Исследовательская работаОбраз лошади в произведениях литературы


Муниципальная научно- практическая конференция
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Исследовательская работа
«Образ лошади в литературе как мерило нравственности человека».
Работу выполнила:
ученица 5 класса
МОУ «СОШ п.Заволжский»
Шлепкина Арина
Руководитель: Ушакова О.В.-
учитель русского языка и
литературы
2016 год
Содержание.
I Введение………………………………………………………………стр. 3
II Основная часть
Глава1Из истории……………………………………………………….стр.4
Глава 2. Лошадь и современность………………………….................стр.4-5
Глава 3.Анкетирование………………………………………………..стр.5-6
Глава 4.Подбор произведений и их анализ…………………………..стр.6-8
Глава 5.Проблемы, которые ставят авторы в произведениях………стр.8-9
III Заключение……………………………………………………………стр.9-10
IV Используемые интернет ресурсы и литература…………………...стр.11

I Введение.
Господь, сотворив лошадь, сказал ей: «С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча…» (Арабская легенда)
Выбор темы моей исследовательской работы не случаен: я очень люблю лошадей; в прошлом году я работала над темой «Конь - наш друг и помощник», многое узнала нового о лошадях, а в этом году решила обратиться к литературе, ведь образ лошади, коня присутствует во многих произведениях.
Я задумалась над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Что помогает понять лошадь человеку? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью?
Цель данного исследования - рассмотреть образ лошади в литературе на примере нескольких произведений.
Задачи исследования:
Исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека;
Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.
Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.
Найти параллели в изображении лошади и человека
Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.
Методы исследования, использованные в работе:
- поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);
- чтение произведений;
- анкетирование;
- диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм);
- создание и защита презентации.
Гипотеза: через отношение человека к лошади, автор показывает нравственные его качества.
II Основная часть.
Глава 1. Из истории
1.1.Как лошадь стала главным помощником человека.
Лошади были одомашнены людьми очень давно, тысячи лет назад. Ученые считают, что лошади поначалу были лишь источником мяса и молока, потом носили на своих спинах всадников. Существует множество пород лошадей (более 100)
Как ни странно, но лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту ответственную роль: были быки, и коровы, и волы, даже слона они временами заставляли трудиться в поле.
Наконец, обратились к трудяге - лошади – покладистому, трудолюбивому и ловкому животному.
Ведь она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. У лошади потрясающая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.
1.2Применение лошади в различных сферах человеческой деятельности
Без коней невозможно представить русскую армию и наших воинов – богатырей. Упряжные и вьючные лошади перевозили пушки, боеприпасы, продовольствие, раненых солдат и т.д.Незаменима лошадь на охоте. В середине XVIII века во времена царствования Петра III дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России.
Невозможно представить Россию без тройки лошадей. Тройка, запряженная серыми орловцами, своеобразный символ русской истории — неизменный атрибут национальных праздников: свадеб, гуляний, рождества. Мчащаяся по заснеженной дороге тройка — стереотип многих иностранцев в представлении о России, точно такой же знаковый символ как русский самовар, гармонь или бублики.

Глава 2. Лошадь и современность.
2.1.Как изменилась роль лошади в современном мире
Прошли годы… Эпоха лошадей в качестве незаменимого транспорта, труженика в поле и перевозчика тяжестей закончилась. Лучшим другом крестьянина почти всегда оказывается трактор или комбайн… Военные теперь предпочитают использовать самолеты и танки, а нынешний плуг лошадь, пожалуй, и с места не сдвинет. Это правда, тракторы и автомобили одно время вытеснили лошадь из сельского хозяйства. Однако на некоторых работах лошадь незаменима, особенно там, где нерационально использовать трактор или автомашину (вспашка приусадебных участков, сбор молока из личных хозяйств, подвозка обедов в тракторные и полеводческие бригады, особенно в ненастную погоду и бездорожье, и т. п.). Былая слава лошади постепенно восстанавливается, поголовье коней увеличивается.
2.2.Лошадь и спорт
Конный спорт — это спортивные игры с использованием лошадей. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Вопреки распространенному заблуждению, бега и скачки являются не конным спортом, а испытаниями лошадей. Конный спорт впервые был включён в программу летних Олимпийских игр в 1912 году.

2.3. Конный цирк
Конный цирк -  старейший вид циркового искусства, в котором большинство номеров связано с показом дрессированных лошадей и наездничества. Среди крупнейших представителей русского и советского конного цирка А. Саламонский, Н. А. Никитин, Ефимовы, Манжели, Кантемировы и.т.д
2.4. Лошадь и медицина
Очень помогает лошадь в охране и восстановлении здоровья человека. В России туберкулёз, дистрофию и некоторые другие болезни издавна лечили башкирским кумысом. Этот напиток из конского молока. Натуральное кобылье молоко является для человека биологически более полноценным продуктом, чем коровье.
Существует своеобразный вид физиотерапии верхом на лошади, который называется иппотерапия. Но, пожалуй, самое важное и полезное в иппотерапии – это общение человека с большим и добрым животным.
Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но самая важная – это воспитание в человеке доброты.

