаются в деловой ритм урока
2

Прогнозирование своей деятельности.
Вступают в диалог


2
Актуализация опорных знаний.
Рассказ, Беседа

Учитель предлагает прослушать слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда.»
Задает учащимся наводящие вопросы.
Мы говорим: "Пруд зацвел". Что это значит? Ведь если он зацвел, то должны быть цветы. Где же они?
Помогает учащимся в постановке темы урока и формулировке его цели. Обращает внимание учащихся на план урока
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют тему урока, цель урока. Составляют план изучения темы Одноклеточные зелёные водоросли:
1. Среда обитания
2. Строение хлореллы и хламидомонады
3. Размножение хламидомонады
4. Значение в природе и жизни человека.

Делают записи в тетради
4
Поиск и выделение необходимой информации
Составление плана и последовательности действий
Участвуют в коллективном обсуждении, планируют общие способы работы


3
Формирование ЗУН
Демонстрация, беседа, рассказ, работа с учебником
Учитель объясняет, демонстрирует новый материал и дает необходимые комментарии.
Готовят презентацию на тему: «Среда обитания одноклеточных зелёных водорослей».
Делают записи в тетрадях.
Работают с текстом учебника и рисунками «Строение хлореллы и хламидомонады».
Зарисовывают строение хлореллы и хламидомонады в тетради.
Смотрят фрагмент видеофильма о размножении хламидомонады.
Рассказываю о половом и бесполом размножении хламидомонады по схемам
20
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ и сравнение объектов. Структурирование знаний.
Преобразование графической схемы в словесный рассказ
Контроль сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений
Умеют слушать и слышать друг друга, обучаются монологической и диалектической формам речи
Взаимопроверка, самопроверка

Физкультминутка – 2 минуты

4
Развитие способов умственной деятельности


Учитель направляет работу учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу
Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу:
«Строение зелёных одноклеточных водорослей»
Зарисовывают у доски клетку хлореллы и хламидомонады, подписывают части клетки.

8

Структурирование новых знаний.
Рефлексия способов и условий действия.


Коррекция полученного результата, внесение необходимых изменений
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности, участвуют в коллективном обсуждении
Взаимопроверка, самопроверка

5
Завершающий этап

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.
Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
4
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Осознание того, что уже усвоено
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.



Домашнее задание

Учитель формулирует домашнее задание и дает инструктаж по его выполнению.
Учащиеся записывают домашнее задание
2
Выделение существенной информации из слов учителя.






Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психолого -эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
.

Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока
3

Оценка уровня освоения материала
Проводят самооценку своей деятельности на уроке.
Оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях



15