Конспект урока Расписные яйца
Тема урока: Расписные яйца.
Цели урока:
1. Расширить знания учащихся об истоках обрядов и традиций народного праздника “Пасха”, приобщить детей к родной культуре, познакомить с историей и особенностями росписи на поверхности яйца.
2. Развивать творческие способности, совершенствовать умение работать кистью и красками. Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством художественной выразительности.
3. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Прививать аккуратность и трудолюбие. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания "Яйцо-писанка" или «Подставка под яйцо»
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Для учителя:
расписные яйца
плакаты «Расписные яйца»
презентации «Расписные яйца»
аудиозапись колокольного звона
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией расписных яиц, плакатов, презентаций. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели яйца или подставки под яйцо. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске: Весенний перезвон.
Учитель: Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник «Пасху». И неразрывно с этим праздником связан обычай дарить друг другу крашеные яйца.
Мировое яйцо. Откуда этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом.
По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Традиция эта более древняя, чем христианский обычай. Христианство включило этот образ в свою символику.
Пасха отмечается весной, когда дни уже становятся длиннее, а ночи короче. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И яйцо - символ извечного возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить.
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета это была крапанка. Еще были писанки яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали). Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Вопрос: Для чего делали яйца-писанки? Какие пожелания говорили?
Ответ: Чтобы подарить близким, любимым людям. Пожелать им процветания и здоровья, напомнить о красоте и бесконечности жизни.
Учитель: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. Самые известные из них - яйца фирмы Фаберже.
На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в это время жаворонки прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обычай «отпущения птиц на волю». Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Была и такая традиция: в пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне.
(Прослушивание записи колокольного звона.)
Учитель: Сейчас мы с вами тоже сделаем настоящее яйцо-писанку. Это не сложно. Только не надо спешить и делать все аккуратно.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.)
Учитель: Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные яйца – писанки у нас получились. Они не только украсят нашу выставку, но и пасхальный кулич на праздничном столе. Такие яйца можно смело подарить маме, бабушке и другим членам семьи.
15