Глава 3.
Анкетирование.
Я провела анкетирование среди учащихся своего 5 класса, в котором приняли участие 23 человека. Предложила ребятам вопросы:
Любите ли вы читать книги о животных? (да-23 ч.)
Кто из животных может быть другом человеку? (собака – 12ч., кошка – 8ч., лошадь - 2ч., попугай – 2ч.)
Может ли лошадь быть другом человеку? (да-23ч.)
Есть ли у лошади свой характер, душа? (да - 20ч., не знаю – 3 ч.)
Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (скорость – 17 ч., преданность – 3ч., не знаю – 3ч.)
Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь? (да – 20ч., нет – 3ч.)
Какие произведения о лошадях вы читали или можете назвать? (никакие – 20ч.)
Данные анкетирования показали, что учащиеся владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.
Глава 4.
Подбор произведений и их анализ.
Работая над темой исследования, я прочитала такие произведения, как Г.Куклин «Игренька», отрывок из повести В.Распутина «Последний срок» - «Игренька», Б.Васильев «Великолепная шестерка», М. Шолохов «Жеребенок», А.И.Куприн «Изумруд», В.П.Астафьев «Запах сена», К.Паустовский «Теплый хлеб», «Сивый мерин», Л.Толстой «Холстомер», Б. Алмазов «Самый красивый конь», А.Чехов «Тоска». На некоторых из них хочется остановиться более подробно.
Повесть Бориса Алмазова "Самый красивый конь". Эта повесть о самом обычном мальчике, честном и добром, немножко "шляпы"... о том, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение - конный спорт - повлияло на его характер, о настоящей мальчишеской дружбе, и не только мальчишеской. Для нас, современных читателей, эта повесть ещё и настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками, дожившими до тех времён.
Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем. Мальчик Филька по прозвищу «Ну, тебя» обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку. Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
А.И.Куприн «Изумруд». Главный герой – жеребец Изумруд. Именно его глазами описаны все события. Рысак просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери-кобыле. Счастливые и приятные воспоминания прерываются суетой начавшегося дня. Нетерпение застоявшегося Изумруда сдерживают мудрые руки англичанина. В конечном итоге победа рысака — это торжество американской выездки, превращающей “лошадь в живую безукоризненную машину”. Непонятные для него манипуляции фотографа, запечатлевшего триумф Изумруда, прерваны “чёрной рассыпающейся массой” людей. И далее происходит что-то совсем уж непонятное для рысака, обозначенное криком: “Поддельная лошадь, фальшивый рысак, обман, мошенничество, деньги назад!” И виноваты люди — одни, пытавшиеся обмануть других, и другие, мстящие за обман. А между ними — совершенной красоты жеребец Изумруд, так и не понявший, что ему подсыпали отраву в овёс, чтобы прекратить дальнейшее разбирательство.
Г.О. Куклин «Игренька».
В основе рассказа – случай, как мальчик по имени Петька теряет своего любимого коня, отправляется на трудный, рискованный поиск своего любимца.
Он ругает себя за то, что заснул, а проснувшись увидел, что коня нет, его окружает "Лес необычный, какой-то сказочный, таинственный, страшный"; "Лес начал шуметь"; "Кричала, давила кукушка"; "Вокруг костра ходили тени". И он отправляется на поиски друга: "Взбираться на косогор было трудно и скользко"; "В холодную грязь вязли колени"; "Летел от дерева к дереву"; "В лицо брызгало"; "Петька боялся дышать". И вот Петька идет в цыганский табор и там ищет своего коня. "Здесь нечего искать, надо искать в других местах". Отчаяние сменяется надеждой. "Ладно, что не снял колокольчика, теперь по колокольчику я где хошь найду Игреньку - пусть хоть лес, пусть хоть ночь". Вдруг откуда-то издалека нанесло звуки: Но это была заблудившаяся корова.
«Петька сел на пень.
Закрыл руками глаза и, весь обмокший, исцарапанный, одного только хотел: увидеть мать. Прийти к ней, завернуть голову в её передник и рассказать всё….. И только успел он забежать в лес, глядит и не верит: стоит перед ним Игренька.
Хвост в листьях, голова завёрнута, крепко притянута ремнём к толстому суку корявой сосны. И колокольчик мёртво смотрит вверх. Так и есть - подделся ремень.
Петька выхватил ножик, взобрался на сосну и дал ножом по ремню, ремень разлетелся. Игренька фыркнул, выпрямился, громко, на весь лес, заржал».
Петька - обыкновенный мальчишка и необыкновенный, так как не испугался, сумел преодолеть свой страх. Герой проходит через целую цепь испытаний, маленьких приключений, прежде чем он все-таки найдет коня.
В рассказе «Великолепная шестерка» Б.Васильев размышляет о равнодушии и безответственности молодого поколения, о тех людях, которые растят и воспитывают это поколение, о том, что забота о ветеранах выливается в какие-то формальные традиции.
