Родительское собрание на тему Воспитание сознательной дисциплины (1-4 классы)
Тема: ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;
дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребёнка;
познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительная работа:
Анкетирование учащихся и их родителей.
Одновременно даётся анкета для заполнения родителям (можно это сделать на классном собрании), затем детям. Можно и устно опросить родителей и детей по этим вопросам.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребёнка?
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества характера ребёнка вам не нравятся?
Чем увлекается ваш ребёнок, его любимое занятие?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать, твоё любимое занятие?
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, учитель может сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Подбор игр для коррекции поведения недисциплинированных школьников.
Приглашение школьного психолога на родительское собрание для проведения с родителями теста «Мама, хороший ли ты педагог?».
Составление памятки родителям «Кодекс истинного родителя».
Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель готовит выставку литературы по теме собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
выставка книг и журналов для родителей;
карточки-листы с описанием игр для практикума родителей;
памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»;
запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:
Один добрый пример лучше ста слов.
Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.
Понуканье – не воспитанье.
Воспитывай лаской, а не тоской.
Ход собрания
Организационная часть.
Родители занимают рабочие места в классной аудитории за тремя столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об мы и решили поговорить с вами на собрании.
Задание для родителей «Продолжите фразу».
Родительским группам предлагается продолжить фразу: «Дисциплинированный ребёнок – это» (время для выполнения задания – 3 минуты).
По окончании обсуждения поставленной проблемы представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.
Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
Классный руководитель. Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослея делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».
Сообщение классного руководителя о методах формирования дисциплинированности.
Понимаем ли мы своих детей?
Очень часто родители не желают понять ребёнка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребёнка и его самого в лучшую сторону, родителям, прежде всего, нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий их них – взгляд на ребёнка как на послушного исполнителя воли взрослого.
Ребёнок копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его, прежде всего, своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг и другом.
Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них.
Часто родители, предъявляя требования ребёнку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» - и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребёнок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».
Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» - и наказания за их нарушение оказываются серьёзной помехой на пути активного развития ребёнка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребёнок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чём не допуская расхождения между словом и делом.
В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребёнка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. и недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».
Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определённым образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – ещё сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.
2. Умеем ли мы правильно попросить ребёнка?
Чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:
обращайтесь к ребёнку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон;
старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашего задания;
обращаясь к ребёнку с просьбой, дайте ему инструкцию её выполнения;
не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите;
выразите родительскую признательность за выполненную работу.
3.Наказание и поощрение.
Когда ребёнок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности в добрых поступках, не сможет он обрести и привычки нравственного поведения. Стремление родителей во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребёнке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказания нельзя обойтись». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребёнку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.
Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребёнка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребёнку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребёнка, лишая его будущего.
Это положение – одно из самых трудных для осмысления. «Как же так?» - возражают обычно родители. – «Ведь мы его воспитывали и по-хорошему, а не только по-плохому?». Но в том-то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «плохое» не затронули сознания ребёнка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.
Но бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время ребёнок поступает в соответствии с требованиями родителей, а потом опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного наказания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравственным законом», лично для него значимым.
Родителям, которые убеждены, что с ребёнком «Надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», мы объясняем, что они не занимаются воспитанием, так как не ищут причины тех или иных действий ребёнка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранить следствие, а не причину.
Тестирование родителей. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?»
Школьный психолог. Перед вами десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребёнка ситуаций. Из приведённых ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.
Ваш ребёнок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернётся домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия:
вы спрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;
оказываете помощь ребёнку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут дорого обойтись, - 0 очков;
вообще не обращаете на него внимания – 5 очков.
У ребёнка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия:
вы разговариваете с их родителями – 2 очка;
зовёте детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5 очков;
объясняете своему ребёнку, в чём состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером, - 0 очков.
Ребёнок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите:
вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать – 0 очков;
отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3 очка;
умышленно создаёте такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать, - 5 очков.
Ваш ребёнок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпринимаете:
позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя – 5 очков;
вы объясняете ребёнку, как важен сон, - 3 очка;
укладываете его в постель в определённое время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведёт себя днём, - 0 очков.
Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия:
после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул, - 0 очков;
говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;
выбираете для него некоторые передачи сами – 3 очка;
определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что ему смотреть, - 5 очков;
Ребёнок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши действия:
объясните, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят, - 5 очков;
запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;
каждый день, когда он ведёт себя прилично, поощряете его – 3 очка.
Вашему ребёнку ещё немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия:
оставляете всё как есть, ведь в этом возрасте это безобидно, - 3 очка;
пытаетесь пресечь детскую влюблённость, если она возникает, - 0 очков;
по-деловому объясняете, что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.
Другие дети преследуют вашего ребёнка: бьют его, насмехаются над ним. Как вы поступаете:
учите его давать сдачи – 5 очков;
разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка;
стараетесь организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы он избегал конфликтов с этими детьми, - 0 очков.
Вы создаёте старшему сыну (дочери) всё необходимы е условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестрёнку). Что вы предпринимаете:
призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших, - 5 очков;
уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше, - 3 очка;
вообще не вмешиваетесь – 1 очко.
Если ваш ребёнок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия:
вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, - 0 очков;
стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков;
запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие, - 2 очка.
Ключ к тесту:
От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребёнка для жизни, которой вы жили и живёте сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим – лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребёнку потребуются эти качества. Но вы не развиваете их в нём, не видите, что жизнь идёт вперёд и меняется.
От 19 до 35 баллов. Вы ещё недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребёнок. Однако надо отдать вам должное, вы стремитесь быть современным: не используете стереотипные методы, предоставляете ребёнку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом.
От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребёнок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция.
Практикум для родителей «Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры».
Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр для коррекции поведения школьников. В течение 10 минут члены микрогрупп проводят коллективное чтение, затем представители из каждой группы знакомят с содержанием игр всех родителей.
1-я группа – игра с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками (применяются в работе с недисциплинированными школьниками).
Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребёнок правила игры или нарушает их – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
Популярная настольная игра лото – это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для недисциплинированных школьников. От ребёнка здесь потребуется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слёз в случае проигрыша.
2-я группа – коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения школьников.
Школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которых они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со сверстниками в игре заставляет ребёнка учиться выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия.
Игра «Собери кораблик» проводится в парах (желательно, чтобы в паре с конфликтным ребёнком играл уравновешенный сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребёнок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов – «деталей» кораблика. Причём набор составлен так, что, только обменявшись с партнёром недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что это игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них всё получилось. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнёру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путём проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас всё получится».
3-я группа – сюжетно-ролевые игры в коррекции демонстративного поведения детей.
Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребёнка стоит не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.
Ребёнку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения: положительным и отрицательным.
Например, любимая роль для девочки с демонстрационным поведением – роль принцессы или королевы. В соответствии с сюжетом (и к своему удовольствию) девочка изображает принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для неё самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер и поведение принцессы и вместе с ней стать иной: скромной, доброй, смелой.
Выступление школьного психолога по теме «Почему дети лгут?».
Одним из качеств дисциплинированного ребёнка является правдивость и честность. Так почему дети лгут?
Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.
Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.
Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирождённым даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда» Другие люди считают, что если ребёнок или взрослый приучится всё время сочинять, преувеличивать, то, в конце концов, станет врать и в серьёзных делах, когда ложь не безобидна. Надеемся, что это не так. Однако исследований по данному вопросу, как и по поводу многих других распространённых убеждений, касающихся лжи, не проводилось.
Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – ещё один распространённый мотив детской лжи. Особенно это касается старших детей.
Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать детям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду.
Ещё один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте, но иногда и значительно раньше – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать своё превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребёнка в сознании свое силы.
Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки.
15