Психолого-педагогическая программа « АРТ-терапия».


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Гатчинский центр дополнительного образования детей»
«Принято» «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом Директор МОУ ДОД «ГЦДОД
«Созвездие»
протокол № _________ _____________ШАШКОВЛ.М.
от «___» ___________20 г. от «___» _____________20 г.


Дополнительная общеразвивающая психолого-педагогическая программа
В соответствии с требованиями Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 г.
« АРТ-терапия»

Для учащихся 1 – 4 классов
Срок реализации 1 год
Составил педагог дополнительного образования
Тарабан Елена Владимировна
Г.Гатчина
2016 г.
Программа разработана и утверждена в 2016 г. В соответствии с действующими требованиями и рекомендациями.
В написании программы учитывались знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.
1.Пояснительная записка
Введение
Направленность программы «АРТ-терапия» психолого-педагогическая.
Программа разработана на базе МОУ ДОД «ГЦДОД».
Программа соответствует начальному уровню образования обучающихся, современным образовательным технологиям.
Актуальность. Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения. Возросло число детей невротиков. Каждого третьего ребёнка можно отнести к категории детей с нарушениями психоэмоционального состояния. Неустойчивость настроения, раздражительность, возбудимость, неумение «держать себя в руках», приводят этих детей в группу риска. Нарушается их социальная адаптация, возникают страхи, чувство одиночества и беспомощности, нерешительность в общении, скованность.
Арт-терапия в состоянии взять на себя задачу психокоррекции, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка благодаря индивидуальному и групповому выражению себя в изотворчестве.
Процесс создания творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация. Символическая функция, абстрагируя ту или иную функцию предмета или явления, позволяет ребёнку увидеть его благодаря символическому выражению в новом ракурсе, в новых отношениях с миром, то есть установить новое его значение и сделать шаг в направлении разрешения психотравмирующей ситуации.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что в процессе ее освоения решаются важные задачи воспитания, образования и развития, каждого обучающегося.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Цель программы: самоадаптация и самовыражение, саморегуляция детей в продуктах творчества.
Задачи программы:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы в том, что в ней большое внимание уделяется разнообразным занятиям художественно-прикладного характера: рисованию, лепке, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.
Программа состоит из следующих этапов:
- видеотерапия- игротерапия- маскотерапия- музыкатерапия- оригами
- сказкотерапияПринципы, положенные в основу программы:
- принцип добровольности
- принцип сотрудничества и сотворчества
- принцип доступности
- принцип психологической комфортности
- принцип наглядности
- принцип систематичности и последовательности
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
Форма и режим занятий
Форма обучения очная. Форма проведения занятий – аудиторная, может быть самостоятельная работа.
Форма организации занятий
Форма занятий - групповая.
Условия реализации программы
Данная программа предназначена для детей 7-9 лет, рассчитана на 1 год обучения и предусматривает занятия по 2 часа в неделю. Численный состав группы – 15 человек.
Ожидаемые результаты и способы их
определения
Применение арт-терапевтических приёмов позволяет получить следующие позитивные результаты:
обеспечивает эффективность эмоционального реагирования, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально-приемлемые допустимые формы, при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные
облегчает процесс коммуникации для стеснительных и слабо ориентированных на сверстников детей
оказывает влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышает личностную идейность и развивает самооценку.
Критерии и формы оценки качества знаний
Мониторинг оценки качества реализации программы предполагает Определение настроения ребенка на занятиях, проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов может быть разной: выставки, совместные плакаты.
Диагностика реализации программы
В течение всего года обучения осуществляется вводный, текущий и итоговый контроль-тестирование на эмоциональное состояние.
Виды контроля
Входной контроль в начале учебного года. Его цель выявить стартовые возможности учащихся в начале цикла обучения.
Формы: диагностика ЗУН, мотивации посещения, анкетирование.
Промежуточная диагностика: это оценка усвоения содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода.
Формы: тестирование, зачетные работы, выполнение проекта, самостоятельная работа.
Итоговая диагностика: проверка освоения учащимися программы в целом. Цель подведение итогов. Проводится в конце года.

Учебно-тематический план
№ Разделы и темы Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Видеотерапия8 4 4
2 Игротерапия12 2 10
3 Маскотерапия6 1 5
4 Музыкатерапия15 2 13
5 Оригамитерапия12 2 10
6 Сказкотерапия19 3 16
Всего: 72 14 58

