Технологическая карта урока биологии по теме Корень Строение корня (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА БИОЛОГИИ
по теме
Тема: «Корень. Строение корня. Виды корней»
(6 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА: Мимонова Лидия Николаевна,
учитель биологии
МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева»
Черемисиновского района
Тема урока: «Корень. Строение корня. Виды корней»
Деятельностная цель:
Формировать умения реализации новых способов действий: формировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний; уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели; уметь находить общие закономерности, отличительные признаки; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке.
Предметно – дидактическая цель: сформировать представление о строении и разнообразии корней, типах корневых систем.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Формировать представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить функции корня; различие между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
Метапредметные:
1. Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить нужную информацию (смысловое чтение); строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, строить высказывания; анализировать информацию; сравнивать; обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
2.Регулятивные:
Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; учить отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовать практическую задачу в познавательную.
3.Коммуникативные:
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные понятия, изучаемые на уроке: функции корня, виды корней, главный, боковые, придаточные, типы корневых систем – стержневая, мочковатая.Учащийся должны знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными; характерные особенности стержневой корневой системы, строение мочковатой корневой системы.
Учащиеся должны уметь: находить различные виды корней, определять типы корневых систем, проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. (1-2 мин.) Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создает положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.
Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование
Актуализация знаний.
(5-6 мин.) Организует активизацию знаний по теме «Семя».
Проводит игру «Я знаю что…» Говорят «по цепочке», что им известно о строение семян двудольных и однодольных растений, начиная словами «Я знаю что…» Познавательные УУД: -учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.
Регулятивные УУД: - учатся принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.
Этап. Создание проблемной ситуации.
(2-3 мин.) Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Создает для учеников проблемную ситуацию.
Ребята, мы с вами уже знаем, насколько важны для растений семена. А какие еще важные органы растений вы знаете? Что наблюдается при прорастании семян? Какой орган развивается из зародышевого корешка первым?
Учитель читает стихотворение.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В. Жак
Проводит подводящий диалог: - как вы думаете, какая тема нашего урока? Вступают в диалог с учителем.
Отвечают на вопросы.
Анализируют стихотворение, высказывают свои соображения
Предлагают и согласовывают с учителем тему урока. Личностные УУД: - личностное самоопределение.
Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения.
Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать
Этап. Целеполагание.
(3-4 мин.) Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.
Проводит подводящий диалог:
- Что вы знаете об этом органе? Какую роль играет корень в жизни растений? (Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1 и 2, колонки: Знаю, Хочу узнать, Что узнали? )Учитель ответы детей записывает в таблицу.
Организует подводящий диалог:
- Каков главный вопрос нашего урока?
- Какова цель?
Выслушивает предположение детей, лучшие формулировки записывает в таблицу – 2 колонка. (Из каких видов состоит корневая система? Какие типы корневых систем бывают?
Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?) Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).
Формулируют цель предстоящей деятельности Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.
Этап. Планирование. (5-6 мин.) Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.
Предлагает выполнить задания.
- Какую роль играет корень в жизни растения? (изучить материал учебника)
- Какие виды корней бывают у растений? (изучить материал учебника, рассмотреть таблицы, рисунки учебника, микропрепараты)
Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.
Фиксирует план на доске.
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, таблиц, схем и т. д.)
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием.
4.Мысленно сформулировать ответ.
Помогает учащимся сформулировать правильный ответ. Высказывают свои предположения. Выбирают способ и средства для построения нового знания.
Обсуждают и составляют план работы.
Озвучивают план и обсуждают его с учителем.
Высказывают свои предположения. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе; учатся выражать свои мысли.
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения.Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить главное.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.
- Что мы узнали нового? Какие функции выполняет корень?
- По таблице покажите, какие виды корней бывают у растений?
- Объясните, из каких органов они развиваются?
Пользуясь учебником ст.90 прочтите, какие типы корневых систем бывают у растений? Какое строение, они имеют и для каких, растений они характерны?
Беседа по новой теме с использованием презентации.
Организует и проводит физкультминутку.
Не сутультесь, грудь вперед. Плечи разверните.(Рывки руками перед грудью) А теперь рывки руками. Снова повторите.
Достаём рукой носочек – Правой – левый, левой – правый. Вертолёт летит, стрекочет, винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой – правой ступни). А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели и на место снова сели. (Дети садятся) Работают с учебником, таблицами, рисунками учебника.
Отвечают на вопросы. Фиксируют в тетрадь своё «открытие».
Выполняют лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы»
Заполняют таблицу Познавательные УУД: -учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: -учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (6-8 мин.) Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.
Усвоение новой темы у учащихся начинается с выполнением тестового задания.
Организует взаимопроверку.
Работа в парах. Раздает каждой паре разрезную таблицу, на установление соответствие
Основные понятия Определение понятий
Корни - подземные органы растений, удерживают растение в почве, всасывают воду с минеральными веществами, в них откладываются питательные вещества
Корневая система -система всех корней растений
Главный корень - корень, уходящий в почву глубже всех
Боковые корни - корни, отходящие от главного и придаточных корней.
Придаточные корни - корни, отходящие от стебля
Организует работу по определению типов корневых систем по гербарию Отвечают на тестовое задание.
Проводят взаимопроверку.
Устанавливают соответствие, собирают разрезную таблицу.
Работают с гербарием, определяют тип корневой системы и заполняют таблицу. Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; учатся находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД: -осознают единство и целостность мира, формирование личностного и жизненного самоопределения.
Этап. Рефлексия. (2-3 мин.) Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Организует подводящий диалог.
- Обратите внимание на наши записи!
Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.
- Всё мы выполнили?
Вернёмся к нашей таблице!
Предлагает работу с таблицей. (Знаю. Хочу узнать. Что узнали?) - Что мы запишем в третью колонку?
- Как вы оцените свою работу?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.
Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию; учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: -учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.Этап. Домашнее задание. (2 мин.)
Комментирует домашнее задание:
1. Прочитать п.19 стр. 89 – 92 (задание обязательно для всех).
2.Ответьте на вопросы:
-С какой целью проводят окучивание
растений?
- У каких растений образуются корнеплоды?
- Каково их значение?
3.Приготовить мини-проект на тему:
«Морковь – витаминная кладовая» Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания
Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.