Научно-исследовательский проект Птичья столовая

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Сергиенко Н.Г.»










ЗАЩИТА ПРОЕКТА
1 «Г» класса
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»





Руководитель:
Еремеева Г.П.










2015-16 учебный год
Название проекта: «Птичья столовая».

Цель проекта: изучить зимующих птиц нашей местности и найти способы оказания им помощи в трудное для них зимнее время.

Задачи проекта:
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Расширить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Научить учащихся самостоятельно изготавливать кормушки для птиц из бросового материала.
Развивать творческие способности и трудовые навыки.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, ответственность за братьев наших меньших.

Участники проекта: учащиеся 1 «Г» класса.

Методы и приемы:
наблюдения;
анализа и обобщения;
работа с литературой;
экскурсии;
творческая работа.

Актуальность заявленной темы.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Именно зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Узнав об этом на уроках окружающего мира, мы задумалась, а какие птицы зимуют у нас в городе? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки?

Этапы работы:
I. Информационный этап
Задачи:
Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.
Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
II. Практический этап
Задачи:
Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
Разработка меню для птиц.
Провести экскурсию в парк, в школьный двор.
Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
Рассказать о своих наблюдениях.
III. Заключительный этап
Презентация проекта «Птичья столовая»

Весь класс разделился на 4 группы и распределили задачи.
Группа исследователей:
собирали информацию об особенностях птиц, провели наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц, изучали, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы.

Группа литераторов:
отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Знаешь ли ты птиц?».

Группа изобретателей:
разрабатывала проекты птичьих кормушек, собирала материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Показали презентацию «Сделай кормушку». Результатом работы являются изготовленные кормушки.

Группа фотокорреспондентов:
в ходе работы над проектом, собирали фотоматериал о работе проекта, выпустили плакат и буклеты о работе проекта.





ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Чтение стихотворения под тихую музыку.
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой, лечит лапку ему. 
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
Сегодня мы будем говорить о доброте, сочувствии, сопереживании к пернатым.
Музыку выключить.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Именно зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей. Об этом стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Шандронова Соня
Александр Яшин «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Узнав об этом на уроках окружающего мира, мы задумалась, а какие птицы зимуют у нас в городе? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки?

Очирова Энкира
Название проекта: «Птичья столовая».

Цель проекта: изучить зимующих птиц нашей местности и найти способы оказания им помощи в трудное для них зимнее время.

Задачи проекта: на экране.

При работе над проектом класс разделили на 4 группы. Сегодня каждая группа представит творческий отчет о проделанной работе.

ГРУППА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (руководитель: Бадминова Алина):
Андрюшкеев Д., Манджиев Ц., Погорелова М., Чапуртинов А., Манджиева Ал., Бадмаева В., Эрдненов Н., Очирова Ек., Церенова З.

Бадминова Алина
Собирали информацию об особенностях зимующих птиц, изучили особенности питания зимующих птиц.
Какие же птицы зимуют в нашем краю? Угадайте птицу по словесному описанию.
Эрдненов Никита
Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробей.
Очирова Катя
Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Синица.
Чапуртинов Адьян
У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый. Дятел.
Манджиева Саша
Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый. Сорока.
Манджиев Церен
У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. Ворона.
Андрюшкеев Дольган
Я считаюсь птицей мира. У меня короткие, но крепкие ножки, головка маленькая. Перья жесткие, но гладкие. Я не каркаю, не пищу, а воркую. Меня называют птицей мира. Голубь.

Бадминова Алина
Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Нельзя им цитрусовые и кожуру бананов. Нежелательно кормить птиц рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный опасен. У разных птиц есть свои предпочтения в еде.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Вручение Грамоты руководителю за работу группы.

ГРУППА ЛИТЕРАТОРОВ (руководитель: Шандронова Соня):
Маштыкова Алтана, Араев Сергей, Баисова Карина, Очиров Дмитрий, Бадмаева Энкира, Шевченко Кирилл, Мудаева Элина, Бембинова Альмана, Ардаев Араш.
Собирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Знаешь ли ты птиц?».

