Исследовательская работа Лошади в истории
МБОУ СОШ №18 г. Чита
Исследовательская работа «Лошади в истории»
Выполнила: ученица 9 класса Кожуховская Софья.
Руководитель:учитель истории Рахманина
Елена Борисовна
20016 г.
Цели:
1.Исследовать роль лошадей в истории разных эпох и легендарных героев
2.Определить возможности лошади в боевых действиях.
Методы исследования:
Изучение литературы, исторических источников на сайтах.
Содержание:
Введение
Лошади в античные времена
Лошади в Средневековье
Лошади в Новом Времени
- лошади в Первой Мировой Войне
- лошади в Великой Отечественной Войне
5. Лошади в Новейшем Времени
Лошади Великих Полководцев
7. Вывод
8. Список литературы.
Введение.
Начиная работать над проектом «Лошади в Истории», я воспользовалась различной литературой, которая помогла мне больше узнать о роли лошадей в истории человечества.
Довольно часто упускается из рассмотрения то значение, которое животные сыграли как повседневные спутники человека на протяжении всего периода становления цивилизации.
Наиболее примечательным в этом смысле, представляется та роль, которую сыграла лошадь, которая многие тысячелетия была верным спутником человека во всех перипетиях его исторического пути. Именно потому, будет интересным проследить роль лошади в связи со сменой исторических эпох у разных народов и в различных условиях использования человеком этого животного.
Их роль была самой различной: от домашних животных до военной единицы. Путешественники, сидя на их спинах, писали истории открытия новых земель. Полководцы, верхом на них, завоёвывали территории. Простые люди использовали лошадей в своём сельском хозяйстве.
Лошади занимают особое место в царстве животных и в жизни людей. Современный вид Equus caballus является результатом одомашнивания - вот уже 6000 лет эти лошади служат людям, и в большинстве своём теперь занимают место на спортивной конной арене. Все современные лошади - потомки диких лошадей из азиатских степей.
2. Лошади в античные времена
В древнейший период мировой истории лошадь была мало знакома человеку, причиной такого положения дел было слабое развитие коневодства, некоторые народы, которые казались вполне развитыми для своего времени, как например, инки и ацтеки, не знали лошадей в принципе.
В период античности главное назначение лошади – ее использование в военном искусстве. Особенно большое распространение это применение нашло в армии Древнего Рима.
Лошадь и ее роль в военном деле оценивались в это время так значимо, что, например, в том же Древнем Риме воин, даже случайно убивший лошадь, мог быть казнен. Римляне при помощи лошадей создали два рода кавалерийского войска - верховая и колесничная.
У некоторых народов в древности лошадь ассоциировалась с источником существования, потому что именно она помогала более всех, человеку в добывании пищи, обработке земли, перемещениях. Кочевые народы вообще рассматривали лошадь в качестве своего дома, потому что именно с этим животным была связана большая часть жизни этих людей.
Если спросить, где впервые человеку пришло в голову залезть на спину лошади, каждый не задумываясь, ответит, - в Великой Степи. И ошибётся.Первые упоминания о всадниках связаны не с кочевыми народами Евразии, а с ассирийской армией. В X веке до новой эры, когда кочевое скотоводство в евразийских степях еще только зарождалось, ассирийцы, учтя недостаточную проходимость колесниц, придумали использовать для преследования врага и разведки воинов посаженых непосредственно на спины лошадей.Сто лет спустя стало слышно и о скифах. Скифы вполне могли удерживаться на лошади и без помощи рук. Но едва ли их можно было бы признать мастерами конного спорта по современным меркам, - вряд ли скифы рисковали брать барьеры и пускаться галопом.
Македонцы первыми стали использовать кавалерию для сокрушительных фланговых ударов, в то время как персы (притом, что персидскую армию непременно изображают как громадную толпу конных лучников), напротив, старательно выбирали места для сражений, где кавалерию использовать было бы затруднительно. К началу войны у персов имелась только 2 тысячи катафрактов, кавалерия же скифского типа с появлением на сцене гейтаров вообще перестала котироваться. В результате, персы боялись македонской кавалерии, а не наоборот. Македонцы не только начали применять атаку наездом, но и добились большой оперативной подвижности своей кавалерии.
В качестве боевых животных лошади давали древним воинам значительное преимущество над противником. В IV в. до н. э. Александр Македонский верхом на своем любимце Буцефале возглавлял атаки конницы и создал, не сходя с коня, огромную империю.
В первые века нашей эры гунны и другие кочевники степей впервые стали пользоваться стременами, освободив руки для стрельбы из лука. Осыпавшие противника дождем стрел гунны в V в. навели ужас на всю Европу.
