Технологическая карта конструирования урока по природоведению (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
природоведение
Класс
5 класс
Тема урока
Что такое природа.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: 1) Объяснять что такое природа
2) Определять « объект природы»
3) Смогут отличать объекты природы от объектов, созданных человеком
Метапредметные: самостоятельно объяснять понятие природа. Определять «объект природы»; отличать объекты природы от объектов, созданных человеком.
Личностные: формировать УД – умения работы в группе, сам – но определять «объекты природы», расширять экологическую культуру.
Основные понятия, изучаемые на уроке: природа, объект природы
Вид используемых на уроке средств ИКТ: DVD фильм «Живая и не живая природа»
Образовательные интернет-ресурсы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
вспомните, что окружает человека в повседневной жизни;
как вы думаете, есть ли у природы границы?
Деятельность учителя
А) Вводная беседа:
- Очень часто в своей речи мы используем слово «природа». Но не всегда задумываемся о значении этого слова, о составляющем это понятие. Давайте на минуту задумаемся и попробуем ответить на вопрос «А что такое природа?»
Б) – А теперь откройте учебник на стр.146. Прочитайте и сравните свои предположения с вариантом, который даётся в тексте.
Деятельность учащихся
А) Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты из собств. наблюдений), которые связаны с формулировкой «природа». Высказывают свои мысли.
Б) Знакомятся с текстом и сравнивают свои ответы с текстом. Анализируют, почему не совпадают или объясняют, почему точно совпал их ответ с версией в учебнике.
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Сейчас многие из вас назвали такие существительные как трава, лето, дерево, дорога, мост, река, луна и т.д. А разве можно это всё назвать природой? Вы так думали сначала, а после того, как познакомились с текстом учебника, попробуйте разделить сущ. на группы!
Деятельность учащихся
- Вступают в диалог с учителем, выделяют группу объекты, объекты созданные человеком. Проговаривают различие и осознают его. Определяют, что луна, солнце – часть природы, но находятся далеко за пределами нашей планеты ,=> не являются частью природы Земли.
3. ЭТАП целеполагания
Деятельность учителя
- Ребята я считаю, что теме, которую мы изучаем не стоит посвещать целый урок. Мы уже постоянно говорили «природа», когда знакомились с материками Земли. А вы как думаете? Выкажите своё мнение!
Деятельность учащихся
- Высказывают свои мысли аргументируя. Тем самым ставят перед собой познавательные и учебные задачи.
Например:
- Я думаю что нужно изучать для того, чтобы чётко определять объекты природы
- Чтобы уметь отличать объекты природы от объектов созд. Человеком.
4. ЭТАП планирования.
Деятельность учителя
- Предлагаю вам разделиться на пары и посмотреть небольшой фильм о живой и неживой природе и после ответить мне на вопросы:
1) Чем отличается живая и не живая природа?
2) Чем отличаются объекты природы друг от друга?
Деятельность учащихся
Работа в парах: после просмотра фильма обобщают результаты просмотренного и высказывают. Остальные пары слушают, корректируют и дополняют.
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Деятельность учителя
После того как вы высказали свои предположения, вновь обратитесь к учебнику на стр.147 рис.84 и составьте своё описание прогулки по данным местам с указанием разнообразных объектов природы. Но для этого разбейтесь на группы.
Можно раздать алгоритмы работы:
1) Осмысли задание;
2) Рассмотри рисунок
3) Найти разнообразие объектов
4) Продумай последовательность ответа
5) Дай развёрнутый устный ответ
- Обучающиеся вступая, в диалог в группе выполняют данное задание (желательно в данном случае создать группы из сильных и слабых учеников). По истечению 5 мин. Высказывают свои ответы. Затем идёт корректировка и обобщение «Как ты понял, что сказал Саша?
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Деятельность учителя
На доске столбики:
Объект природы и объекты созданные человеком
- выйти и записать сущ. соответственно понятиям
2) Игра «Природный волейбол». Учитель бросает обучающемуся мяч, а обучающийся называет объект природы и отдаёт мяч обратно.
Как изменилось в вашем представлении значение слова «природа»?
Как вы думаете, есть ли у природы границы?
Деятельность учителя
2 человека выполняют задание у доски, остальные в тетради. 2 консультанта под руководством учителя проверяют.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
Давайте ещё раз вспомним, какие новые понятия вы сегодня узнали?
Кто имел представление о таком значении слова «природа», которое мы могли сегодня рассмотрели? А кто и что узнал для себя на этом уровне новое? Чей ответ вам сегодня понравился больше всего и почему? Как оцените свою работу?
Деятельность учащихся
Если затрудняются, вернуться к тексту учебника стр.146. Индивидуальные ответы обучающихся. Рисуют рисунок по теме: «Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком»
8 ЭТАП Домашнее задание
Параграф 27, рисунок, фотографии, слайд шоу по теме «Объекты природы»
15