Воспитание сознательной дисциплины

Воспитание сознательной дисциплины.
Американский психиатр Росс Кэмпбелл считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».
Что такое дисциплина? Что её формирует?
Дисциплину формирует:
а) любовь взрослых
б) поощрение
в) наказание
г) просьбы и инструкции
Любовь взрослых.
Взрослые, обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития дочери или сына, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям и к самому себе.
Поощрение.
Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.
Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно. Часто повторяющиеся приёмы и методы вызывают привыкание и снижают эффективность влияния на процесс развития личности ребёнка.
Наказание.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением.
Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации своего отрицательного отношения к проступкам: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок чувствителен к справедливости наказания. Даже если уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.
Необходимо помнить следующее:
-вы, взрослые, тоже можете ошибаться;
-имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;
-контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Просьбы и инструкции.
Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон. Старайтесь вызвать ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.
Обращаясь с просьбой к ребёнку, давайте ему инструкции выполнения, доступные его восприятию, соответственно возрасту и уровню развития.
Не просите ребёнка выполнить то, что ему не силам. Сначала научите.
Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную работу.
Запрещать разъясняя.
Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому применяя различные меры к ребёнку нужно иметь в виду несколько простых правил.
1.Заранее предупреждайте ребёнка о том, что за определённый проступок его накажут.
2. Устанавливая наказание нужно быть уверенным в правильности собственного решения.
3. Наказывая ребёнка, родители должны показать, что им неприятно.
4. Запрещая что-то, объясните причину своего запрета.
5. Устанавливайте рамки наказания, придерживайтесь этих рамок.
5. Подавайте пример своим собственным поведением. Запрещая что-либо ребёнку, не позволяйте ни в коем случае это себе.
Вниманию родителей.
Ни в коем случае не наказывайте ребёнка:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
-во время еды;
-во время игры или работы;
-когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается в силу различных обстоятельств;
- когда сами находитесь в плохом настроении.
Наказывая ребёнка
- не оскорбляйте ребёнка как личность, не обзывайте его;
-не отвечайте агрессией на агрессию;
-не припоминайте старые обиды и проступки;
-не наказывайте лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей;
-не наказывайте трудом;
-не унижайте презрительными высказываниями, насмешками;
-не сравнивайте его с другими детьми.



Тђ Заголовок 115