Такие изобретения, как подкова и конный плуг, вызвали сельскохозяйственный бум в средневековой Европе. Это привело к регулярному появлению излишков продовольствия,
что в итоге стимулировало переход к денежной экономике. Лошади продолжали играть важную роль в военном деле, и в XVI в. конкистадоры, отправляясь в Новый Свет, брали с собой коней.
Прошло не так много времени, и прижившиеся в Америке лошади изменили культуру индейцев. С середины XVIII в. племена Северной Америки начинают широко использовать лошадей для боевых действий и для охоты на бизонов. В середине XIX в. молодое американское государство создало почтовую службу «Пони-экспресс», позаимствовав идею у древних персов, которые первыми в истории наладили почтовое сообщение с помощью конных курьеров.
3. Лошадь в Средневековье
В Средневековья были рыцари. Они служили правителям. Защищали родные земли, участвовали в рыцарских турнирах, участвовали в сражениях. Но рыцари просто не могли участвовать в сражениях и рыцарских турнирах без лошадей.
В Средневековье лошадей делились на четыре категории:- Первая категория - это категория сильных, выносливых и боевых коней, способных носить на спине всадников, одетых в доспехи. Эти кони предназначались для участия в боях и рыцарских турнирах.- Вторая категория - это категория парадных лошадей. Их использовали в предстательных целях. Специальный класс парадных лошадей возил кареты правителей и вельмож.- Третья категория - это специальные лошади для женской езды. Дамы садились исключительно на иноходцев. Последняя категория- это категория лошадей предназначалась для сельского хозяйства и перевозки грузов.
Рыцари состояли в службе правителей, охраняли замки, участвовали в битвах и войнах. Чтобы уцелеть в битвах рыцари надевали доспехи. Ещё известно для лошадей конская броня. Конская броня весит 20 килограмм и состоит из нагрудника, нагрудника и пластин, защищающие лоб и шею. Ещё можно добавить вес седла - 15 килограммов и вес всадника - 90 кг. В итоге, общий вес, который приходилось нести на себе рыцарской лошади, составляет около 155 кг! И это не имело значения куда идёт рыцарь. На прогулку или на сражение, у рыцаря всегда было всё готово.
Значение коней в истории средних веков, несмотря на очевидный прогресс человечества в области техники, еще более возросло. Импульс к повышению роли лошади сыграло развитие коневодства, которое, например, активно поддерживалось и культивировалось в эпоху рыцарства. В этот период, расширяется перечень популяций этого животного, лошадей стали разводить в соответствии с их функциональным назначением – для перевозки больших грузов, быстроногих – для всадников, выносливых – для производства сельскохозяйственных работ. Для тех же рыцарей, потеря лошади была сродни утрате чести.
4. Лошадь в Новое время
Новое время ознаменовалось тем, что кроме того, что лошадь в истории ещё недавно продолжала оставаться основным животным, обеспечивающим передвижение посредством верховой езды, она стала «лошадиной силой» в том значении данного слова, в котором мы его понимаем и сейчас. В некоторых слоях общества к верховой езде стали подходить как к вульгарному методу передвижения. На смену такой практике приходят экипажи различных видов и конструкций, кареты, омнибусы, конка. Не уменьшалась роль лошади и как основной тягловой силы на производстве, она приводила в движение мельничные механизмы, суда и даже динамо-машины, не говоря уже о том, что она оставалась незаменимой в сельском хозяйстве.
- Лошади в Первой Мировой Войне.
Армии, в основном, использовали лошадей в области материально-технического снабжения во время войны, так как они были лучше, чем механизированные транспортные средства, приспособлены к преодолению маршрутов по глубокой грязи и пересечённой местности, были способны пройти там, где транспорт не мог пройти в принципе, и не потребляли топливо, в то время как для автомобилей требовалось большое количество угля, бензина и газа. Лошади использовались для разведки и в качестве транспорта для курьеров, а также как тягловая сила для артиллерии, санитарных карет и фургонов со снабжением.
Условия для лошадей на фронте были тяжёлыми: они погибали от артиллерийского огня, страдали от кожных заболеваний и получали ранения от ядовитых газов. Сотни тысяч лошадей погибли, но многие другие находились на лечении в ветеринарных лечебницах и отправлялись затем обратно на фронт. Закупка еды для лошадей была главной проблемой.
- Лошади во Второй Мировой Войне.
Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. В Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.
Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.
