Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П. Платонова Юшка

Урок литературы в 7 классе « Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»


Задачи:

Формировать умения анализировать текст, оценивать действия героев

Развивать речь детей, воображение


Воспитывать чувства сострадания, доброту.

Оборудование: Портрет А.П. Платонова, иллюстрации к рассказу, словари.


Ход урока:


Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Беседа по прочитанной в учебнике статье об А.П. Платонове
- Что вы узнали о писателе А.П. Платонове?
- В чем заключается своеобразие его личности?
- В какой семье вырос Платонов?
- Что больше всего любил в окружающей действительности?

Слово учителя:
На уроке мы сегодня мы познакомимся со светлым и непростым рассказом А.П. Платонова «Юшка». Рассказ о об очень важном качестве человека –о способности любить и не любить.
Разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие.
И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились
с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.
- Как автор изображает Юшку в начале рассказа?
- На что сразу сразу обращает внимание читателя? (Глаза)
- Почему писатель такими показал глаза Юшки?
- Как одет Юшка? О чем это говорит?


Работа со значением слова «юшка» (словарь Даля)
Работа со словарем.
В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.
- В каком значении использует это слово Платонов.( Первое значение – согласуется с именем- кровь, незаживающая рана. Второе - проявление отношения детей).

6. Анализ взаимоотношений Юшки с другими персонажами
Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Как относится к детям Юшка? Чего они от него ждут?
В отрывке 3 раза встречается слово «правда».
Дети не могут поверить , что такой человек ,как Юшка может быть живым, ведь он не как все.
Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые ,чем дети, люди? За что
они мучают Юшку?
Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? ( « взрослые ругали их» хочется продолжить6 «за такое отношение к Юшке» но этого нет)
Как объясняет автор такое отношение?
Прав ли Юшка., когда говорит Даше: « Меня , Даша, народ любит»?
Почему он испытывает не возмущение, а жалость?
Как перекликаются слова Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?
Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где
ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это
природа,
Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.
Что влечет героя в природу? ( безлюдье)

Чтение описания природы

В чем необычность восприятия героем природы?( живет по своим законам как единый организм, частью которого становится Юшка)
Задействованы все чувства6 обоняние ( благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?
Что необычное во фразе « смотрел в облака»( использует предлог в , а не на) . Что может видеть в них Юшка?
Что позволяет увидеть живую природу Платонова? (олицетворение).

Работа с иллюстрациями

- В природе герой даже видит образ близкий ему.( работающие кузнечики)
Но почему он старался не дышать на них?( впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)
В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился» В главных частях – действия Юшки, в придаточных - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки : забота и сострадание.

В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)
В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел ).
Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»
Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов , встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы сов.вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить.( о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите ( о детях, но не принадлежат им)

Во второй части Платонов передает действия героев глаголами совершенного вида( и Юшки, и людей). Почему?
Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.
Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопросительного предложения , но нет ?
Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди хотели видеть: Юшка осерчал.
Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?
Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому - «блаженный». Значение этих слов?
- Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что
выпал из общества 1 человек?
Почему? (исход символичен и поучителен)
Чего не сумели сделать люди? ( Увидеть человека в другом!)
Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?

Подведение итогов урока.
–Что же победило в душах людей?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?


Домашнее задание : Написать сочинение- рассуждение на тему «Что значит быть непохожим?»




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415