Герои рассказа - пионеры, которые отдыхали в летнем лагере. Покатавшись на лошадях, они привязали их к дереву, а на следующий день уехали домой -закончилась смена. Они наигрались, накатались, потешили свое самолюбие и обрекли коней на мучительную , голодную смерть.
Всех героев этого рассказа можно разделить на 2 группы. Для 1 группы (Кира Сергеевна, физрук, вожатая) важно доказать свою непричастность к происшедшему, сохранить переходящее знамя соцсоревнования. Они напористы, грубы, неискренни, отказываются даже от очевидных фактов. Другая группа (лейтенант, ветеран Петр Дементьевич Прокудов, который любит, заботится, испытывает благодарность к лошадям, ведь Кучум во время войны спас ему жизнь, это в его «зимней конюшне так замечательно пахло лошадьми») - они ничего не требуют, их по-настоящему заботит судьба молодого поколения, отсюда горечь, боль в их словах. Лейтенант приезжает в пионерский лагерь, потому что его волнует судьба и ветерана войны, и этих ребят, которые совершили этот проступок.
Он приехал не для того, чтобы ребят строго наказали, он хочет, чтобы люди, которые занимаются воспитанием детей, обратили внимание на то, что дети растут равнодушными и безответственными.
Попустительство руководства лагеря привело к гибели коней. Желание скрыть правду, откупиться, равнодушие к живому человеку привели к гибели старого заслуженного человека. «А почетный пенсионер колхоза Петр Дементьевич Прокудов тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми».
Глава 5
Проблемы, которые ставят авторы в произведениях.
В своих произведениях авторы ставят проблемы:
несправедливого отношения человека к лошади
одиночества и человека, и животного
власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного
старости человека и животного
нравственных ценностей в жизни
Как же эти проблемы прослеживаются в произведениях?
Люди Кони
К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Грубый (наотмашь ударил коня ,т.е. сильно размахнувшись) Трудолюбивый
Закинул хлеб далеко Доверчивый
Закричал: «На вас не напасешься, христрадников, иди, копай его мордой». Добрый
А.И.Куприн «Изумруд»
Завистливый Доверчивый
Корыстный Трудолюбивый
Расчетливый Чуткий
Г.О. Куклин «Игренька».
Добрый Трудолюбивый
Мужественный Понимающий
Бесстрашный Дружественный
Б.Васильев «Великолепная шестерка»
Равнодушные «Кони, они жалеть умеют»
Безответственные «Все никак до добра дожить не могут»
Черствые душой «Конь, он как человек»
Б. Алмазов"Самый красивый конь".
Добрый, образованный, интеллигентный Конус вздрогнул и застонал.
«добрый мальчик» весело ржал и топотал
Отзывчивый, любящий это живой труд человека.
III Заключение.
Что сила лошадиная!Порой твердят, что кони не для наших дней. И я не против скорости сверх звука, Но сверх того - за добрых лошадей!
Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. У них очень добрые глаза. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать, и это показывают писатели в своих произведениях. Также литература учит добру, любви, состраданию, в том числе доброму отношению ко всему живому. Мне кажется, что человек должен заботиться о них, ведь они – братья наши меньшие. С появлением различной техники, необходимость в лошадях отпала, но интереса к ним человек не потерял. Ведь лошади – удивительные целители не только тела, но и души.
В ходе работы, я подтвердила свою гипотезу, что образ лошади раскрывает нравственное и духовное состояние человека, который находится рядом с ней: злой он или добрый, равнодушный или отзывчивый, жестокий или милосердный. Образ лошади рисуется автором благороднее и чище. Через образ лошади писатели дают читателям важные нравственные уроки:
Воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним.
Пробуждают чувство сострадания, а также показывают пример преданности, верности.
Позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.
Читайте больше произведений о животных. Писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.
IV Используемые ресурсы и литература:
http://elly17.narod.ru/books/igrenka.htm - Г.Куклин «Игренька»
http://kdmytishchi.mybb.ru/viewtopic.php?id=42 - отрывок из повести Распутина «Последний срок» - «Игренька»
http://fanread.ru/book/4796134/?page=1 - Б.Васильев «Великолепная шестерка»
http://fanread.ru/book/3337746/?page=1 - Шолохов «Жеребенок»
http://fanread.ru/book/681894/?page=1 - Куприн «Изумруд»
http://www.fro196.narod.ru/library/astafiev/poklon/zapakh.htm - Астафьев «Запах сена»
http://fanread.ru/book/3067964/?page=1 - Паустовский «Теплый хлеб»
http://iknigi.net/avtor-lev-tolstoy/22014-holstomer-lev-tolstoy/read/page-1.html - Л.Толстой «Холстомер»
http://fanread.ru/book/3067749/?page=1 - Паустовский «Сивый мерин»
http://detectivebooks.ru/book/5193757/?page=1 - Алмазов «Самый красивый конь»
Бульванкер В. «От кота до кита», М. «Просвещение», 2012