Инсценированное выступление «Доживем до весны».
Действующие лица:
воробей – Ардаев Араш
синичка – Маштыкова Алтана
сорока – Баисова Карина
Музыка. При появлении воробья выключить.
Появляется взъерошенный воробей:
- Ой, спасите. Караул! Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так несладко!

Появляется синичка:
- Бр-р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету! Может быть согреюсь тут!
Замечает воробья:
- Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой!
Может кто тебя обидел? Или ты кота увидел?

Воробей:
-Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах, в шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
- Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны, да ещё и хулиганы!
Нас выслеживают кошки, и во рту с утра ни крошки1
Червячков и мошек нет, а без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:
- Добрый день, синичка! Здравствуй,
Чик-чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка про какие-то кормушки
Дескать, дети есть такие,
Ну совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:
- Перестань трещать, сорока, о еде, о жизни лёгкой
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда, будто где-то есть еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!

Сорока возмущенно:
Чик-чирикин, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало, крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:
- А вот я бы полетела, что-то кушать захотела
Я ещё два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:
- Так и быть, я полечу - я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Музыка. Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей. Музыку выключить.
Синичка:
- Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный, оказалось не со зла.
Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
- Да, в саду я убедился: на сороку зря сердился.
И теперь уж наяву до весны я доживу!
А весной мы дружно, вместе будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды огороды и сады,
Ведь на сытый-то желудок нам пернатым, ерунда
И любое время суток, и снега, и холода!

Обращается к синичке:
- Ты со мной согласна?

Синичка:
- Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
Альмана
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? Постоянная.
2. Почему снегиря назвали снегирем? Появляется зимой.
Элина
3. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? Остатки пищи.
4. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? Голубь, воробей).
Дима
5. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? Образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло(.
6. Птица-долгожитель. Ворона 70-120 лет).
Энкира Б.
7. Кто строит квартиры для других птиц? Дятел.
8. Что птицам страшнее голод или холод зимой? Голод.
Сергей
9. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

Вручение Грамоты руководителю за работу группы.

ГРУППА ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ (руководитель: Лиджиев Эльвег):
Хонинова Айлана, Манджиев Эрдни, Гаряев Долан, Болдырева Даяна.

Разрабатывали проекты птичьих кормушек, собирала материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Показали презентацию «Сделай кормушку». Результатом работы являются изготовленные кормушки.
Даяна
Кормушка – сооружение нехитрое. Она может быть сделана буквально из всего. Так Болдырева Даяна изготовила кормушку с помощью папы из фанеры, Гаряев Долан использовал коробку из-под сока, Манджиев Эрдни - из пластиковой бутылки, также поступил и Лиджиев Эльвег. Но самая интересная красочная и трудоемкая работа была выполнена Хониновой Айланой.

Выступление Айланы.

Эрдня
По итогам работы мы вывели следующие правила. Кормушки всё же лучше делать самые простые; развешивать их в спокойных местах; следить, чтобы корм был постоянно; Кормушки надо держать в чистоте.

Вручение Грамоты руководителю за работу группы.

ГРУППА ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОВ (руководитель: Костикова В.):
Поддубный Иван, Бураева Диана, Нимгирова Альмина, Настаев Алдар, Деликова Эльзята, Очирова Энкира.
Обобщили весь материал, собранный другими группами и создали обучающие плакаты о зимующих птицах, а также фотоматериал, представленный сегодня - это результат работы нашей группы.

Вручение Грамоты руководителю за работу группы.

ИТОГ
Валерия К.
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах, Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда: Они в грозу и град, И под дождем, и в холода На ветках сидя спят.
Алина
Но кто же им дает приют, Когда снега метут?
Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной  Страшнее лютой стужи.
Диана
К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам, Галдят на ветках галки, Привольно прыгать воробьям, Как бы крутя скакалки.
Эльзята
Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки.
Альмана И вот летают все слабей Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте!  Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки И оживут бедняжки!
По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: “Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади

Айлана
В результате работы над проектом мы узнали о птицах, зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа принесла нам большую радость. Мы поняли, что участвовали не только в интересном, но и в полезном деле.

Учитель благодарит всех за проделанную работу.






















Заголовок 2 Заголовок 315