Урок — проект Птичья столовая

Урок - проект . Птичья столовая.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Сроки работы : ноябрь.
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Объект исследования : зимующие птицы нашего городка.
Задачи:
- определить птиц ,зимующих в нашей местности;
-выяснить, чем питаются зимующие птицы;
- сделать кормушку для птиц;
- организовать постоянно действующую «птичью столовую»;
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: карточки с изображением птиц, карточки для самостоятельной работы, CD –диск, учебник и рабочая тетрадь по предмету
«Окружающий мир» 2 класс.
Ход урока.
Организация детей на работу.
Сегодня мы продолжаем наше путешествие в природу.
Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса-
Здесь на каждом шагу чудеса.
На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес.
В нем немало таится чудес!

Постановка проблемы.
- На прошлых занятиях мы узнали, где рождается снег и что это такое, как зимуют растения и животные. Чтобы узнать , о чем сегодня пойдет разговор, послушайте..
«.. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
- Правильно. Тема нашего урока: «Как помочь птицам зимой?»
- Что нам необходимо выяснить, чтобы ответить на этот вопрос?
(Зимующие птицы, организация помощи)
3.Работа по теме урока.
- Чтобы ответить на первый вопрос , надо разгадать загадки:
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Хоть я птичка – невеличка,
У меня , друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прилетаю я сюда.
Кто же я ? ( Синичка)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ( Снегири)
4.Игра «Угадай птицу по ее описанию».
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко красное .Клюв короткий, толстый, черного цвета.(картинка)
Синица. Это красивая птичка.
У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на голове черная полоска – галстучек, крылья и хвост серые,спина желто- зеленая, а брюшко- желтое .(картинка)
Воробей. Это маленькая подвижная птичка серо – коричневого цвета, с округлой головкой, с короткими округлыми крыльями. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.(картинка)
5.Дополнительные сведения .
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят .Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись .Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Снегири- нарядные птицы .Снегири обычно держаться небольшими стайками( 7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
6.Решение второй задачи урока.(Как помочь птицам зимой?)
- Вот ребята мы выяснили, какие птицы зимуют у нас. А теперь подумайте, чем и как каждый из нас может помочь нашим друзьям?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод, а не холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
7. Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Нас всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно мы похлопаем,
Ножками потопаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

7.Организация работы по группам.
- 1 – группа «Снегири» будет собирать части кормушек, определит материал, из которого их можно сделать, а потом выберет самую удобную для птиц.
- 2 – группа «Синички» выберет из предложенных продуктов питания корм для птиц.
8.Самостоятельная работа в группах.
9.Проверка выполненного задания.
Каждая группа представляет результат самостоятельной работы.
10. Анализ проделанной работы и обобщение .
- Самой удобной кормушкой для птиц оказалась Потому что она удобна, вместительна, надежна и защищена от снега.
- Лучший корм для птиц – семена подсолнуха, тыквы, арбузов и дыни.
Любимый корм синиц – несоленое сало животных. Но подойдут и крошки белого хлеба (черный ржаной птицам вреден!)
11.Итог урока. Организация работы «Птичьей столовой».
- Какие две задачи мы решали на уроке?
- Что мы сможем с вами сделать для наших друзей?
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
Тинь-тень, тилли – тень,
Все короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.









15