Статья на конференцию К вопросу о роли ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛЕНД-ЛИЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Г.В. Папилов П.В. Ибраев
Нижегородский колледж малого бизнеса Нижний Новгород
Автор предпринимает попытку рассмотреть вопрос о роли ленд-лиза и масштабах помощи союзников по антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны. При этом учитываются различные мнения и оценки историков, официальные статистические данные.
Ключевые слова: роль ленд-лиза, специальные протоколы, маршруты поставок, военно-экономические поставки, количественные показатели, поставки стратегических материалов, военно-техническая помощь Запада.
Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду) - существовавшая в годы Второй мировой войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции в1941–1945 гг.
По закону американский президент имел право оказывать помощь поставками той стране, поддержка которой содействовала обороне США. В поставки включались вооружения, промышленное оборудование, торговые суда, автомобили, продовольствие, топливо и медикаменты. Согласно закона о ленд-лизе (англ. «Lend Lease Act»), принятого Конгрессом США 11 марта 1941 года, машины, военная техника, оружие и другие материалы, уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате. Полностью или частично оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях, причем США предоставляли долгосрочные кредиты для такой оплаты. Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США [1].
На 30 июня 1945 года США подписали соглашения с 35 странами, однако поставки осуществлялись в более чем 60 стран (считая доминионы и колонии Великобритании и Франции) и на 31 декабря 1945 года оценивались общей суммой 49 096 млн. долларов [2, с.419]. Поставки по ленд-лизу в СССР выразились в сумме 11 141,47 млн. долларов (по другим данным – более 12 млрд. долларов). Из них на самолеты пришлось 1 189 млн., танки и САУ – 618 млн., автомобили – 1 151 млн., суда – 689 млн., артиллерию – 302 млн., боеприпасы – 482 млн., станки и машины – 1 577 млн., металлы – 879 млн., продовольствие – 1 726 млн. долларов соответственно [3, с.7].
Поставки из США в СССР по ленд-лизу официально были оформлены 11 июня 1942 года при подписании соглашения между правительствами двух стран о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Фактически они начались с ноября 1941 года. В критические дни сентября 1941 года на советско-германском фронте президент США Ф. Рузвельт, не дожидаясь решения Конгресса, перевел поставки в СССР на принципы ленд-лиза, сделав это через Великобританию. Количество и порядок доставки вооружения и материалов по ленд-лизу устанавливались специальными протоколами, принятыми на совместных конференциях представителями США, СССР, Великобритании и Канады. Первым из них был Московский протокол, подписанный в Москве во время проведения конференции представителей СССР, Англии и США 29 сентября – 1 октября 1941 года. Кроме Московского протокола квоты ленд-лиза на определенные сроки определялись Вашингтонским протоколом от 6 октября 1942 года, Лондонским - от 19 октября 1943 года и Оттавским - от 17 апреля 1945 года.
Всего за годы войны по океанским маршрутам было доставлено в Советский Союз около 17 млн. тонн грузов различного назначения (по другим данным – 17,9 млн. тонн), в том числе через Северную Атлантику - около 4 млн. тонн (22,7% общего количества поставок по ленд-лизу), через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран - 4,2 млн. тонн (23,8%), по тихоокеанским маршрутам - 8,3 млн. тонн (41,7%). По этим направлениям и через Аляску в 1941-1945 гг. в СССР из США, Англии и Канады поступило 22195 самолетов, 12788 танков, 4912 противотанковых орудий, 8218 зенитных пулеметов, 376 тыс. снарядов, 136 тыс. пулеметов [4, с.84].
Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать Красную Армию тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Только с 1943 г., когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности. За годы войны СССР получил 517,5 тыс. тонн цветных металлов, 802 тыс. тонн проката черных металлов, 2800 тыс. тонн стали, 2599,9 тыс. тонн нефтепродуктов и другие товары [5, с.48, 62]. Кроме этого в Советский Союз было поставлено 4,3 млн. тонн продовольствия, что составило более четверти всех грузов. Военно-экономические поставки, в том числе по продовольствию, очень высоко оценил А.И. Микоян, член ГКО, нарком внешней торговли СССР военных лет. «Да, - вспоминал он, - без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали» [6, с. 38].
Заметными оказались ленд-лизовские поставки по средствам производства и транспорта. Так, за годы войны Советский Союз получил 44,6 тыс. металлорежущих станков [7, с.48,62] примерно 25% советского производства за 1942-1945 гг. (168,7 тыс. станков), 427 386 автомобилей разных типов и марок, таких как «Студебеккеры», «Доджи», «Виллисы» и «Форды» [8, с. 7]. 427 тыс. машин (в СССР за войну было произведено 219 тыс.) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943-1945 гг. Они составили значительный парк всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия и тыл страны.
Отдавая должное этой помощи, не следует её идеализировать, как некий высоконравственный, бескорыстный поступок администрации и президента США. В основе ленд-лиза лежал сугубо прагматический расчет, суть которого президент США Франклин Делано Рузвельт охарактеризовал так. Он заявил, что «если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом».
Существуют различные мнения о роли ленд-лиза в разгроме германского нацизма и его союзников. Так, Черчилль назвал его "самым бескорыстным актом в истории всех стран". И в послании Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что "соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии".