5. Лошадь в Новейшее время
Хотя в наши дни лошадь и перестала играть заглавную роль в военном деле или производственной деятельности, ее место в жизни человека остается весьма значимым. Она нашла себе применение в спорте, цирковом искусстве, стала предметом прибыльного бизнеса. Тем не менее, и сегодня на нашей планете есть немало народов, в жизни которых лошадь играет огромную, сущностную роль.
Уменьшение роли лошади в жизни людей привело к тому, что на сегодняшний день многие породы этого великолепного животного безвозвратно утеряны.
Сейчас лошади используются скорей для развлекательных целей, но всё-таки, выражение: «Конный строй» - осталось. В данный момент лошади состоят на «службе» в конных отрядах милиции, так же принимают участие в парадах и состоят в Президентской коннице.
6. Лошади Великих Полководцев.
Лизетта – лошадь Петра I. Носила своего венценосного всадника среди картечных разрывов Полтавской баталии, и в сражении у реки Прут, и в Персидском походе и, как знать, куда бы покатилось колесо истории, если бы не преданность и личные качества этого жеребца.
Буцефал. Любимый конь Александра Македонского. Был привезён в подарок его отцу в 343 году до нашей эры. Был удивительно красив, но обладал злобным и диким нравом, и его никому не удалось объездить. Александр, которому в то время было 12 лет, догадался, что Буцефал боится теней, и развернул коня мордой к солнцу, после чего тот спокойно позволил юноше сесть на свою спину. Умер Буцефал в 30 лет, и в его честь Александр Македонский воздвиг город.
Инцитатус (Быстроногий). Лошадь римского императора Калигулы, которую он сделал сенатором и привёл на заседание Сената. Он получил бы и титул консула, если бы его хозяина не убили.
Копенгаген. Жеребец чистокровной верховой породы принадлежал Артуру Веллсли, герцогу Веллингтону. Он был широко известен по всей Англии своим легко возбудимым нравом и привычкой лягаться. Высота Копенгагена составляла 1,52 см. Самый великий день в жизни Копенгагена и его хозяина выпал на 18 июня 1815 года - день битвы при Ватерлоо - когда давнишний противник Веллингтона французский император Наполеон Бонапарт был полностью разгромлен. За день до битвы герцог не вылезал из седла Копенгагена с 10 утра и до 8 вечера. 18 июня он провел в седле 15 часов, командуя сражением, передвигаясь от одного отряда к другому для того, чтобы укрепить боевой дух своих солдат. Когда в конце сражения Веллингтон спешился, его конь оставался полным энергии и рвался снова в бой.
Маренго – лошадь Наполеона. Приведенный в 1799 году из египетского похода, этот белый (светло-серый) арабский жеребец получил новое имя в честь битвы при итальянском городе Маренго, произошедшей 14 июня 1800 года. Храбрый Маренго сопровождал Бонапарта и в победах, и в поражениях: он оберегал своего всадника при Аустерлице, Йене, Ваграме, во время похода на Россию и при Ватерлоо. В глазах солдат он стал неотделимым от образа непобедимого императора. Именно Маренго изображен на большинстве конных портретов Наполеона.
Кумир – терской породы, светло-серой масти. Типичный арабчонок: голова сухая, шея лебединая. В день Парада Победы, ровно в 10 часов утра, по первому удару Кремлевских курантов из ворот Спасской башни в ореоле славы выезжал на серебристо-белом Кумире легендарный полководец Маршал Советского Союза Г.К. Жуков
Вывод:
Итак, можно бесконечно долго говорить о достоинствах лошади и ее роли в жизни человека, перечислять все те сферы деятельности людей, на которые повлияла лошадь. Это влияние, начавшееся в древние времена, продолжается и сегодня. Лошадь и человек не могут существовать друг без друга. В не таком далеком прошлом лошади были заменены механизированными и автоматизированными транспортными средствами. Однако отсутствие лошадей в повседневной жизни людей было недолгим. Лошадь возвращается к нам вместе с все возрастающим стремлением человека быть как можно ближе к природе, к естеству. Теперь лошадь — это самый популярный спутник активного отдыха. Крепкие узы связывают человека и лошадь. Взаимоотношения между ними постоянно развиваются, поэтому вне зависимости от того, какими темпами будет развиваться наука и техника, человек всегда будет нуждаться в лошади.
Используемая литература:
1. www/8Iap.ru/section/istorii/980/ “Лошадь в истории ,значение коней в истории»
2. http://old.mirf.ru/Articles/art3918/htm “История. Лошади в истории и культуре»
3. http://pohodural.ru/turblog/235-loshadi-v-istorii
4 .http://provincialynews.ru/blog/samye_izvestnye i znamenitye loshadi v istorii/013-12-13-270
5.Энциклопедия «Люди и лошади »