Обмен опытом. Сообщение из опыта работы по формированию экологического сознания воспитанников коррекционной школы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Краснодарского края
специальная коррекционная школа-интернат
станицы Полтавской
«Формирование экологическогосознания у воспитанников»
Сообщение из опыта работы воспитателя
Мусиной Лилии Александровны
ст. Полтавская
Февраль 2016 год
Формирование экологического сознания начинается, как и все основные компоненты воспитания в младшем возрасте. С первого класса в своей работе я уделяла большое внимание экологическому воспитанию. Особый акцент придавала воспитанию эмоциональной чувствительности при общении детей с природой. Задача эта мне очень близка, и я сознаю, что она особенно актуальна в наши дни. Не раз принимала участие в районных и краевых конкурсах, мои работы были отмечены, есть грамоты, сертификаты. По этой теме обобщила опыт работы, он есть на сайте нашей школы.
Чтобы воспитать эмоциональную отзывчивость нужно вызвать положительный отклик. Важно научить детей размышлять, научить их удивляться. Важны именно положительные эмоции и понимание всей сущности и закономерности жизни на нашей планете Земля.
Поскольку времени для выступления у меня не очень много, я бы хотела поделиться с вами личным опытом и советами. Расскажу немного о практических опытах и экспериментах, которые я проводила с детьми.
ОПЫТ С СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ. Брала семечко любого растения, находила похожий на него камушек, и просила ребят найти схожесть и различие. Камешек сухой, твёрдый, семечко тоже сухое, твёрдое, похожие по строению и по форме. В чём различие. Пыталась, чтобы дети учились рассуждать. Что случится, если их положить в воду, закопать в землю. Семечко прорастет, значит, оно живое. А что вырастет из этого семечка? А как семечко знает, каким ему расти, что из него должно вырасти? Часто этот вопрос ставит детей в тупик. Учимся рассуждать. Откуда семечко взялось? Значит, есть генетическая память. Если есть память, семечко умное. Вывод: семена живые и умные. Внутри семечка секрет и целая жизнь. А сила какая!!! Камень пройденных дорог сумел пробить росток. Это живая природа.
ОПЫТ СО СЛОМАННОЙ ВЕТКОЙ. Увидели сломанную ветку. Рассмотрели поближе, видно, что её сломали недавно. Пытаемся туго перебинтовать. Будем наблюдать, приживётся – не приживётся. Рассуждаем, если ты порежешь палец, перебинтуешь, - заживёт? Заживёт, потому что организм даёт силы, по телу течёт кровь и приносит эти силы именно к ране. Позднее посмотрели, прижилась ветка. Значит, и по растению течёт живительный питательный сок. Дерево живое.
ОПЫТ С КОРНЯМИ ДЕРЕВЬЕВ. Рассуждали, насколько глубокие корни у дерева. Провели эксперимент, взяли палку, чуть-чуть не глубоко воткнули её в землю. Может легко упасть. Воткнули поглубже, более устойчива, но если толкнуть или сильный ветер - всё равно может упасть. Наполовину воткнули - держится. Объясняю, вот так и корни дерева вглубь растут, так же, как и ствол вверх тянется. Сколько над землёй, столько – под землёй. А ещё и боковые корни помогают. Поэтому даже в сильный ветер деревья устойчивы.
С ранних лет внушаю детям, нельзя рвать без надобности цветы и растения. Если тебя кто-то сильный пытается обидеть, ты что сделаешь? Убегу. Спрашиваю, почему? Потому что есть ножки. А у растений? Ножки-корни глубоко в земле сидят, поэтому не может убежать.
Читаем журнал «Юный натуралист». Варуш прочитал статью, что растения любят музыку. Под музыку лучше растут, особенно классическую. Захотели послушать. Почувствовали спокойствие и умиротворение. Спросила, а как вы думаете, под жёсткие басы растение будет лучше расти? Задумались… А почему? В чём различие музыки.
Рассказываю об одном эксперименте с двумя растениями. Росли в горшках рядом два одинаковых растения. Прикрепили датчик, показывающий пульсацию каждого растения. В комнату вошёл человек и сломал одно растение. В это время датчик зафиксировал очень сильную пульсацию другого растения. Со временем пульс пришёл в норму, растение успокоилось. Затем в комнату заходили люди, растение вело себя спокойно, но когда вошёл человек, сломавший растение, пульс увеличился настолько, что даже стал зашкаливать. Почему? Память, испуг, ощущение собственной бессильности перед врагом присуще и растениям. Удивила? Удивила.