Бесспорно, такая оценка является единственно правильной и полностью отражает признательность за помощь советского народа и Вооруженных сил СССР, которые в первую очередь ощутили ее результаты. К сожалению, с началом холодной войны значение ленд-лиза у нас либо замалчивалось, либо преуменьшалось. Холодная война наложила свой отпечаток на освещение роли ленд-лиза как в СССР, так и на Западе. Многие западные историки до сих пор придерживаются версии, в соответствии с которой решающую роль в победе СССР над Германией сыграл именно ленд-лиз, хотя в их трудах содержалось немало сведений, раскрывавших истинную картину поставок западных держав Советскому Союзу [9, с.324-336].
В свою очередь некоторые советские историки, используя данные из книги председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в годы Отечественной войны», вышедшей в свет в 1947 году, указывали лишь на то, что поставки по ленд-лизу составляли всего 4% по отношению к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. В качестве доказательства они сравнивали производимую в СССР военную технику и оружие с поступлениями из США, Англии и Канады.
Расхожим стало мнение, что поставки по ленд-лизу не имели существенного значения для победы над Германией, так как они составляли незначительную долю от общего производства вооружения, боеприпасов и военной техники в СССР в 1941-1945 гг., что американцы получили огромные прибыли, а советский народ фактически оплатил их своей кровью. Однако позже многие советские историки утверждали, что поставки по ленд-лизу сыграли известную, но незначительную роль в обеспечении Вооруженных Сил СССР оружием и военной техникой и некоторыми видами довольствия [10, с.417].
В целом система ленд-лиза сыграла положительную роль в борьбе с фашистским блоком. Воздавая должное системе ленд-лиза, 26 мая 1945 года, во время встречи с И.В. Сталиным, представитель президента США Г. Гопкинс сказал: «Нам известно, что американские поставки были использованы в борьбе против общего врага. Но мы никогда не считали, что поставки по ленд-лизу явились главным фактором в поражении Германии. Этого добились воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим врагом» [11, с.438].
Чтобы объективно оценить роль ленд-лиза для СССР, значение имеют не только количественные показатели, но и такие критерии, как качество материалов и оборудования, своевременность доставки на фронт, их значимость и т.п. Тем более нельзя измерять по одной и той же шкале ценностей поставки военных материалов (как бы СССР в них ни нуждался) и жертвы советского народа, который прокладывал путь к победе над общим врагом.
Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль ленд-лиза. Если общий объем поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР [12], то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность выпустила 122,1 тыс. самолетов всех типов, а по ленд-лизу поступило 22195 самолетов, то есть 17% всего самолетного парка. При этом бомбардировщики союзников составили 20%, а истребители - от 16 до 23%, самолеты морской авиации - около 29%. Причем большинство самолетов по своим летно-техническим характеристикам не уступало аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходило их [13, с.27].
Танки союзников составили более 12% от выпуска советских танковых заводов (102,8 тыс. машин, включая САУ). И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 «Шерман») уступали таким советским танкам, как Т-34, KB-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 года (501 танк), сыграли немалую роль. То было время, когда каждый танк, выходивший из ворот танковых заводов, был на специальном учете.
Гипертрофировать значение военно-технической помощи Запада не следует. Основной объем поставок по ленд-лизу пришелся на период после разгрома немцев под Сталинградом и Курском, когда военная мощь Германию была уже надломлена. Без сомнения, эти поставки помогли выстоять СССР и ускорили его победу. Однако главную роль в достижении этой победы сыграло умение советских военачальников и героизм советских солдат.

Литература
Закон о ленд-лизе [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Военная энциклопедия [Текст]: в 8 т. / И.Д. Сергеев [и др.]. - М.: Воениздат, 1999. – Т.4. - 583 c.
Краснов, И. О ленд-лизе объективно и без эмоций [Текст] / И. Краснов // Военно-промышленный курьер. - 2010. - № 17 (5 – 11 мая).
Великая Отечественная война: цифры и факты [Текст]: кн. для учащихся ст. кл. и студентов / Г.Ф. Кривошеев [и др.]. - М.: Просвещение, 1995. - 111 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 [Текст]: в 6 т. / П.Н. Поспелов [и др.]. - М.: Воениздат, 1965. – Т.6. - 623 с.
Куманев, Г.А. Рядом со Сталиным: Откровенные свидетельства. Встречи, беседы, интервью, документы [Текст] - М.: Былина, 1999. - 446 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 [Текст]: в 6 т. / П.Н. Поспелов [и др.]. - М.: Воениздат, 1965. – Т.6. - 623 с.
Краснов, И. О ленд-лизе объективно и без эмоций [Текст] / И. Краснов // Военно-промышленный курьер. - 2010. - № 17 (5 – 11 мая).
Вторая мировая война [Текст]: Актуальные проблемы / О.А. Ржешевский [и др.]. - М.: Наука, 1995. - З68 с.
Великая Отечественная война [Текст]: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылёв [и др.]. - М.: Политиздат. 1984. - 430 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 [Текст]: в 6 т. / П.Н. Поспелов [и др.]. - М.: Воениздат, 1965. – Т.6. - 623 с.
По мнению ряда историков США, поставки по ленд-лизу обеспечили от 7 до 11% промышленного производства в СССР, но убедительных аргументов, подтверждающих эти данные, они не приводят. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. №13(425). 2011. С.54-67 [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201106241239/VSF_NEW201106241239_p_006.htm
Лебедев, И.П. Авиационный ленд-лиз [Текст] / И.П. Лебедев // Военно-исторический журнал. - 1991. - № 2. - С.27-29.










15