Календарно-учебный график
№ Месяц
Дата
Тема
Кол-во часов Примечание
1 С
Е
Н
Т
Я
Б
РЬ 5 «Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями. Диагностика «Капитан корабля»
1 Аудиторное занятие
2 7 «Танцевальная фантазия». Музыка-настроение
1 Аудиторное занятие
3 12 Свободный рисунок в круге. Групповое рисование ватными палочками
1 Аудиторное занятие
4 14 «Несуществующий зверёк». Взаимодействие с бумагой 1 Аудиторное занятие
5 19 Библиотерапия – чтение сказки «Найда»
7
1 Аудиторное занятие
6 21 Тренинг эффективного межличностного взаимодействия 1 Аудиторное занятие
7 26 Я и мои эмоции. «Танец радости»
1 Аудиторное занятие
8 28 Я и мои эмоции. Обида и злость 1 Аудиторное занятие
9 Групповой коллаж «Мой мир»
1 Аудиторное занятие
10 «Страна Фантазия» 1 Аудиторное занятие
11 Музыкотерапия «Мир животных» 1 Аудиторное занятие
12 Лепка из теста «Несуществующее животное» 1 Аудиторное занятие
13 Тренинг эффективного межличностного взаимодействия 1 Аудиторное занятие
14 Музыкотерапия «Зимняя сказка» 1 Аудиторное занятие
15 Прощание со страхами 1 Аудиторное занятие
16 Изотерапийная игра «Я и моя семья»
1 Аудиторное занятие
17 «Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия 1 Аудиторное занятие
18 Хореотерапия «Любимые песенки» 1 Аудиторное занятие
19 «Всегда ли мы поступаем правильно?» Тренинг 1 Аудиторное занятие
20 Фототерапия. Выставка «Наш край» 1 Аудиторное занятие
21 «Исследуем себя». Эмоционально-личностное развитие 1 Аудиторное занятие
22 Работа в команде. Тренинг командообразования1 Аудиторное занятие
23 Игротерапия «Тренируем свои эмоции» 1 Аудиторное занятие
24 «Путешествие на облаке» 1 Аудиторное занятие
25 Сказкотерапия. «Погружение в сказку» 1 Аудиторное занятие
26 Сказочная импровизация 1 Аудиторное занятие
27 «Игра ниток» Знакомство с техникой монотипии
1 Аудиторное занятие
28 Хорошие и плохие сказочные герои
1 Аудиторное занятие
29 «Путаница» 1 Аудиторное занятие
30 Тренинг невербального общения. Диагностика «Куст розы» 1 Аудиторное занятие
31 Работа с тестом. «Дарим радость» 1 Аудиторное занятие
32 "Скульптура гнева"  1 Аудиторное занятие
33 "Цветочный волшебный мир"  1 Аудиторное занятие
34 Коллаж "Сказочная птица"  1 Аудиторное занятие
35 "Волшебные зеркала" 1 Аудиторное занятие
36 "Пугающая маска" 1 Аудиторное занятие
37 "Нарисованная сказка" 1 Аудиторное занятие
38 "Необыкновенные следы" 1 Аудиторное занятие
39 Трехмерные изображения из газет (фольги, слюды) 1 Аудиторное занятие
40 Рисование предметами окружающего пространства 1 Аудиторное занятие
41 Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) 1 Аудиторное занятие
42 Рисование пальцами 1 Аудиторное занятие
43 Рисунок на стекле 1 Аудиторное занятие
44 Монотипия 1 Аудиторное занятие
45 Штриховка, каракули 1 Аудиторное занятие
46 Марания 1 Аудиторное занятие
47 «Работа с творческим мусором» 1 Аудиторное занятие
48 «Сказка о герое» 1 Аудиторное занятие
49 «Наши любимые игрушки». 1 Аудиторное занятие
50 «Мой пушистый друг». 1 Аудиторное занятие
51  «Спонтанное рисование под музыку» 1 Аудиторное занятие
52  «Талисманы»  1 Аудиторное занятие
53 «Рисуем на спине» 1 Аудиторное занятие
54 Времена года 1 Аудиторное занятие
55 Необитаемый остров 1 Аудиторное занятие
56 Город 1 Аудиторное занятие
57 Волшебные слова 1 Аудиторное занятие
58 Мы вместе 1 Аудиторное занятие
59 Я принес тебе подарок 1 Аудиторное занятие
60 Разведчики 1 Аудиторное занятие
61 Космос 1 Аудиторное занятие
62  «Сказкотерапия «Чудесный ручеёк». 1 Аудиторное занятие
63 «Страна эмоций» (изотерапия). 1 Аудиторное занятие
64 «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии». 1 Аудиторное занятие
65 «Я больше не боюсь» (игротерапия). 1 Аудиторное занятие
66  «Ритуал символического исцеления» (изотерапия). 1 Аудиторное занятие
67 «Сказкотерапия «Каприза» (познавательно-аффективная ориентировка). 1 Аудиторное занятие
68 Драматизация с масками» (изотерапия). 1 Аудиторное занятие
69 «Я люблю…» (игротерапия). 1 Аудиторное занятие
70 «Путешествие по сказке «Маша и медведь». 1 Аудиторное занятие
71 «Настроение» (игротерапия). 1 Аудиторное занятие
72 «Расскажем сказку». 1 Аудиторное занятие
Методическое обеспечение
Раздел программы Форма занятий Методы Дидактический материал и ТСО Форма подведения итогов
ВидеотерапияБеседа, показ фото и видеоматериалов Наглядный
видеоматериалы Беседа,тестированиеИгротерапияБеседа, импровизация, игра Словесные, практические Игровой материал
Беседа,тестированиеМаскотерапияБеседа, импровизация, самостоятельная работа Словесные, практические, наглядный
Схемы, игровой материал
Беседа,тестированиеМузыкатерапияБеседа, прослушивание файлов Практический
Видеоматериалы, записи музыкальных произведений Беседа,тестированиеОригамитерапияБеседа,самостоятельная работа Словесные, практические, наглядный
Схемы
Беседа,тестированиеСказкотерапияБеседа,игра, Словесные, практические, наглядный
Игровой материал
Беседа,тестирование Материальное обеспечение программы
Помещение: учебный кабинет, демонстрационная доска, шкафы и полки для хранения документации, методической литературы, столы и стулья для педагога и учащихся.
ТСО: музыкальный центр, компьютер, мультимедийная установка.
Материалы: бумага, картон, краски.
Инструменты и приспособления: ножницы, линейки, кисточки.