Технологическая карта урока Увеличительные приборы 5 класс ФГОС Пасечник Линия жизни
Урок №6: «Увеличительные приборы»
5а,б классы (ФГОС)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Карасульская СОШ
Дидактические цели:
Образовательная: Познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа; сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.
Развивающая: научить учащихся работать с лупой и световым микроскопом.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к оборудованию.
Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
В сфере трудовой деятельности: соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
Метапредметные:
Познавательные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения структурировать материал.
Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Технологическая карта урока: «Методы изучения биологии» 5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Линия жизни»)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты: формирование УУД
Проблемная ситуация и актуализация знаний. -Сегодня вы вновь в лаборатории. Вспомним правила работы в лаборатории.
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их.
-Вы познакомились с многообразием живых организмов. Назовите царства организмов.
-За какими организмами мы не можем наблюдать с вами? (бактерии)
-Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей)
Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь.
-Вы знаете, такие приборы? (лупы, микроскоп)
-Если исходить из предположения, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов).
-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).
-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)
-Что нужно сделать, чтобы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)
-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?
-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа). Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Совместное открытие знаний. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Учитель консультирует, осуществляет контроль за выполнением работы.
1.Рассмотрите рис. 8 на стр.22 в учебнике, прочитайте статью параграфа «Лупа».
2.Ответьте на вопросы:
-Что собой представляют лупы?
-Какое увеличение они могут дать?
Практическая деятельность учащихся.
Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.
Выполните лабораторную работу на стр.24.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.
Эксперимент.
-Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?
-Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!
История создания микроскопа (самостоятельное чтение, обсуждение в случайных тройках по хлопку).
–Об истории создания микроскопа по учебнику самостоятельно читаем текст на с. 25 и ответьте на вопросы.
-История создания первого микроскопа?
-Кто усовершенствовал микроскоп?
Выполнение лабораторной работы «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним» (стр. 22-23). Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Находят в учебнике информацию, необходимую для выполнения задания.
Выполняют лабораторную работу, делают рисунки в тетради.
Читают текст параграфа. Выполняют лабораторную работу.
В познавательной (интеллектуальной) сфере: овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
В сфере трудовой деятельности: соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
Познавательные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения структурировать материал.
Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Первичное закрепление. Работа в группах по 4 человека.
-Перед вами рисунок микроскопа, дорисуйте недостающую деталь, назовите её и какова его роль (ребята по очереди выходят к доске по одному).
-Кто желает рассказать строение микроскопа.
По мере надобности учитель Работают в группе, выходят к доске и отвечают. Познавательные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения структурировать материал.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Домашнее задание. 1.Изучить §6. Ответить на вопросы к параграфу.
2.Выучить правила работы с микроскопом на с.24 учебника. Записывают домашнее задание. Рефлексия. Продолжите предложения:
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Я научился…
-Теперь я могу...
-Меня удивило…
-Мне захотелось ... Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.