Запомнился детям урок с интерактивной доской «Растения - хищники. Растения - паразиты». Прочитали в словаре Даля определение слов «хищник» и «паразит». Животные бывают хищными, а растения? Посмотрели видеоклип «Венерина мухоловка», как растения захватывают и едят, перерабатывают под чистую не только мух, но и слизняка. Хищники? Паразитический образ жизни ведут и растения. Омела белая, все видели на деревьях большие круглые зелёные шары. Забирает весь сок у дерева, убивает его. На траве повилика жёлтая, захватывает растения так, что не отдерёшь. Присоски мощные, растение погибает. Рассуждаем, а в нашей жизни есть похожие люди-паразиты. Проводим параллели с наркоманами, которые живут на бабушкину пенсию. Из дома выносят всё под чистую, заставляют страдать близких. Конкретное мышление способствует развитию логического мышления.
Интересное занятие с использованием наглядного материала «Если из леса исчезнут все птицы» На доске расположила - деревья с листочками, птицы, насекомые, жуки, гусеницы, животные. Пытаемся обсудить ситуацию – из леса исчезли все птицы. Что произойдёт. Заставляю размышлять. Расплодятся гусеницы и жуки. Что дальше? Они поедят все листья на деревьях и траву. Что дальше? Деревья засохнут, исчезнет лес. Уйдут животные, нечем будет питаться кабанам, зайцам и другим животным. Рассказала ребятам ситуацию про воробьёв в Китае. Поразмыслили – да, птиц надо беречь. Помогать им зимой, ведь не зря прилетают из леса на зиму синички в город, ждут от людей помощи. Даже Синичкин день люди отмечают 12 ноября, чтоб не забывали птиц в стужу.
В методической копилке школы есть разработанное мною занятие «Аэрофитофильтры и фитомодули». Ребята знают, для чего нужны растения в школе, бережно к ним относятся.
У нас в школе есть традиция проводить в апреле Неделю экологии. Мы устраиваем экологические викторины, День птиц, играем. Делаем всё, чтобы ребята поняли важность природы в нашей жизни.
Была проведена акция «Чистый берег». Почистили речку от мусора, целых четыре больших мешка. Откуда? От людей….. Рассуждаем, почему люди так себя ведут? От бескультурия. А мы хотим быть такими? Нет!!!! Проводим прогулки в природу с пользой. Берём целлофановые пакеты, перчатки. Так мы помогли дереву-алыче, убрали сетку-рабицу, которой был обвит её ствол. Убираем мусор и обсуждаем ситуацию, откуда он взялся? Что делать, чтобы его не было? Проводили исследование «Тополя на школьной территории», Сделали вывод: у нас в школе растут три разновидности тополей, тополь белый, тополь чёрный и тополь пирамидальный. Искали сходство и различие деревьев одного вида.
Нравятся ребятам уроки-любования. Правда, с возрастом сентиментальность у некоторых исчезла. Но я всё равно, ненавязчиво могу восхититься красотой золотого ясеня, или вспомнить стихи о белой берёзе.
Мне нравятся вечерние прогулки. Как-то мы с фонариком рассматривали ствол тополя, оказывается – жизнь кипит!!! Жучки какие-то ползают, листья опавшие шевелятся, в трещинках ствола кого только нет!!! Днём такого не увидишь. Опять удивление!!!
В начале своего выступления я сказала о воспитании именно положительных эмоций и нравственного отклика в сердцах ребят. Если ребята не понимают закономерностей жизни, могут натворить много бед. Сидели дети, возле них два маленьких холмика с крестиками. Спрашиваю, что это у вас? Они взахлёб рассказали, что похоронили птичку, которую задушила кошка, как им было жалко эту бедную птичку… Слёзы на глазах…. Спрашиваю, а вторая чья могилка, что - кошка двух задушила. Опять с таким же восторгом объясняют: «Нет, это мы кошке отомстили, убили и похоронили!» Грань эмоциональности и жестокости стёрта…… Дети не понимают взаимосвязи всего живого на земле. Сейчас нам Анна Николаевна закачала на компьютер цикл занятий «Мир природы», где все эти живые экологические цепочки раскрыты. Дети должны понимать грамотно построенную экосистему нашей планеты. И по возможности беречь её.
Я хочу научить ребят понимать прямую зависимость отношения природы к нам от нашего отношения к природе. Кто-то глупость сказал: «Человек – хозяин природы». А мудрый предупреждал: «Живите в согласии с природой любите её, не противоречьте её законам. Мы созданы природой как её маленькая часть. И эта часть должна жить в гармонии со всем созданным на нашей планете миром!»
Вечером, когда на небе нет луны и ясно видны звёзды, уходим куда-нибудь в тёмное место, на футбольное поле. Я рассказываю ребятам о бесконечности Вселенной, о маленькой планете Земля, которая из космоса почти не видна, но какая она красивая, сколько в ней тайн ещё не открыто, какие мы маленькие по сравнению с целым миром, и сколько мы можем сделать для своей любимой неповторимой планеты.
Черная бездна… Звездная пыль….
Холодом дышит вечность.
Переплетает сказку и быль,
Миг и бесконечность.
Кто-то когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Крутится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб всё начинать сначала….
На полюсах всё сильнее дрожа
Движется, бедолага,
Тщетно пытаясь нас удержать
От рокового шага……….